О природе «падших ангелов», или «сынов Божиих»
Из библейских и дополняющих их апокрифических текстов следует, что в определенный момент времени на земле появились представители небесной иерархии низшего ранга – ангелы. По одной из версий это были низвергнутые ангелы Сатаны, по другой – на землю были отправлены две роты «небесного спецназа» с цивилизаторской миссией. Вступив в связь с земными женщинами «сыны Божии» породили расу исполинов-нефелимов, истребивших сначала пищевые запасы людей, а затем обратившихся к каннибализму, обеспечив себе в лице допотопного человечества стабильную кормовую базу. Возможно, исполины приучили к каннибализму и некоторую часть допотопного человечества (греческий миф о Ликаоне). Согласно всем сохранившимся источникам, именно это привело к окончательному растлению человечества и послужило настоящей причиной Великого потопа. К тому же в Книге Еноха и у Иустина Философа упоминается, что «стражи» поделились со своими женами частью «небесных знаний», которые давали как нефелимам, так и людям чудовищную власть над природными силами, породив тем самым угрозу всему живому на земле. Именно это послужило основной причиной решения об уничтожении человечества. За исключением нескольких праведников, призванных продолжить род человеческий после окончания Великого потопа.
Падшие ангелы в Ветхом и Новом Завете
Сказано в Ветхом Завете – в «Книге Бытия»:
Вот, собственно и весь рассказ в 13 абзацах о кардинальном событии допотопной истории. Впрочем, это Ветхий Завет…
Однако сохранилось насколько иных древних источников, в которых данная история раскрывается более подробно.
Начнем с того, что понятие «падшие ангелы» отсутствует в писаниях авраимических религий, точнее говоря, в Ветхом Завете. Только в Новом Завете в «Откровении Иоанна Богослова» (I в.н.э.) присутствует следующий абзац:
Но в данном пассаже говорится о низверженных ангелах, вставших на сторону Сатаны. Не могу утверждать точно, но по моему предположению, термин «падшие ангелы» появился значительно позднее – в эпоху Ренессанса.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, касающееся Сатаны. В Книге Бытия Сатана впервые появляется в образе змея, искусившего Еву плодом с Древа Познания. В целом же Сатана (он Люцифер) в христианской литературе чаще всего фигурирует под именем ангела. Но здесь необходимо сделать важное уточнение. В христианской традиции уже в IV в.н.э. были разработаны различные варианты ангельской иерархии (ангельских чинов), которые, впрочем, не сильно разнились друг от друга. Чины делились на три триады.
Высшая: серафимы, херувимы, господства.
Средняя: престолы, силы, власти.
Низшая: начала, архангелы, ангелы.
Эта классификация принадлежит Иоанну Златоусту (IV в.н.э.). У других богословов ангельские чины могли меняться местами и даже не достигать числа девяти. Однако у большинства иудейских и христианских авторов высшим ангельским чином являлись серафимы (или серафы), непосредственно стоящие возле Бога. Но вот что интересно. Греческое слово «серафим» происходит от древнееврейского «сараф», что означает огненного летающего змея или летающего дракона. Именно так он и обозначен в приведенном выше отрывке из «Откровения Иоанна Богослова». И бунт Сатаны был восстанием одного из первейших небесных иерархов. Может в этом причина того, что на его сторону встали многие ангелы? И не поэтому ли вся Библия проникнута образом Змея.
Сама по себе Книга Бытия очень противоречива, скупа и фрагментарна. Глава 6 начинается со слов «Когда люди начали преумножаться на земле…». Никаких причин этого процесса не указано. Но для роста населения необходимы три первостепенных фактора: благоприятные климатические условия, отсутствие постоянных военных конфликтов и эпидемий. Даже намека на эти факторы нет.
Далее (Быт.6:4) говорится о потомках сынов божиих что это «это сильные, издревле славные люди». И в следующем абзаце (Быт.6:5): «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле…». Чуть далее (Быт.6:12): «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле». Таким образом в Ветхом Завете попросту отсутствует история причин падения человечества.
Как уже упоминалось, в Книге Бытия использован термин «сыны божии». И необходимо подчеркнуть, что эта история являлась причиной многочисленных и острых богословских дискуссий, вплоть до настоящего времени. Кто такие «сыны божии»? В период раннего христианства, начиная со II в.н.э. богословы однозначно считали их бессплотнымми ангелами-духовными сущностями. Но как тогда они могли «входить» к дочерям человеческим и давать потомство в виде исполинов? В IV в.н.э. появилась иная версия о происхождении «сынов божиих». Она быстро завоевала популярность, так как ее придерживался непререкаемый христианский авторитет Иоанн Златоуст. Согласно этой версии «сынами божиими» являлись представители знатных родов из прямых потомков Сифа – третьего сына Адама и Евы. То есть речь шла о конкретных живых людях. Однако это противоречие в христианском богословии не решено до сих пор.
Как уже упоминалось Ветхий Завет дает чрезвычайно скудную и обрывочную информацию о допотопном человечестве. Однако сохранилось несколько, к сожалению, немного, других источников той эпохи, раскрывающих суть процессов грехопадения человечества. Самый древний из них – книга «Вавилоника», написанная Беросом в IV-III вв. до н.э. был высокопоставленным жрецом в храме Бела (Мардука) в Вавилоне и имел прямой доступ к огромной храмовой библиотеке. Свою книгу по истории Месопотамии он написал в трех томах. К сожалению от этого труда сохранилось всего 22 фрагмента. Во 2-м томе Берос описывает Великий потоп, случившийся при царе Ксисутре, а также указывает причины, вызвавшие это бедствие.
Ангелы в Книге Еноха и Книге Юбилеев
Второй источник – Книга Еноха (примерно III до н.э.), написанная от лица седбмого патриарха (считая от Адама), который, согласно христианской традиции, за свое благочестие и веру был живым вознесен на небо и стал «небесным писцом».
Сохранилось три варианта этого христианского апокрифа: Эфиопский, Славянский («Книга тайн») и Еврейский («Книга небесных дворцов»). В рамках данной темы нас более всего интересует эфиопский вариант. Эта книга, называемая Первой книгой Еноха была поделена на пять частей. И первая часть называлась «Книгой стражей».
Отдельные упоминания по допотопной истории имеются также в «Книге Юбилеев» (II в. до н.э.) и у еврейского писателя и военачальника Иосифа Флавия (I в.н.э.). Вот основной круг древних источников, благодаря которым мы можем попытаться реконструировать предпотопную историю человечества и причины великой катастрофы. Правда, здесь следует учитывать тот существенный момент, что речь идет об информации с довольно ограниченной территории: Ближний Восток и Восточное Средиземноморье.
Попробуем в общих чертах обрисовать картину тех далеких допотопных событий на основе указанных выше источников. Начнем с Ветхого Завета: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди». Вот, собственно и все. У других авторов информация более детальна.
Берос, описывая допотопную историю Земли, делит населявших ее разумных существ на три категории: гиганты, обыкновенные люди и существа, жившие в море, которые обучили людей искусствам и ремеслам. Сначала исполины были добрые и славные, говоря словами Библии. Но постепенно деградировали и стали угнетать людей. «Питаясь человеческим мясом, – пишет Берос, – они изгоняли утробные плоды женщин для приготовления кушанья. Блудно сожительствовали с родными матерями, сестрами, дочерьми, мальчиками, животными; не уважали Богов и творили всякие беззакония. Боги за нечестие и злобу затмевали им разум, а под конец решили истребить нечестивцев, наслав на Землю воды потопа. Погибли все, кроме праведника Ноя и его семейства. От него и пошел по новой род людской. Далее Берос пишет более конкретно: ««Они (исполины) столь были мерзки для Бога и людей, что Господь ради них одних навел потоп. Бог и до Великого потопа убивал исполинов громом и молнией, но они не имели страха перед Богом. И только потоп уничтожил их».
Иосиф Флавий писал, что спустившиеся на землю «сыны божии» семь поколений пребывали в добродетели, но после впали в грех, вступив в связь с земными женщинами, которые стали рожать им исполинов. В разных источниках их называют также демонами. Но в еврейском варианте их имя – нефелимы, что и переводится с иврита как «падшие». По одной из богословских версий «сыны божии» вступили в связь именно с женщинами линии Каина, а не Сифа. Отсюда и такой результат.
Еще более интересная информация содержится в Книге Еноха. Он не использовал термины «падшие ангелы» или «сыны божии». Енох употреблял понятие «стражи» (или «неспящие»). По его версии 200 ангелов спустились на землю с целью, говоря современным языком, прогрессорской миссии, дабы научить людей основам цивилизации – от производящего хозяйства и ремесел до письменности и законов. Енох даже перечисляет имена семи главных ангелов и указывает, кто и чему обучал людей.
В частности, Енох пишет: «Азазел (знакомое имя по отечественной литературе) наyчил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панциpи, и наyчил их видеть, что было позади них, и наyчил их искyсствам. … И явилось великое нечестие и много непотpебств, и люди согpешали, и все пyти их pазвpатились. … Так посмотpи же, что сделал Азазел, как он наyчил на земле всякомy нечестию и откpыл небесные тайны миpа».
Перед этим Енох уточняет: «И они взяли себе жён, и каждый выбpал для себя однy; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и наyчили их волшебствy и заклятиям».
Далее, как следствие этих браков началось следующее: «Они зачали и pодили великих исполинов, pост котоpых был в тpи тысячи локтей. Они поели все пpиобpетения людей, так что люди yже не могли пpокаpмливать их. Тогда исполины обpатились пpотив самих людей, чтобы пожиpать их».
Раннехристианский апологет и мученик Иустин Философ (II в.н.э.) написал в одном из своих произведений:
Что в сухом остатке?
Подведем краткие предварительные итоги. В определенный момент времени (абсолютная хронология в данном случае не имеет значения) на земле появились представители небесной иерархии низшего ранга – ангелы. По одной из версий это были низвергнутые ангелы армии Сатаны, проигравшие в небесной битве. По другой версии, говоря современным языком, на землю были отправлены две роты «небесного спецназа» с цивилизаторской миссией. Хотя и то и другое могло иметь место одновременно. Главное, что результат оказался совершенно негативным. Вступив в связь с земными женщинами «сыны божии» или «стражи» породили расу исполинов-нефелимов, которые истребив пищевые запасы людей, обратились к каннибализму. Возможно, что они приучили этому и обычных людей (греческий миф о Ликаоне). Это, согласно всем сохранившимся источникам и привело к растлению человечества. Более того, нефелимы решили поработить человечество. Что значит поработить? Может имелось ввиду обеспечить себе стабильную кормовую базу?
Но есть и еще одна серьезная причина, упомянутая в Книге Еноха и у Иустина Философа. «Стражи» поделились со своими женами частью «небесных знаний», которые, как можно предположить давали как нефелимам, так и людям власть над природными силами. И, вероятно, сложилась ситуация, которую сегодня называют «обезьяна с гранатой». Недаром же в Книге Бытия присутствует загадочная фраза: «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле». То есть можно предположить, что возникла угроза всему живому на земле (о конкретных последствиях сегодня нет смысла гадать). И именно это послужило основной причиной того, что Господь решил уничтожить человечество, оставив в живых только истинных праведников, главной задачей которых являлось возрождение нового человечества.Автор: А.Жуков
Падшие ангелы в Ветхом и Новом Завете
Сказано в Ветхом Завете – в «Книге Бытия»:
«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли». (Быт.6:1-13)
Вот, собственно и весь рассказ в 13 абзацах о кардинальном событии допотопной истории. Впрочем, это Ветхий Завет…
Однако сохранилось насколько иных древних источников, в которых данная история раскрывается более подробно.
Начнем с того, что понятие «падшие ангелы» отсутствует в писаниях авраимических религий, точнее говоря, в Ветхом Завете. Только в Новом Завете в «Откровении Иоанна Богослова» (I в.н.э.) присутствует следующий абзац:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». (Отк. 12:7)
Но в данном пассаже говорится о низверженных ангелах, вставших на сторону Сатаны. Не могу утверждать точно, но по моему предположению, термин «падшие ангелы» появился значительно позднее – в эпоху Ренессанса.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, касающееся Сатаны. В Книге Бытия Сатана впервые появляется в образе змея, искусившего Еву плодом с Древа Познания. В целом же Сатана (он Люцифер) в христианской литературе чаще всего фигурирует под именем ангела. Но здесь необходимо сделать важное уточнение. В христианской традиции уже в IV в.н.э. были разработаны различные варианты ангельской иерархии (ангельских чинов), которые, впрочем, не сильно разнились друг от друга. Чины делились на три триады.
Высшая: серафимы, херувимы, господства.
Средняя: престолы, силы, власти.
Низшая: начала, архангелы, ангелы.
Эта классификация принадлежит Иоанну Златоусту (IV в.н.э.). У других богословов ангельские чины могли меняться местами и даже не достигать числа девяти. Однако у большинства иудейских и христианских авторов высшим ангельским чином являлись серафимы (или серафы), непосредственно стоящие возле Бога. Но вот что интересно. Греческое слово «серафим» происходит от древнееврейского «сараф», что означает огненного летающего змея или летающего дракона. Именно так он и обозначен в приведенном выше отрывке из «Откровения Иоанна Богослова». И бунт Сатаны был восстанием одного из первейших небесных иерархов. Может в этом причина того, что на его сторону встали многие ангелы? И не поэтому ли вся Библия проникнута образом Змея.
Сама по себе Книга Бытия очень противоречива, скупа и фрагментарна. Глава 6 начинается со слов «Когда люди начали преумножаться на земле…». Никаких причин этого процесса не указано. Но для роста населения необходимы три первостепенных фактора: благоприятные климатические условия, отсутствие постоянных военных конфликтов и эпидемий. Даже намека на эти факторы нет.
Далее (Быт.6:4) говорится о потомках сынов божиих что это «это сильные, издревле славные люди». И в следующем абзаце (Быт.6:5): «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле…». Чуть далее (Быт.6:12): «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле». Таким образом в Ветхом Завете попросту отсутствует история причин падения человечества.
Как уже упоминалось, в Книге Бытия использован термин «сыны божии». И необходимо подчеркнуть, что эта история являлась причиной многочисленных и острых богословских дискуссий, вплоть до настоящего времени. Кто такие «сыны божии»? В период раннего христианства, начиная со II в.н.э. богословы однозначно считали их бессплотнымми ангелами-духовными сущностями. Но как тогда они могли «входить» к дочерям человеческим и давать потомство в виде исполинов? В IV в.н.э. появилась иная версия о происхождении «сынов божиих». Она быстро завоевала популярность, так как ее придерживался непререкаемый христианский авторитет Иоанн Златоуст. Согласно этой версии «сынами божиими» являлись представители знатных родов из прямых потомков Сифа – третьего сына Адама и Евы. То есть речь шла о конкретных живых людях. Однако это противоречие в христианском богословии не решено до сих пор.
Как уже упоминалось Ветхий Завет дает чрезвычайно скудную и обрывочную информацию о допотопном человечестве. Однако сохранилось несколько, к сожалению, немного, других источников той эпохи, раскрывающих суть процессов грехопадения человечества. Самый древний из них – книга «Вавилоника», написанная Беросом в IV-III вв. до н.э. был высокопоставленным жрецом в храме Бела (Мардука) в Вавилоне и имел прямой доступ к огромной храмовой библиотеке. Свою книгу по истории Месопотамии он написал в трех томах. К сожалению от этого труда сохранилось всего 22 фрагмента. Во 2-м томе Берос описывает Великий потоп, случившийся при царе Ксисутре, а также указывает причины, вызвавшие это бедствие.
Ангелы в Книге Еноха и Книге Юбилеев
Второй источник – Книга Еноха (примерно III до н.э.), написанная от лица седбмого патриарха (считая от Адама), который, согласно христианской традиции, за свое благочестие и веру был живым вознесен на небо и стал «небесным писцом».
Сохранилось три варианта этого христианского апокрифа: Эфиопский, Славянский («Книга тайн») и Еврейский («Книга небесных дворцов»). В рамках данной темы нас более всего интересует эфиопский вариант. Эта книга, называемая Первой книгой Еноха была поделена на пять частей. И первая часть называлась «Книгой стражей».
Отдельные упоминания по допотопной истории имеются также в «Книге Юбилеев» (II в. до н.э.) и у еврейского писателя и военачальника Иосифа Флавия (I в.н.э.). Вот основной круг древних источников, благодаря которым мы можем попытаться реконструировать предпотопную историю человечества и причины великой катастрофы. Правда, здесь следует учитывать тот существенный момент, что речь идет об информации с довольно ограниченной территории: Ближний Восток и Восточное Средиземноморье.
Попробуем в общих чертах обрисовать картину тех далеких допотопных событий на основе указанных выше источников. Начнем с Ветхого Завета: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди». Вот, собственно и все. У других авторов информация более детальна.
Берос, описывая допотопную историю Земли, делит населявших ее разумных существ на три категории: гиганты, обыкновенные люди и существа, жившие в море, которые обучили людей искусствам и ремеслам. Сначала исполины были добрые и славные, говоря словами Библии. Но постепенно деградировали и стали угнетать людей. «Питаясь человеческим мясом, – пишет Берос, – они изгоняли утробные плоды женщин для приготовления кушанья. Блудно сожительствовали с родными матерями, сестрами, дочерьми, мальчиками, животными; не уважали Богов и творили всякие беззакония. Боги за нечестие и злобу затмевали им разум, а под конец решили истребить нечестивцев, наслав на Землю воды потопа. Погибли все, кроме праведника Ноя и его семейства. От него и пошел по новой род людской. Далее Берос пишет более конкретно: ««Они (исполины) столь были мерзки для Бога и людей, что Господь ради них одних навел потоп. Бог и до Великого потопа убивал исполинов громом и молнией, но они не имели страха перед Богом. И только потоп уничтожил их».
Иосиф Флавий писал, что спустившиеся на землю «сыны божии» семь поколений пребывали в добродетели, но после впали в грех, вступив в связь с земными женщинами, которые стали рожать им исполинов. В разных источниках их называют также демонами. Но в еврейском варианте их имя – нефелимы, что и переводится с иврита как «падшие». По одной из богословских версий «сыны божии» вступили в связь именно с женщинами линии Каина, а не Сифа. Отсюда и такой результат.
Еще более интересная информация содержится в Книге Еноха. Он не использовал термины «падшие ангелы» или «сыны божии». Енох употреблял понятие «стражи» (или «неспящие»). По его версии 200 ангелов спустились на землю с целью, говоря современным языком, прогрессорской миссии, дабы научить людей основам цивилизации – от производящего хозяйства и ремесел до письменности и законов. Енох даже перечисляет имена семи главных ангелов и указывает, кто и чему обучал людей.
В частности, Енох пишет: «Азазел (знакомое имя по отечественной литературе) наyчил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панциpи, и наyчил их видеть, что было позади них, и наyчил их искyсствам. … И явилось великое нечестие и много непотpебств, и люди согpешали, и все пyти их pазвpатились. … Так посмотpи же, что сделал Азазел, как он наyчил на земле всякомy нечестию и откpыл небесные тайны миpа».
Перед этим Енох уточняет: «И они взяли себе жён, и каждый выбpал для себя однy; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и наyчили их волшебствy и заклятиям».
Далее, как следствие этих браков началось следующее: «Они зачали и pодили великих исполинов, pост котоpых был в тpи тысячи локтей. Они поели все пpиобpетения людей, так что люди yже не могли пpокаpмливать их. Тогда исполины обpатились пpотив самих людей, чтобы пожиpать их».
Раннехристианский апологет и мученик Иустин Философ (II в.н.э.) написал в одном из своих произведений:
«Бог вверил попечение о людях и о всем поднебесном поставленным на это ангелам. Но ангелы преступили свое назначение: они впали в совокупление с женами и родили сынов, так называемых демонов. Затем, наконец, поработили себе человеческий род, частично посредством волшебных писаний, частично посредством страхов и мучений, которые они приносили людям, а частию через научение их жертвоприношениям, курениям и возлияниям, в коих сами падшие ангелы возымели горделивую нужду. Они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутство и вообще всякое зло»
Что в сухом остатке?
Подведем краткие предварительные итоги. В определенный момент времени (абсолютная хронология в данном случае не имеет значения) на земле появились представители небесной иерархии низшего ранга – ангелы. По одной из версий это были низвергнутые ангелы армии Сатаны, проигравшие в небесной битве. По другой версии, говоря современным языком, на землю были отправлены две роты «небесного спецназа» с цивилизаторской миссией. Хотя и то и другое могло иметь место одновременно. Главное, что результат оказался совершенно негативным. Вступив в связь с земными женщинами «сыны божии» или «стражи» породили расу исполинов-нефелимов, которые истребив пищевые запасы людей, обратились к каннибализму. Возможно, что они приучили этому и обычных людей (греческий миф о Ликаоне). Это, согласно всем сохранившимся источникам и привело к растлению человечества. Более того, нефелимы решили поработить человечество. Что значит поработить? Может имелось ввиду обеспечить себе стабильную кормовую базу?
Но есть и еще одна серьезная причина, упомянутая в Книге Еноха и у Иустина Философа. «Стражи» поделились со своими женами частью «небесных знаний», которые, как можно предположить давали как нефелимам, так и людям власть над природными силами. И, вероятно, сложилась ситуация, которую сегодня называют «обезьяна с гранатой». Недаром же в Книге Бытия присутствует загадочная фраза: «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле». То есть можно предположить, что возникла угроза всему живому на земле (о конкретных последствиях сегодня нет смысла гадать). И именно это послужило основной причиной того, что Господь решил уничтожить человечество, оставив в живых только истинных праведников, главной задачей которых являлось возрождение нового человечества.Автор: А.Жуков
Опубликовано 18 декабря 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 927
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: