О чём рассказывает написанное 3000 лет назад в Египте первое в истории упоминание о призраках
Истории о привидениях придумали не вчера. Они существовали тысячи лет в разных древних культурах. Знаменитый писатель Лавкрафт однажды сказал: «Как и следовало ожидать от формы, столь тесно связанной с первобытными эмоциями, история ужасов так же стара, как сами человеческие мысли и речь». Человеческое желание победить смерть, жить вечно, нашло своё выражение в подобных историях. Самый древний и знаменитый рассказ о привидениях был написан более 3 тысяч лет назад в Древнем Египте. О чём же повествует эта история, которую написали люди, верившие, что смерти не существует?
Смерть - это только начало
В Древнем Египте верили, что смерть — это далеко не конец жизни, а лишь начало её следующего этапа. Это вечное путешествие у которого нет конца. В древнеегипетском языке даже не было слова, соответствующего понятию «смерть», которое обычно определяется как «прекращение жизни», поскольку смерть была просто переходом в другую фазу вечного существования.
Первая в мире история о привидениях
В 1983 году знаменитый писатель Норман Мейлер опубликовал роман под названием «Древние вечера». Он писал его целых десять лет. Автор кропотливо изучал историю Египта и порядок наследования фараонов. Роман стал бестселлером. Самым интересным оказалось то, что сюжет книги очень похож на весьма необычный египетский текст, который датируется вторым тысячелетием до нашей эры. Этот древний документ оказался одним из первых литературных произведений о привидениях. Эта история носит название «Хонсуемхеб и призрак».
Книга Мейлера начинается с того, что герой просыпается в гробнице, ничего не помня о себе и своём прошлом. Постепенно он вспоминает, что он крестьянин по имени Мени. Фараон Рамзес II назначил его своим личным возничим, потом военачальником и они сражались плечом к плечу в битве при Кадеше. Только проблема была в том, что сейчас правил Рамзес IX. Между фараонами прошло почти сто лет. Становится ясно, что Мени давно мёртв, он дух, потому и проснулся в гробнице.
Сначала никто не заметил сходства между этой книгой и рассказом о Хонсуемхебе и призраке. Эта история датируется периодом между 19-й и 20-й династиями (Новое Царство). Возможно она тоже основана на каком-то более раннем рассказе, но это теперь не выяснить, слишком много гробниц было в своё время разграблено. Фрагменты этой истории о привидениях египтологи неоднократно обнаруживали на различных керамических осколках. Очевидно потому что папирусы тогда были дорогими.
В древнеегипетской истории главному герою, Хонсуемхебу, верховному жрецу Амона, пришлось переночевать в фиванском некрополе и его разбудил дух одного из покойников там похороненных. По египетским представлениям дух может принять любую форму и вернуться из загробного мира. Чаще всего это была птица с человеческой головой. Эта форма представляла собой некую божественную силу, связанную с бессмертием и воскресением. Пробуждение духа в этой форме могло случиться из-за того, что был нарушен покой умершего. Дух блуждал по Земле наводя ужас на живых, вызывая кошмары и пробуждая муки совести. Подобные сущности появлялись ранее в месопотамских текстах.
После той ночи Хонсуемхеб решает помочь духу обрести покой. Он поднимается на крышу храма и взывает к богам. Призрак является вновь и говорит, что его зовут Небусемех, он сын Анхмена и Тамшасы, в своё время был видной фигурой при дворе фараона Рахотепа. Этот царь правил между 1622-1619 годами до нашей эры и принадлежал к XVII династии. Это был этап перехода от Среднего царства к Новому, характеризующийся двойной монархией вследствие вторжения в Египет гиксосов.
Небусемех был военачальником, а также казначеем фараона. Такая должность действительно существовала в Древнем Египте. На Землю он вернулся из-за того, что могила его разрушена, по гробнице гуляет ветер и он потерял покой. Небусемех сказал, что умер во время правления Ментухотепа. Фараонов с таким именем в Египте было семь. Учёные выяснили, что Рахотепу наследовал сначала Собекенсаф I (который правил шестнадцать лет), а затем Дьехути (правил один год), потом на трон взошёл Ментухотеп VII. Примерно на четырнадцатом году правления которого, вероятно, умер военачальник.
Тут следует заметить, что историки расходятся во мнениях по поводу хронологии правления египетских фараонов. Некоторые считают, что Рахотеп и Ментухотеп — один и тот же царь, в то время как другие полагают, что это был Ментухотеп II. Тут опять несостыковка: последний правил за пять веков до Рахотепа. Такая путаница в египтологии — весьма распространённое явление. Слишком много веков прошло и слишком скудны источники. Возможно, конечно, древний рассказчик просто плохо знал историю своей страны. Может это был какой-то бедный писарь, который документировал строительство гробниц и записал старинную народную сказку, передаваемую поколениями до него из уст в уста.
Что рассказывает древняя история о призраке
Повествование гласит, что Ментухотеп похоронил своего военачальника и казначея в гробнице со всеми положенными почестями. У него был саркофаг из алебастра и даже сосуды с канопами. Всё это разрушено теперь. Священник Хонсуемхеб пожалел призрака и предложил ему помочь. Он обещает отремонтировать ему гробницу и поместить его тело в новый саркофаг из дорогой древесины. Небусемех не верит в искренность жреца, ведь живые его всегда обманывали. Хонсуемхеб, чтобы показать серьёзность своих намерений, говорит, что не будет пить и есть, а будет сидеть тут и оплакивать его душу. Каждый день его слуги будут совершать подношения в храме за умершего.
На этом повествование прерывается. Оно записано на нескольких фрагментах, обнаруженных в Дейр-эль-Медине (недалеко от Фив). Эти осколки выставлены в Египетском музее в Турине, Художественно-историческом музее в Вене, Национальном археологическом музее во Флоренции и в парижском Лувре. Эти фрагменты учёные не смогли точно расположить в хронологическом порядке.
Фрагмент, хранящийся в Париже, повествует о том, как Хонсуемхеб сдерживает своё обещание и отправляет трёх слуг на поиски подходящего места для новой гробницы. Они находят его «в двадцати пяти локтях от царя в Дейр-эль-Бахари» (там, где стоит погребальный храм Ментухотепа II). Сегодня это место известно прежде всего тем, что пять веков спустя, рядом были похоронены царица Хатшепсут и её сын, могущественный Тутмос III. Слуга возвращается к священнику и рассказывает, что нашёл место. На этом история обрывается и конец неизвестен. Вернул ли Хонсуемхеб Небусемеху вечный покой?...
Источник: "Культурология"
Смерть - это только начало
В Древнем Египте верили, что смерть — это далеко не конец жизни, а лишь начало её следующего этапа. Это вечное путешествие у которого нет конца. В древнеегипетском языке даже не было слова, соответствующего понятию «смерть», которое обычно определяется как «прекращение жизни», поскольку смерть была просто переходом в другую фазу вечного существования.
Египетская загробная жизнь
Первая в мире история о привидениях
В 1983 году знаменитый писатель Норман Мейлер опубликовал роман под названием «Древние вечера». Он писал его целых десять лет. Автор кропотливо изучал историю Египта и порядок наследования фараонов. Роман стал бестселлером. Самым интересным оказалось то, что сюжет книги очень похож на весьма необычный египетский текст, который датируется вторым тысячелетием до нашей эры. Этот древний документ оказался одним из первых литературных произведений о привидениях. Эта история носит название «Хонсуемхеб и призрак».
Первая история о привидениях называется просто «Хонсуемхеб и призрак»
Книга Мейлера начинается с того, что герой просыпается в гробнице, ничего не помня о себе и своём прошлом. Постепенно он вспоминает, что он крестьянин по имени Мени. Фараон Рамзес II назначил его своим личным возничим, потом военачальником и они сражались плечом к плечу в битве при Кадеше. Только проблема была в том, что сейчас правил Рамзес IX. Между фараонами прошло почти сто лет. Становится ясно, что Мени давно мёртв, он дух, потому и проснулся в гробнице.
Норман Мейлер
Сначала никто не заметил сходства между этой книгой и рассказом о Хонсуемхебе и призраке. Эта история датируется периодом между 19-й и 20-й династиями (Новое Царство). Возможно она тоже основана на каком-то более раннем рассказе, но это теперь не выяснить, слишком много гробниц было в своё время разграблено. Фрагменты этой истории о привидениях египтологи неоднократно обнаруживали на различных керамических осколках. Очевидно потому что папирусы тогда были дорогими.
Фрагмент Книги мёртвых
В древнеегипетской истории главному герою, Хонсуемхебу, верховному жрецу Амона, пришлось переночевать в фиванском некрополе и его разбудил дух одного из покойников там похороненных. По египетским представлениям дух может принять любую форму и вернуться из загробного мира. Чаще всего это была птица с человеческой головой. Эта форма представляла собой некую божественную силу, связанную с бессмертием и воскресением. Пробуждение духа в этой форме могло случиться из-за того, что был нарушен покой умершего. Дух блуждал по Земле наводя ужас на живых, вызывая кошмары и пробуждая муки совести. Подобные сущности появлялись ранее в месопотамских текстах.
После той ночи Хонсуемхеб решает помочь духу обрести покой. Он поднимается на крышу храма и взывает к богам. Призрак является вновь и говорит, что его зовут Небусемех, он сын Анхмена и Тамшасы, в своё время был видной фигурой при дворе фараона Рахотепа. Этот царь правил между 1622-1619 годами до нашей эры и принадлежал к XVII династии. Это был этап перехода от Среднего царства к Новому, характеризующийся двойной монархией вследствие вторжения в Египет гиксосов.
Рисунок египетской стелы из Британского музея, на котором фараон Рахотеп делает подношение Осирису
Небусемех был военачальником, а также казначеем фараона. Такая должность действительно существовала в Древнем Египте. На Землю он вернулся из-за того, что могила его разрушена, по гробнице гуляет ветер и он потерял покой. Небусемех сказал, что умер во время правления Ментухотепа. Фараонов с таким именем в Египте было семь. Учёные выяснили, что Рахотепу наследовал сначала Собекенсаф I (который правил шестнадцать лет), а затем Дьехути (правил один год), потом на трон взошёл Ментухотеп VII. Примерно на четырнадцатом году правления которого, вероятно, умер военачальник.
Статуя Ментухотепа II
Тут следует заметить, что историки расходятся во мнениях по поводу хронологии правления египетских фараонов. Некоторые считают, что Рахотеп и Ментухотеп — один и тот же царь, в то время как другие полагают, что это был Ментухотеп II. Тут опять несостыковка: последний правил за пять веков до Рахотепа. Такая путаница в египтологии — весьма распространённое явление. Слишком много веков прошло и слишком скудны источники. Возможно, конечно, древний рассказчик просто плохо знал историю своей страны. Может это был какой-то бедный писарь, который документировал строительство гробниц и записал старинную народную сказку, передаваемую поколениями до него из уст в уста.
Что рассказывает древняя история о призраке
Повествование гласит, что Ментухотеп похоронил своего военачальника и казначея в гробнице со всеми положенными почестями. У него был саркофаг из алебастра и даже сосуды с канопами. Всё это разрушено теперь. Священник Хонсуемхеб пожалел призрака и предложил ему помочь. Он обещает отремонтировать ему гробницу и поместить его тело в новый саркофаг из дорогой древесины. Небусемех не верит в искренность жреца, ведь живые его всегда обманывали. Хонсуемхеб, чтобы показать серьёзность своих намерений, говорит, что не будет пить и есть, а будет сидеть тут и оплакивать его душу. Каждый день его слуги будут совершать подношения в храме за умершего.
Остракон с фрагментом истории, хранящийся в Египетском музее в Турине
На этом повествование прерывается. Оно записано на нескольких фрагментах, обнаруженных в Дейр-эль-Медине (недалеко от Фив). Эти осколки выставлены в Египетском музее в Турине, Художественно-историческом музее в Вене, Национальном археологическом музее во Флоренции и в парижском Лувре. Эти фрагменты учёные не смогли точно расположить в хронологическом порядке.
Вид на Дейр-эль-Медину
Фрагмент, хранящийся в Париже, повествует о том, как Хонсуемхеб сдерживает своё обещание и отправляет трёх слуг на поиски подходящего места для новой гробницы. Они находят его «в двадцати пяти локтях от царя в Дейр-эль-Бахари» (там, где стоит погребальный храм Ментухотепа II). Сегодня это место известно прежде всего тем, что пять веков спустя, рядом были похоронены царица Хатшепсут и её сын, могущественный Тутмос III. Слуга возвращается к священнику и рассказывает, что нашёл место. На этом история обрывается и конец неизвестен. Вернул ли Хонсуемхеб Небусемеху вечный покой?...
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари, позади него видна гробница Ментухотепа II
Опубликовано 07 декабря 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 734
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: