Почему не утихают споры вокруг таинственной Венеры Виллендорфской - статуэтки, которой сотни тысяч лет
Женская статуэтка возрастом двадцать пять-тридцать тысяч лет, так называемая Венера Виллендорфская, была обнаружена в австрийской деревне в 1908 году. Её преувеличенные пропорции, с непомерно большими грудями, животом и бёдрами, легко наводят на интерпретации, связанные с плодородием и женственностью, но фактические коннотации статуэтки и её предназначение по сей день остаются самой настоящей загадкой.
Венера Виллендорфская
Объект, широко известный как Венера Виллендорфская, представляет собой небольшую (высотой около двенадцати сантиметров) каменную скульптуру тучной обнажённой женщины. Созданная из известняка, называемого оолитом, фигура имеет характерную форму, с массивными грудями, животом, бёдрами и ягодицами. У Венеры Виллендорфской нет лица, однако её гениталии изображены более подробно, чем что-либо другое. Первоначально статуэтка была окрашена в красновато-охристый цвет, который, к сожалению, утрачен на сегодняшний день.
Статуэтки Венеры
Как бы там ни было, но Венера Виллендорфская не уникальна. Более сотни других доисторических женских статуэток, многие с такими же преувеличенными пропорциями, были найдены по всей Европе и Средиземноморью. Некоторые из них появились совсем недавно, в 2016 году (в Турции) и 2017 году (в России).
Часто называемые «статуэтками типа Венеры», они обычно были изготовлены из камня, моржовой или слоновой кости. Их небольшие размеры и округлые формы легко помещались в руке, соответственно подобного рода статуэтки легко переносились с места на место типично кочевыми доисторическими народами. Самой старой из известных в настоящее время статуэток Венеры является Венера из Хохле-Фельса возрастом около тридцати пяти-сорока тысяч лет, найденная в Германии. На более позднем конце спектра абстрактные женские статуэтки, найденные на Кикладских островах в Эгейском море, имеют возраст не более шести-семи тысяч лет.
Все эти фигурки, как правило, имеют искажённые ненатуралистичные пропорции и формы, что в свою очередь говорит о том, что это стилизованные, а не реалистичные версии женского тела. Черты, связанные с натурализмом, иногда проявляются в доисторическом искусстве, например, моделирование для обозначения объёма форм животных в некоторых наскальных рисунках. Это наводит на мысль о том, что искажённые пропорции этих фигур типа Венеры преднамеренные, а не вызванные недостатком мастерства. Несмотря на то, что женских статуэток эпохи палеолита, безусловно, больше, чем мужских, важно отметить, что также встречаются изображения животных и гибридных существ похожих на полулюдей-полузверей.
Дискуссии на тему предназначения
К сожалению, невозможно с уверенностью сказать, почему были изготовлены статуэтки Венеры Виллендорфской и её аналоги, а также сложно дать хоть какое-то определение тому, что они значили для их первоначальных владельцев и создателей. По своей природе ни один предмет доисторического искусства не имеет письменных свидетельств, которые могли бы пролить свет на его значение, поскольку термин «доисторический» конкретно относится к человеческому обществу до появления письменности.
Поскольку письменных записей не существует, а материальных свидетельств мизерное количество, исследователи мало что понимают о культуре, создавшей эту фигуру Венеры. В частности, религиозные практики и другие системы верований, которые могли бы объяснить значение доисторических произведений искусства, не оставляют большого следа в археологических записях.
Большинство фигур Венеры демонстрируют акцент на частях тела, участвующих в деторождении. Это привело многих людей к логическому выводу, что статуэтки имели некоторые коннотации, связанные с плодородием, женственностью или беременностью. Распространённые теории также включают одну из версий о том, что статуэтка представляла богиню плодородия или была личным талисманом, предназначенным для содействия какому-то аспекту женского репродуктивного цикла. Некоторые учёные восприняли это как предположение о том, что доисторические общества придавали большое значение женщинам. Другие сосредоточились на безликости фигур. У некоторых вообще нет голов. Это в свою очередь может означать то, что доисторические культуры ценили женщин только за их репродуктивные части.
Недавнее исследование рассмотрело распределение фигур Венеры в соответствии с местами их нахождения, отметив, что статуэтки стали отличаться заметно более пышными формами в ледниковый период. Другие, более сенсационные предположения, включают идею о том, что Венера была примером доисторической порнографии или секс-игрушки.
Венера Виллендорфская - это не Венера
В римской мифологии Венера была богиней красоты и плодородия — чем-то вроде идеальной женщины, по крайней мере, эстетически (Афродита была её греческим эквивалентом). У доисторических народов, изготовивших эту статуэтку, наверняка не было богини по имени Венера, поэтому они не дали бы статуэтке такого названия. Однако, когда она была обнаружена в начале двадцатого века, эксперты предположили, что у неё были схожие коннотации. Поскольку статуэтки типа Венеры были впервые обнаружены и изучены европейскими мужчинами начала двадцатого века, все виды жуткого расизма и сексизма, возможно, сыграли свою роль в их раннем названии и интерпретации. Зачастую такие статуэтки получают общее название «обнажённая женщина» или «Женщина из Виллендорфа», что более точно, но гораздо менее броско. До сих пор чаще всего её называют Венерой Виллендорфской, несмотря на неправильное название.
К сожалению, у современных учёных до сих пор нет абсолютно никакого способа узнать, что же каждая из фигурок Венеры значила для культур, которые изначально их создавали. Они могли олицетворять или не олицетворять красоту и плодородие, а их доисторические создатели могли иметь или не иметь в своём пантеоне божеств, похожих на Венеру.
Поэтому взгляды и предположения современных учёных об обществе, гендере и сексуальности, скорее всего, затуманят любую возможную интерпретацию. Очень часто можно найти статьи, в которых утверждается, что Венера Виллендорфская определённо была талисманом плодородия или что это бесспорное свидетельство того, что люди эпохи палеолита испытывали особые чувства к женщинам. Что касается ключевых вопросов «была ли она какой-то богиней или воплощением доисторического идеала женской красоты» - остаётся загадкой.Источник: "Культурология"
Венера Виллендорфская
Венера Виллендорфская и её фрагменты
Объект, широко известный как Венера Виллендорфская, представляет собой небольшую (высотой около двенадцати сантиметров) каменную скульптуру тучной обнажённой женщины. Созданная из известняка, называемого оолитом, фигура имеет характерную форму, с массивными грудями, животом, бёдрами и ягодицами. У Венеры Виллендорфской нет лица, однако её гениталии изображены более подробно, чем что-либо другое. Первоначально статуэтка была окрашена в красновато-охристый цвет, который, к сожалению, утрачен на сегодняшний день.
Вид статуэтки со всех четырёх сторон
Статуэтки Венеры
В России обнаружена фигура Венеры возрастом 23 000 лет, фото любезно предоставлено Институтом археологии и этнографии
Как бы там ни было, но Венера Виллендорфская не уникальна. Более сотни других доисторических женских статуэток, многие с такими же преувеличенными пропорциями, были найдены по всей Европе и Средиземноморью. Некоторые из них появились совсем недавно, в 2016 году (в Турции) и 2017 году (в России).
Слева направо: Венера из Полых скал, 38 000-33 000 годы до нашей эры \ В России обнаружена фигура Венеры возрастом 23 000 лет
Часто называемые «статуэтками типа Венеры», они обычно были изготовлены из камня, моржовой или слоновой кости. Их небольшие размеры и округлые формы легко помещались в руке, соответственно подобного рода статуэтки легко переносились с места на место типично кочевыми доисторическими народами. Самой старой из известных в настоящее время статуэток Венеры является Венера из Хохле-Фельса возрастом около тридцати пяти-сорока тысяч лет, найденная в Германии. На более позднем конце спектра абстрактные женские статуэтки, найденные на Кикладских островах в Эгейском море, имеют возраст не более шести-семи тысяч лет.
Пышнотелая статуэтка, обнаруженная в Турции
Все эти фигурки, как правило, имеют искажённые ненатуралистичные пропорции и формы, что в свою очередь говорит о том, что это стилизованные, а не реалистичные версии женского тела. Черты, связанные с натурализмом, иногда проявляются в доисторическом искусстве, например, моделирование для обозначения объёма форм животных в некоторых наскальных рисунках. Это наводит на мысль о том, что искажённые пропорции этих фигур типа Венеры преднамеренные, а не вызванные недостатком мастерства. Несмотря на то, что женских статуэток эпохи палеолита, безусловно, больше, чем мужских, важно отметить, что также встречаются изображения животных и гибридных существ похожих на полулюдей-полузверей.
Дискуссии на тему предназначения
К сожалению, невозможно с уверенностью сказать, почему были изготовлены статуэтки Венеры Виллендорфской и её аналоги, а также сложно дать хоть какое-то определение тому, что они значили для их первоначальных владельцев и создателей. По своей природе ни один предмет доисторического искусства не имеет письменных свидетельств, которые могли бы пролить свет на его значение, поскольку термин «доисторический» конкретно относится к человеческому обществу до появления письменности.
Новое исследование идентифицирует происхождение Венеры Виллендорфской как северной Италии (все изображения любезно предоставлены Герхардом Вебером)
Поскольку письменных записей не существует, а материальных свидетельств мизерное количество, исследователи мало что понимают о культуре, создавшей эту фигуру Венеры. В частности, религиозные практики и другие системы верований, которые могли бы объяснить значение доисторических произведений искусства, не оставляют большого следа в археологических записях.
Микро-компьютерная томография позволила исследователям лучше понять происхождение оолитового известняка, из которого отлита Венера Виллендорфская
Большинство фигур Венеры демонстрируют акцент на частях тела, участвующих в деторождении. Это привело многих людей к логическому выводу, что статуэтки имели некоторые коннотации, связанные с плодородием, женственностью или беременностью. Распространённые теории также включают одну из версий о том, что статуэтка представляла богиню плодородия или была личным талисманом, предназначенным для содействия какому-то аспекту женского репродуктивного цикла. Некоторые учёные восприняли это как предположение о том, что доисторические общества придавали большое значение женщинам. Другие сосредоточились на безликости фигур. У некоторых вообще нет голов. Это в свою очередь может означать то, что доисторические культуры ценили женщин только за их репродуктивные части.
Ракушки, обнаруженные в оолите, помогли исследователям расширить географический радиус их поиска
Недавнее исследование рассмотрело распределение фигур Венеры в соответствии с местами их нахождения, отметив, что статуэтки стали отличаться заметно более пышными формами в ледниковый период. Другие, более сенсационные предположения, включают идею о том, что Венера была примером доисторической порнографии или секс-игрушки.
Венера Виллендорфская - это не Венера
Слева направо: Точная копия, отмечающая место находки Венеры Виллендорфской в Виллендорфе, Австрия \ Фото: Мраморная женская фигура, кикладский период, 4500-4000 годы до нашей эры
В римской мифологии Венера была богиней красоты и плодородия — чем-то вроде идеальной женщины, по крайней мере, эстетически (Афродита была её греческим эквивалентом). У доисторических народов, изготовивших эту статуэтку, наверняка не было богини по имени Венера, поэтому они не дали бы статуэтке такого названия. Однако, когда она была обнаружена в начале двадцатого века, эксперты предположили, что у неё были схожие коннотации. Поскольку статуэтки типа Венеры были впервые обнаружены и изучены европейскими мужчинами начала двадцатого века, все виды жуткого расизма и сексизма, возможно, сыграли свою роль в их раннем названии и интерпретации. Зачастую такие статуэтки получают общее название «обнажённая женщина» или «Женщина из Виллендорфа», что более точно, но гораздо менее броско. До сих пор чаще всего её называют Венерой Виллендорфской, несмотря на неправильное название.
Исследователи размышляли о маршруте, по которому могла пройти Венера Виллендорфская, чтобы достичь своего конечного пункта назначения
К сожалению, у современных учёных до сих пор нет абсолютно никакого способа узнать, что же каждая из фигурок Венеры значила для культур, которые изначально их создавали. Они могли олицетворять или не олицетворять красоту и плодородие, а их доисторические создатели могли иметь или не иметь в своём пантеоне божеств, похожих на Венеру.
Статуэтка Виллендорфской Венеры
Поэтому взгляды и предположения современных учёных об обществе, гендере и сексуальности, скорее всего, затуманят любую возможную интерпретацию. Очень часто можно найти статьи, в которых утверждается, что Венера Виллендорфская определённо была талисманом плодородия или что это бесспорное свидетельство того, что люди эпохи палеолита испытывали особые чувства к женщинам. Что касается ключевых вопросов «была ли она какой-то богиней или воплощением доисторического идеала женской красоты» - остаётся загадкой.Источник: "Культурология"
Опубликовано 24 ноября 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 828
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: