Котёл Дагда - сосуд кельтов ставший Святым Граалем
Люди всегда мечтали о посуде, с виду совершенно пустой, которая сама по себе может порождать обильную еду. Особенно сильно мечтали в голодное время. И верили, что такие сосуды обязательно имеются у богов, и они иногда даже могут поделиться волшебными предметами с людьми.
Взять хотя бы греческий рог изобилия, который, по легенде, отломился у кормилицы Зевса, козы Амалфеи, во время путешествия на небо, где она должна была стать яркой звездой Капеллой в созвездии Возничего...
Неиссякающие ёмкости
Рог Амалфеи нашли нимфы, которые обернули его благоухающими листьями, наполнили ароматными плодами и отнесли на Олимп Зевсу. Главный греческий бог тут же отблагодарил честных нимф: подарил им рог, наделив его волшебными свойствами — теперь из рога можно было получить всё, чего пожелали бы нимфы. По другой греческой легенде, рог с такими же свойствами отломал у речного бога Ахелоя, принявшего обличье быка, могучий Геракл. А ещё такими же рогами изобилия владели Плутос, Аид, Гея, Фортуна и другие небожители.
И хоть далека Греция от маленького зелёного островка на севере Европы — Ирландии, но и там бытовала легенда о неиссякаемых сосудах. Только у ирландцев они были не рогами изобилия, а котлами. Главный котёл принадлежал ирландскому богу Дагде. Этого бога изображали как бородатого гиганта огромной физической силы. Он носил коричневый плащ с капюшоном и владел четырьмя волшебными предметами: копьём, которым он мог убить сразу девятерых человек; волшебным камнем, который начал бы кричать, если на него встал бы истинный король Ирландии; волшебным мечом, перед которым, если его вытащить из ножен, не устоит ни один враг; и волшебным котлом, в котором никогда не иссякает каша со свининой. Из этого котла, считали ирландцы, можно накормить всех голодных, и еды в нём всё равно не убавится. Но вкусить из котла могут только те, кто прям сердцем и бесстрашен. А вот трусы, стоит им только захотеть вкусить еды из котла, обнаружат, что их миска пуста. Котёл Дагды обладал ещё одним замечательным свойством: он мог воскрешать умерших, потому что был взят из места, где смерти не существует, — священного города богов Муриаса. Теми же качествами обладал котёл Возрождения, который был подарен герою Брану, — он тоже воскрешал мёртвых. Правда, для этого их надо было погрузить внутрь котла. Находился этот котёл в Анноне, и его стерегли девять девственниц. У богини Керидвен был котёл, наделявший всеведением, как это случилось с поэтом Талиесином, а котёл Вдохновения даровал великую мудрость. Причём Талиесину, чтобы стать знаменитым, потребовалась всего-то капля варева из котла. Вообще же в ирландской мифологии не счесть волшебных котлов.
Откуда же пошли эти легенды?
Археологические находки
Ирландцы не были коренным населением Зелёного острова. Этнически они относятся к кельтам, которые заселили Британские острова в V-IV веках до нашей эры. К тому времени на островах уже существовали огромные мегалитические постройки, относящиеся к эпохе неолита. Мы не знаем, кем были строители этих сооружений и гробниц, но жили они примерно на 3 тысячи лет раньше кельтов. Для новых жителей островов, конечно же, они были богами. И находки, которые иногда делали кельты внутри курганов, несомненно, поражали их воображение. Там, в гробницах, они находили огромные каменные ёмкости. Вероятно, на основе этих находок и родились легенды о волшебных котлах.
Современные археологи, исследуя древние постройки, тоже нашли в них огромные каменные чаши или бассейны. Как они считают, это были ритуальные каменные купели. Одну из таких находок они сделали в местечке Бру на ирландской реке Бойн. Неолитический комплекс Бруна-Бойн, расположенный в 40 километрах от Дублина, относится к III тысячелетию до нашей эры. Он включает 40 могильных курганов и занимает площадь более 10 квадратных километров. Большая часть курганов невелика по размеру, но выделяются три огромные гробницы — Наут, Даут и Нью-грейндж.
Наут представляет собой огромный курган (его площадь около гектара), окружённый 17 маленькими. В кургане проложены два коридора, ориентированные с востока на запад, которые ведут в погребальные камеры. Вокруг кургана расположены так называемые бордюрные камни, большая часть из которых (120 штук) вполне прилично сохранилась. Они украшены спиралями, ромбами, полумесяцами и змеящимися линиями. В одном из коридоров был найден камень с глубокой выемкой, который получил название «бассейн из Наута». Второй аналогичный бассейн, с таким же орнаментом в виде концентрических кругов и спирали, был найден в погребальной камере. Гробницы разграбили в глубокой древности. Пытались, очевидно, утащить и этот каменный «бассейн», но бросили его внутри кургана из-за огромной тяжести. Во времена заселения острова кельтами последние использовали Наут как местное кладбище — там найдено множество кельтских погребений в каменных ящиках.
Курган Даут имеет 85 метров в диаметре и 15 метров в высоту. в нём тоже проложены коридоры, ведущие в погребальные камеры. Но сохранился он намного хуже, хотя «моложе» Наута примерно на тысячу лет. В этом кургану «помогли» викинги, которые основательно его разграбили, а местами проломили потолочные перекрытия. Как и Наут, курган окружён бордюрными камнями. Вход украшен рисунками в виде чаш, спиралей и цветов. В Дауте тоже имеется каменный бассейн, он самый крупный и массивный во всём комплексе Бру-на-Бойн.
В Ньюгрейндже, ровеснике Даута, третьем крупном кургане комплекса (диаметр 85 метров и высота 13, 5 метра), в погребальную камеру ведёт коридор длиной 19 метров. В ней обнаружены человеческие останки, погребальный инвентарь и целых четыре каменных бассейна. Вокруг кургана тоже расположены бордюрные камни (97 штук), которые украшены зигзагами, спиралями, концентрическими кругами и треугольниками. Интересно, что древние ирландцы включили Ньюгрейндж в свою мифологию, сделав его обиталищем бога Дагды, его жены и детей. А сам курган получил у них название кургана фей.
Разумеется, загадочные каменные купели внутри гробниц превратились у кельтов в мистические котлы, которыми владели боги.
Преображение купели
Последнее превращение доисторической купели из мегалитических гробниц случилось уже в христианские времена. Благодаря рыцарским романам XII века по всей Европе распространилась легенда о Святом Граале. Он представлял из себя чашу, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса Христа. Правда, Кретьен де Труа, автор романа «Персе-валь», поместил эту чашу в замке таинственного Короля-Рыбака, современника короля Артура. И выглядела эта чаша совсем как кельтский волшебный котёл.
Впрочем, в более просвещённые времена Грааль стали представлять как богато украшенную церковную чашу или кубок. И Грааль уже не мог иметь такие внушительные размеры, как его прародитель — кельтский котёл. Да и принадлежавшие кельтам котлы тоже не были ещё найдены. Однако теперь-то мы знаем, как выглядели котлы, в которых знатные кельты готовили еду. Это были настоящие произведения искусства.
Один из таких предметов был обнаружен в конце XIX века в торфяном болоте недалеко от датского посёлка Гундеструп. Он получил название «котёл из Гундеструпа». Это совсем небольшой серебряный артефакт диаметром 69 сантиметров и высотой 42 сантиметра. Он сделан, вероятно, во Фракии в веке до нашей эры и богато украшен сценами из кельтской мифологии. Некоторые пластины артефакта имеют следы золочения, глаза фигур на пластинах изготовлены из стекла, вокруг котла шёл железный обод, а для пайки мастера использовали олово. По мнению учёных, котёл был сделан по заказу вождей кельтского племени скордисков, у которых котёл взяло в качестве трофея германское племя кимвров. И это не единичная находка. Там же, в Дании, в Ринкеби, был найден фрагмент кельтского бронзового котла, и тоже с мифологическим сюжетом.
Никто не знает, связаны ли рельефы на них с богом Дагдой, или же легенды о Дагде появились уже позднее, после заселения кельтами Ирландии. Но как на мифологию кельтов повлияли находки на Зелёном острове, так и на христианскую легенду о Граале повлияли кельтские мифы.Автор: Н.Котомкин
Взять хотя бы греческий рог изобилия, который, по легенде, отломился у кормилицы Зевса, козы Амалфеи, во время путешествия на небо, где она должна была стать яркой звездой Капеллой в созвездии Возничего...
Неиссякающие ёмкости
Рог Амалфеи нашли нимфы, которые обернули его благоухающими листьями, наполнили ароматными плодами и отнесли на Олимп Зевсу. Главный греческий бог тут же отблагодарил честных нимф: подарил им рог, наделив его волшебными свойствами — теперь из рога можно было получить всё, чего пожелали бы нимфы. По другой греческой легенде, рог с такими же свойствами отломал у речного бога Ахелоя, принявшего обличье быка, могучий Геракл. А ещё такими же рогами изобилия владели Плутос, Аид, Гея, Фортуна и другие небожители.
И хоть далека Греция от маленького зелёного островка на севере Европы — Ирландии, но и там бытовала легенда о неиссякаемых сосудах. Только у ирландцев они были не рогами изобилия, а котлами. Главный котёл принадлежал ирландскому богу Дагде. Этого бога изображали как бородатого гиганта огромной физической силы. Он носил коричневый плащ с капюшоном и владел четырьмя волшебными предметами: копьём, которым он мог убить сразу девятерых человек; волшебным камнем, который начал бы кричать, если на него встал бы истинный король Ирландии; волшебным мечом, перед которым, если его вытащить из ножен, не устоит ни один враг; и волшебным котлом, в котором никогда не иссякает каша со свининой. Из этого котла, считали ирландцы, можно накормить всех голодных, и еды в нём всё равно не убавится. Но вкусить из котла могут только те, кто прям сердцем и бесстрашен. А вот трусы, стоит им только захотеть вкусить еды из котла, обнаружат, что их миска пуста. Котёл Дагды обладал ещё одним замечательным свойством: он мог воскрешать умерших, потому что был взят из места, где смерти не существует, — священного города богов Муриаса. Теми же качествами обладал котёл Возрождения, который был подарен герою Брану, — он тоже воскрешал мёртвых. Правда, для этого их надо было погрузить внутрь котла. Находился этот котёл в Анноне, и его стерегли девять девственниц. У богини Керидвен был котёл, наделявший всеведением, как это случилось с поэтом Талиесином, а котёл Вдохновения даровал великую мудрость. Причём Талиесину, чтобы стать знаменитым, потребовалась всего-то капля варева из котла. Вообще же в ирландской мифологии не счесть волшебных котлов.
Откуда же пошли эти легенды?
Археологические находки
Ирландцы не были коренным населением Зелёного острова. Этнически они относятся к кельтам, которые заселили Британские острова в V-IV веках до нашей эры. К тому времени на островах уже существовали огромные мегалитические постройки, относящиеся к эпохе неолита. Мы не знаем, кем были строители этих сооружений и гробниц, но жили они примерно на 3 тысячи лет раньше кельтов. Для новых жителей островов, конечно же, они были богами. И находки, которые иногда делали кельты внутри курганов, несомненно, поражали их воображение. Там, в гробницах, они находили огромные каменные ёмкости. Вероятно, на основе этих находок и родились легенды о волшебных котлах.
Современные археологи, исследуя древние постройки, тоже нашли в них огромные каменные чаши или бассейны. Как они считают, это были ритуальные каменные купели. Одну из таких находок они сделали в местечке Бру на ирландской реке Бойн. Неолитический комплекс Бруна-Бойн, расположенный в 40 километрах от Дублина, относится к III тысячелетию до нашей эры. Он включает 40 могильных курганов и занимает площадь более 10 квадратных километров. Большая часть курганов невелика по размеру, но выделяются три огромные гробницы — Наут, Даут и Нью-грейндж.
Наут представляет собой огромный курган (его площадь около гектара), окружённый 17 маленькими. В кургане проложены два коридора, ориентированные с востока на запад, которые ведут в погребальные камеры. Вокруг кургана расположены так называемые бордюрные камни, большая часть из которых (120 штук) вполне прилично сохранилась. Они украшены спиралями, ромбами, полумесяцами и змеящимися линиями. В одном из коридоров был найден камень с глубокой выемкой, который получил название «бассейн из Наута». Второй аналогичный бассейн, с таким же орнаментом в виде концентрических кругов и спирали, был найден в погребальной камере. Гробницы разграбили в глубокой древности. Пытались, очевидно, утащить и этот каменный «бассейн», но бросили его внутри кургана из-за огромной тяжести. Во времена заселения острова кельтами последние использовали Наут как местное кладбище — там найдено множество кельтских погребений в каменных ящиках.
Курган Даут имеет 85 метров в диаметре и 15 метров в высоту. в нём тоже проложены коридоры, ведущие в погребальные камеры. Но сохранился он намного хуже, хотя «моложе» Наута примерно на тысячу лет. В этом кургану «помогли» викинги, которые основательно его разграбили, а местами проломили потолочные перекрытия. Как и Наут, курган окружён бордюрными камнями. Вход украшен рисунками в виде чаш, спиралей и цветов. В Дауте тоже имеется каменный бассейн, он самый крупный и массивный во всём комплексе Бру-на-Бойн.
В Ньюгрейндже, ровеснике Даута, третьем крупном кургане комплекса (диаметр 85 метров и высота 13, 5 метра), в погребальную камеру ведёт коридор длиной 19 метров. В ней обнаружены человеческие останки, погребальный инвентарь и целых четыре каменных бассейна. Вокруг кургана тоже расположены бордюрные камни (97 штук), которые украшены зигзагами, спиралями, концентрическими кругами и треугольниками. Интересно, что древние ирландцы включили Ньюгрейндж в свою мифологию, сделав его обиталищем бога Дагды, его жены и детей. А сам курган получил у них название кургана фей.
Разумеется, загадочные каменные купели внутри гробниц превратились у кельтов в мистические котлы, которыми владели боги.
Преображение купели
Последнее превращение доисторической купели из мегалитических гробниц случилось уже в христианские времена. Благодаря рыцарским романам XII века по всей Европе распространилась легенда о Святом Граале. Он представлял из себя чашу, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса Христа. Правда, Кретьен де Труа, автор романа «Персе-валь», поместил эту чашу в замке таинственного Короля-Рыбака, современника короля Артура. И выглядела эта чаша совсем как кельтский волшебный котёл.
Впрочем, в более просвещённые времена Грааль стали представлять как богато украшенную церковную чашу или кубок. И Грааль уже не мог иметь такие внушительные размеры, как его прародитель — кельтский котёл. Да и принадлежавшие кельтам котлы тоже не были ещё найдены. Однако теперь-то мы знаем, как выглядели котлы, в которых знатные кельты готовили еду. Это были настоящие произведения искусства.
Один из таких предметов был обнаружен в конце XIX века в торфяном болоте недалеко от датского посёлка Гундеструп. Он получил название «котёл из Гундеструпа». Это совсем небольшой серебряный артефакт диаметром 69 сантиметров и высотой 42 сантиметра. Он сделан, вероятно, во Фракии в веке до нашей эры и богато украшен сценами из кельтской мифологии. Некоторые пластины артефакта имеют следы золочения, глаза фигур на пластинах изготовлены из стекла, вокруг котла шёл железный обод, а для пайки мастера использовали олово. По мнению учёных, котёл был сделан по заказу вождей кельтского племени скордисков, у которых котёл взяло в качестве трофея германское племя кимвров. И это не единичная находка. Там же, в Дании, в Ринкеби, был найден фрагмент кельтского бронзового котла, и тоже с мифологическим сюжетом.
Никто не знает, связаны ли рельефы на них с богом Дагдой, или же легенды о Дагде появились уже позднее, после заселения кельтами Ирландии. Но как на мифологию кельтов повлияли находки на Зелёном острове, так и на христианскую легенду о Граале повлияли кельтские мифы.Автор: Н.Котомкин
Опубликовано 08 сентября 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 691
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: