Кубок Птолемея из цельного оникса
Царь Египта Птолемей II Филадельф был сыном одного из соратников Александра Македонского - Птолемея Сотера, при котором в Александрии появились знаменитые Мусейон и Библиотека, где хранилось около полумиллиона книг.
После смерти отца древняя страна на берегах Нила досталась в управление Птолемею II Филадельфу. В его царствование в Александрии жили и творили знаменитые учёные, такие как Евклид, Архимед и Аристарх Самосский. При дворе царя работали умелые скульпторы и ювелиры, создавая настоящие шедевры античного искусства. Один из них дошёл до наших дней. Это так называемый «кубок Птолемея», который в настоящее время хранится в Национальной библиотеке Франции, в Кабинете медалей...
Вырезанная из цельного куска оникса двуручная чаша имеет весьма скромные размеры: высота её — 8,4 сантиметра, диаметр — 12,5 сантиметра. Неизвестный египетский мастер не случайно выбрал материал, из которого была изготовлена чаша. Оникс — разновидность агата с черно-белыми полосками — прекрасно обрабатывался, и из него чаще всего изготовляли камеи и геммы. Любопытно, что сам термин «гемма» происходит от санскритского «джемма», а именно этим словом в старину называли оникс. Оникс добывали в Египте. Считалось, что он способствует накоплению жизненной энергии, помогает избавиться от нерешительности и мнительности. Оникс — это камень уверенных в себе людей, умеющих настоять на своём. А резьба камей — непростое занятие, оно требовало не только терпения и большого мастерства, но и умения видеть в камне первозданную красоту, которую может воспроизвести только гениальный мастер. Ведь резчик работал и создавал изображения почти вслепую. Надо было заранее предугадать, увидеть сквозь толщу минерала, как чередуются его слои, ведь они не просто идут параллельно, они изгибаются, не совпадают, меняют толщину — все это может разрушить задуманное изображение. Чтобы сделать одну камею, уходили годы непрерывного труда.
Сейчас трудно точно сказать, как чаша, изготовленная в Египте в III веке до нашей эры, оказалась в сокровищнице французских королей. Вполне возможно, что это трофей одного из крестоносцев, побывавших в Средние века в Святой земле. Как бы то ни было, эта античная чаша стала непременным атрибутом, используемым в ходе церемонии коронации королей Франции. Чаша со сценами из жизни бога Диониса стала использоваться для причастия. Ничего крамольного в рисунках, выполненных на чаше из оникса, тогдашние священники не видели. В рамках христианской интерпретации любой предмет искусства мог рассматриваться как христианский. Порой для этого достаточно было сделать на нём соответствующую надпись. Скажем, цитату из Ветхого Завета. А можно было обойтись и без надписи. Церковь иногда с лёгкостью могла игнорировать языческие мотивы в изображениях на предмете. И вскоре на них просто перестали обращать внимание.Автор: И.Зимин
После смерти отца древняя страна на берегах Нила досталась в управление Птолемею II Филадельфу. В его царствование в Александрии жили и творили знаменитые учёные, такие как Евклид, Архимед и Аристарх Самосский. При дворе царя работали умелые скульпторы и ювелиры, создавая настоящие шедевры античного искусства. Один из них дошёл до наших дней. Это так называемый «кубок Птолемея», который в настоящее время хранится в Национальной библиотеке Франции, в Кабинете медалей...
Вырезанная из цельного куска оникса двуручная чаша имеет весьма скромные размеры: высота её — 8,4 сантиметра, диаметр — 12,5 сантиметра. Неизвестный египетский мастер не случайно выбрал материал, из которого была изготовлена чаша. Оникс — разновидность агата с черно-белыми полосками — прекрасно обрабатывался, и из него чаще всего изготовляли камеи и геммы. Любопытно, что сам термин «гемма» происходит от санскритского «джемма», а именно этим словом в старину называли оникс. Оникс добывали в Египте. Считалось, что он способствует накоплению жизненной энергии, помогает избавиться от нерешительности и мнительности. Оникс — это камень уверенных в себе людей, умеющих настоять на своём. А резьба камей — непростое занятие, оно требовало не только терпения и большого мастерства, но и умения видеть в камне первозданную красоту, которую может воспроизвести только гениальный мастер. Ведь резчик работал и создавал изображения почти вслепую. Надо было заранее предугадать, увидеть сквозь толщу минерала, как чередуются его слои, ведь они не просто идут параллельно, они изгибаются, не совпадают, меняют толщину — все это может разрушить задуманное изображение. Чтобы сделать одну камею, уходили годы непрерывного труда.
Сейчас трудно точно сказать, как чаша, изготовленная в Египте в III веке до нашей эры, оказалась в сокровищнице французских королей. Вполне возможно, что это трофей одного из крестоносцев, побывавших в Средние века в Святой земле. Как бы то ни было, эта античная чаша стала непременным атрибутом, используемым в ходе церемонии коронации королей Франции. Чаша со сценами из жизни бога Диониса стала использоваться для причастия. Ничего крамольного в рисунках, выполненных на чаше из оникса, тогдашние священники не видели. В рамках христианской интерпретации любой предмет искусства мог рассматриваться как христианский. Порой для этого достаточно было сделать на нём соответствующую надпись. Скажем, цитату из Ветхого Завета. А можно было обойтись и без надписи. Церковь иногда с лёгкостью могла игнорировать языческие мотивы в изображениях на предмете. И вскоре на них просто перестали обращать внимание.Автор: И.Зимин
Опубликовано 08 сентября 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 876
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: