Одноглазый бог из Асгарда
В арабской традиции одноглазый герой - это антихрист (Даджаль), который должен придти с северо-востока. Его приход связан с проникновением в земли ислама северных народов яджудж и маджудж (Гог и Магог), под которыми у арабских авторов часто подразумевались тюрки и скандинавы-русы.
Не составляет особого секрета, что одноглазость в традиционной культуре воспринималась как отличительная черта, маркирующая принадлежность носителя этого признака к потустороннему миру. Причастность эта носила амбивалентный (двойственный) характер – носитель этого признака мог восприниматься с одной стороны как представляющий ужасную нечеловеческую угрозу. С другой стороны он мог являться важной фигурой божественного пантеона. В предлагаемой вашему вниманию работе рассматривается феномен одноглазости, преломившийся сквозь призму скандинавской и арабской религиозной мифологии.
Появление одноглазого персонажа (одноглазый скандинавский бог Один, одноглазый Даджжаль – исламский антихрист и т.д.) в преданиях многих культур раннего средневековья (скандинавов, арабов, болгар) может свидетельствовать о какой-то их изначальной общности или близких контактах. Хорошо известно, что русы-скандинавы взаимодействовали с тюркоязычными булгарами на Волге и непосредственно на территории Хазарского каганата (русы служили в хазарских войсках). Можно предположить, что с арабами (мусульманами) русы-скандинавы столкнулись также на территории Хазарии во время продолжительных арабо-хазарских войн.
Важным подтверждением такого предположения может служить отсутствие представлений об одноглазом герое в Коране, где антихрист (ад-Даджжаль, аль-Масих ад-Даджжаль «ложный мессия») не упоминается вообще, и тем более отсутствует описание его внешнего вида. Коран был записан уже в 7 веке, т.е. еще до завоевания арабами Кавказа. Антихрист появляется только в Сунне – сборнике преданий (хадисов). Их записывали с 7 по 10 века. Именно хадисы дают представление о внешности Даджжаля. Важнейшее его свойство – отсутствие одного глаза, также он высок ростом, имеет красное (румяное) лицо. Даджжаль имеет способность воскрешать мертвых и извлекать из земли сокрытые там клады. Точно такие же способности мы находим у скандинавского бога Одина.
Одно из первых датированный упоминаний об облике Даджжаля мы находим у Хишама ал-Калби в его “Книге об идолах”, написанной в конце 8 века. Это было время, когда арабо-хазарские войны уже почти закончились,и начался процесс культурного обмена между Хазарией и арабским Халифатом.
Впоследствии, подобными способностями наделялся болгарский самозваный каган Петр Делян – руководитель антивизантийского восстания на Балканах в 1040-х годах. Каган (гаган, гаген) Делян изображался в болгарской апокрифической литературе как “воскресший из мертвых, с бельмом на глазу (одноглазый)”, он также как скандинавский Один и исламский Даджжаль извлекал сундуки с сокровищами. Появиться каган Оделян должен был перед концом света. Нет сомнений, что образ одноглазого кагана попал в христианскую эсхатологию из преданий тюркоязычных болгар, так как нигде ранее в обширной византийской литературе этот персонаж не упоминался.
На данный момент, сложно ответить на вопрос – в какой культуре и у каких народов появился первым этот образ одноглазого бога (героя). Вполне возможно, что это представление сложилось где-то на территории Хазарского каганата, скорее всего на Северном Кавказе. Ведь именно здесь скандинавская эпическая традиция располагала легендарный Асгард – в Туркланде (Турецкой земле). Именно с территории Хазарии Один отправился в свое путешествие на Запад. Племена тюркоязычных болгар изначально составляли основу населения Хазарского каганата. Поэтому вполне возможно, что образ Одина – одноглазого бога колдуна был связан именно с булгарской традицией, которая восходила еще к племенам гуннов, пришедших в Европу из глубин Азии.
Несколько фигурок одноглазых богов было найдено на территории Волжской Булгарии (ныне Татарстан). Они датируются домонгольским периодом. Персонаж, что ниже, носит на голове шлем, один его глаз выпучен, а другой отсутствует. Возможно, это изображение Одина и Даджжаля одновременно, так как фигурка была создана уже в исламский период Волжской Булгарии. Подобные фигурки были частями дверных замков, видимо их главная функция – охрана дома. Можно предположить, что одноглазый языческий бог в воинском шлеме в мусульманской Булгарии не исчез окончательно, а стал домашним хранителем.
Сага о Волсунгах
Тот человек был людям неведом с виду. Тот человек так был одет: плащ на нем заплатанный, ступни босые, а на ногах холстинные штаны. Тот человек в руке держал меч и шел прямо к родовому стволу, а на голове у него шляпа; был он очень высок и стар и крив на один глаз.
Caгa oб Инглингax
Toгдa eгo тeлo лeжaлo, кaк бyдтo oн cпaл или yмep, a в этo вpeмя oн был птицeй или звepeм, pыбoй или змeeй и в oднo мгнoвeниe пepeнocилcя в дaлeкиe cтpaны пo cвoим дeлaм или пo дeлaм дpyгиx людeй.
Инoгдa oн вызывaл мepтвeцoв из зeмли или cидeл пoд пoвeшeнными. Пoэтoмy eгo нaзывaли влaдыкoй мepтвeцoв, или влaдыкoй пoвeшeнныx.
Oдинy былo извecтнo o вcex клaдax, cпpятaнныx в зeмлe, и oн знaл зaклинaния, oт кoтopыx oткpывaлиcь зeмля, cкaлы, кaмни и кypгaны, и oн cлoвoм oтнимaл cилy y тex, ктo в ниx жил, вxoдил и бpaл, чтo xoтeл.
В арабской традиции одноглазый герой – это антихрист (Даджаль), который должен придти с северо-востока. Его приход связан с проникновением в земли ислама северных народов яджудж и маджудж (Гог и Магог), под которыми у арабских авторов часто подразумевались тюрки и скандинавы-русы. Родство тюрок и русов многократно подчеркивалось арабскими хронистами. Также Даджаль связан с иудеями. Как известно, хазары, которых арабы называли тюрками, исповедовали иудаизм. Поэтому, можно предположить, что приход тюрок и иудеев в хадисах явления взаимосвязанные. Т.е. это все персонификации страшной северной угрозы, которая висела над жителями Халифата в 7-8 веках, когда хазарские армии совершали набеги почти до самого Багдада.
Хадисы о Даджале
«Поистине, Всевышний Аллах не является кривым, что же касается Лжемессии, то он крив на правый глаз, который похож на выпуклую виноградину» аль-Бухари 3439 и Муслим 169
«Он — хорошо сложенный мужчина, с румяным (красным) лицом и вьющимися волосами. Он одноглазый, с глазом подобным сушеному винограду». (Аль-Бухари, 13/90, Муслим, 2/237)
«От Адама и до прихода Часа нет более огромного человека, чем Даджаль» [ Муслим]
«Он будет восседать на осле, у которого расстояние между ушами сорок локтей. Придя, он скажет людям: я ваш Господь, — [хотя] он будет одноглазым, а Господь ваш не одноглазый. На его челе будет написано слово кафир, и каждый верующий, грамотный или неграмотный, сможет это прочесть». (Ахмад)
Хадис о извлечении антихристом кладов из земли и воскрешении мертвых
«А (после этого) он пройдёт по опустошённой земле и скажет ей: “Исторгни твои сокровища (клады)!” — и сокровища (земли) последуют за ним, подобно (рою) трутней. Потом он позовёт к себе юношу в расцвете молодости, ударит его мечом и разрубит на две части, которые разлетятся друг от друга на расстояние полёта стрелы, после чего (снова) призовёт его к себе, и (этот юноша), лицо которого будет сиять (от радости, оживёт и) явится (к нему)». (Муслим 2937)
Хадисы о воинстве тюрок и иудеев, которое явится с Даджжалем из Хорасана ( Xorâsân — «Откуда приходит солнце», Страна Солнца). Город Исфахан упоминался видимо в связи с большой тамошней иудейской общиной.
«Поистине, Даджаль появится со стороны востока из города, называемого Хорасан. За ним (за Даджалем) последуют люди, лица которых будут подобны общитым кожей щитам». ( Ахмад 1/4, 7, ат-Тирмизи 2237, Ибн Маджах 4072, аль-Хаким 4/527)
«Судный день не наступит до тех пор, пока вы не сразитесь с народом, который обувается в шерсть. Это – тюрки, у которых узкие глаза, красные лица, широкие носы и лица, подобные окольцованным кожей щитам» (аль-Бухари).
«Даджаль появится из числа евреев Исфахана, и с ним будут семьдесят тысяч евреев, носящие короны» (Передал Ахмад, 12865).
«За Даджалом последует семьдесят тысяч евреев в плащах из Асбахана» [ Муслим].
В Болгарской традиции одноглазый каган Оделян приходит из земли Саровой (тюрк. сары – желтый, светлый, например Саратов – тюрк.«Сары тау» — «жёлтая гора» ) – Светлой/Солнечной страны (Хорасан – см. выше). По тексту сказания из Солнечного града, как и царь Чигочин, и Михаил-каган из “Толкования Даниилова”. Это заимствование из “Откровения” Мефодия Патарского, где “Солнечная страна”- место пребывания Гога и Магога, а ранее, видимо из “Александрии” – “Солнечный город”. Возможно совмещение с Плиской (ст.-слав. блѣскъ – светлая, блестящая, солнечная ) ранней языческой столицей Болгарии – самым большим городом тогдашнего мира. Также близок по смыслу хазарский Саркел (Желтая/Светлая/Белая крепость, Белая Вежа).
«Сказания Пророка Исаии о грядущих летах и об Антихристе» (XI в.)
«И снизойдет в лета царя Чигочина тридцать восьмой царь от захода солнца, из земли Саровой, по имени Гаген (Каган), а по прозвищу Оделян. Процарствует он пять лет, кротким будет и храбрым воином. И придут к нему христиане с плачем. Он же восстанет, как воскресший из мертвых, с бельмом на глазу, и соберет западных воинов и поморских. И возьмет с собой тридцать семь сундуков золота и порфиру, подобную звезде. И придет он, укротит русобородых (русов) и отправится в землю Болгарскую».
Не составляет особого секрета, что одноглазость в традиционной культуре воспринималась как отличительная черта, маркирующая принадлежность носителя этого признака к потустороннему миру. Причастность эта носила амбивалентный (двойственный) характер – носитель этого признака мог восприниматься с одной стороны как представляющий ужасную нечеловеческую угрозу. С другой стороны он мог являться важной фигурой божественного пантеона. В предлагаемой вашему вниманию работе рассматривается феномен одноглазости, преломившийся сквозь призму скандинавской и арабской религиозной мифологии.
Появление одноглазого персонажа (одноглазый скандинавский бог Один, одноглазый Даджжаль – исламский антихрист и т.д.) в преданиях многих культур раннего средневековья (скандинавов, арабов, болгар) может свидетельствовать о какой-то их изначальной общности или близких контактах. Хорошо известно, что русы-скандинавы взаимодействовали с тюркоязычными булгарами на Волге и непосредственно на территории Хазарского каганата (русы служили в хазарских войсках). Можно предположить, что с арабами (мусульманами) русы-скандинавы столкнулись также на территории Хазарии во время продолжительных арабо-хазарских войн.
Важным подтверждением такого предположения может служить отсутствие представлений об одноглазом герое в Коране, где антихрист (ад-Даджжаль, аль-Масих ад-Даджжаль «ложный мессия») не упоминается вообще, и тем более отсутствует описание его внешнего вида. Коран был записан уже в 7 веке, т.е. еще до завоевания арабами Кавказа. Антихрист появляется только в Сунне – сборнике преданий (хадисов). Их записывали с 7 по 10 века. Именно хадисы дают представление о внешности Даджжаля. Важнейшее его свойство – отсутствие одного глаза, также он высок ростом, имеет красное (румяное) лицо. Даджжаль имеет способность воскрешать мертвых и извлекать из земли сокрытые там клады. Точно такие же способности мы находим у скандинавского бога Одина.
Одно из первых датированный упоминаний об облике Даджжаля мы находим у Хишама ал-Калби в его “Книге об идолах”, написанной в конце 8 века. Это было время, когда арабо-хазарские войны уже почти закончились,и начался процесс культурного обмена между Хазарией и арабским Халифатом.
Впоследствии, подобными способностями наделялся болгарский самозваный каган Петр Делян – руководитель антивизантийского восстания на Балканах в 1040-х годах. Каган (гаган, гаген) Делян изображался в болгарской апокрифической литературе как “воскресший из мертвых, с бельмом на глазу (одноглазый)”, он также как скандинавский Один и исламский Даджжаль извлекал сундуки с сокровищами. Появиться каган Оделян должен был перед концом света. Нет сомнений, что образ одноглазого кагана попал в христианскую эсхатологию из преданий тюркоязычных болгар, так как нигде ранее в обширной византийской литературе этот персонаж не упоминался.
На данный момент, сложно ответить на вопрос – в какой культуре и у каких народов появился первым этот образ одноглазого бога (героя). Вполне возможно, что это представление сложилось где-то на территории Хазарского каганата, скорее всего на Северном Кавказе. Ведь именно здесь скандинавская эпическая традиция располагала легендарный Асгард – в Туркланде (Турецкой земле). Именно с территории Хазарии Один отправился в свое путешествие на Запад. Племена тюркоязычных болгар изначально составляли основу населения Хазарского каганата. Поэтому вполне возможно, что образ Одина – одноглазого бога колдуна был связан именно с булгарской традицией, которая восходила еще к племенам гуннов, пришедших в Европу из глубин Азии.
Несколько фигурок одноглазых богов было найдено на территории Волжской Булгарии (ныне Татарстан). Они датируются домонгольским периодом. Персонаж, что ниже, носит на голове шлем, один его глаз выпучен, а другой отсутствует. Возможно, это изображение Одина и Даджжаля одновременно, так как фигурка была создана уже в исламский период Волжской Булгарии. Подобные фигурки были частями дверных замков, видимо их главная функция – охрана дома. Можно предположить, что одноглазый языческий бог в воинском шлеме в мусульманской Булгарии не исчез окончательно, а стал домашним хранителем.
Фигурка Одина (одноглазого бога). 11-13 вв. Национальный Музей Республики Татарстан
Сага о Волсунгах
Тот человек был людям неведом с виду. Тот человек так был одет: плащ на нем заплатанный, ступни босые, а на ногах холстинные штаны. Тот человек в руке держал меч и шел прямо к родовому стволу, а на голове у него шляпа; был он очень высок и стар и крив на один глаз.
Caгa oб Инглингax
Toгдa eгo тeлo лeжaлo, кaк бyдтo oн cпaл или yмep, a в этo вpeмя oн был птицeй или звepeм, pыбoй или змeeй и в oднo мгнoвeниe пepeнocилcя в дaлeкиe cтpaны пo cвoим дeлaм или пo дeлaм дpyгиx людeй.
Инoгдa oн вызывaл мepтвeцoв из зeмли или cидeл пoд пoвeшeнными. Пoэтoмy eгo нaзывaли влaдыкoй мepтвeцoв, или влaдыкoй пoвeшeнныx.
Oдинy былo извecтнo o вcex клaдax, cпpятaнныx в зeмлe, и oн знaл зaклинaния, oт кoтopыx oткpывaлиcь зeмля, cкaлы, кaмни и кypгaны, и oн cлoвoм oтнимaл cилy y тex, ктo в ниx жил, вxoдил и бpaл, чтo xoтeл.
В арабской традиции одноглазый герой – это антихрист (Даджаль), который должен придти с северо-востока. Его приход связан с проникновением в земли ислама северных народов яджудж и маджудж (Гог и Магог), под которыми у арабских авторов часто подразумевались тюрки и скандинавы-русы. Родство тюрок и русов многократно подчеркивалось арабскими хронистами. Также Даджаль связан с иудеями. Как известно, хазары, которых арабы называли тюрками, исповедовали иудаизм. Поэтому, можно предположить, что приход тюрок и иудеев в хадисах явления взаимосвязанные. Т.е. это все персонификации страшной северной угрозы, которая висела над жителями Халифата в 7-8 веках, когда хазарские армии совершали набеги почти до самого Багдада.
Хадисы о Даджале
«Поистине, Всевышний Аллах не является кривым, что же касается Лжемессии, то он крив на правый глаз, который похож на выпуклую виноградину» аль-Бухари 3439 и Муслим 169
«Он — хорошо сложенный мужчина, с румяным (красным) лицом и вьющимися волосами. Он одноглазый, с глазом подобным сушеному винограду». (Аль-Бухари, 13/90, Муслим, 2/237)
«От Адама и до прихода Часа нет более огромного человека, чем Даджаль» [ Муслим]
«Он будет восседать на осле, у которого расстояние между ушами сорок локтей. Придя, он скажет людям: я ваш Господь, — [хотя] он будет одноглазым, а Господь ваш не одноглазый. На его челе будет написано слово кафир, и каждый верующий, грамотный или неграмотный, сможет это прочесть». (Ахмад)
Хадис о извлечении антихристом кладов из земли и воскрешении мертвых
«А (после этого) он пройдёт по опустошённой земле и скажет ей: “Исторгни твои сокровища (клады)!” — и сокровища (земли) последуют за ним, подобно (рою) трутней. Потом он позовёт к себе юношу в расцвете молодости, ударит его мечом и разрубит на две части, которые разлетятся друг от друга на расстояние полёта стрелы, после чего (снова) призовёт его к себе, и (этот юноша), лицо которого будет сиять (от радости, оживёт и) явится (к нему)». (Муслим 2937)
Одноглазый бог, возможно верхом на осле – Даджала описывали именно так. 11-13 вв. Музей Болгарской цивилизации, Болгар, Татарстан
Хадисы о воинстве тюрок и иудеев, которое явится с Даджжалем из Хорасана ( Xorâsân — «Откуда приходит солнце», Страна Солнца). Город Исфахан упоминался видимо в связи с большой тамошней иудейской общиной.
«Поистине, Даджаль появится со стороны востока из города, называемого Хорасан. За ним (за Даджалем) последуют люди, лица которых будут подобны общитым кожей щитам». ( Ахмад 1/4, 7, ат-Тирмизи 2237, Ибн Маджах 4072, аль-Хаким 4/527)
«Судный день не наступит до тех пор, пока вы не сразитесь с народом, который обувается в шерсть. Это – тюрки, у которых узкие глаза, красные лица, широкие носы и лица, подобные окольцованным кожей щитам» (аль-Бухари).
«Даджаль появится из числа евреев Исфахана, и с ним будут семьдесят тысяч евреев, носящие короны» (Передал Ахмад, 12865).
«За Даджалом последует семьдесят тысяч евреев в плащах из Асбахана» [ Муслим].
В Болгарской традиции одноглазый каган Оделян приходит из земли Саровой (тюрк. сары – желтый, светлый, например Саратов – тюрк.«Сары тау» — «жёлтая гора» ) – Светлой/Солнечной страны (Хорасан – см. выше). По тексту сказания из Солнечного града, как и царь Чигочин, и Михаил-каган из “Толкования Даниилова”. Это заимствование из “Откровения” Мефодия Патарского, где “Солнечная страна”- место пребывания Гога и Магога, а ранее, видимо из “Александрии” – “Солнечный город”. Возможно совмещение с Плиской (ст.-слав. блѣскъ – светлая, блестящая, солнечная ) ранней языческой столицей Болгарии – самым большим городом тогдашнего мира. Также близок по смыслу хазарский Саркел (Желтая/Светлая/Белая крепость, Белая Вежа).
«Сказания Пророка Исаии о грядущих летах и об Антихристе» (XI в.)
«И снизойдет в лета царя Чигочина тридцать восьмой царь от захода солнца, из земли Саровой, по имени Гаген (Каган), а по прозвищу Оделян. Процарствует он пять лет, кротким будет и храбрым воином. И придут к нему христиане с плачем. Он же восстанет, как воскресший из мертвых, с бельмом на глазу, и соберет западных воинов и поморских. И возьмет с собой тридцать семь сундуков золота и порфиру, подобную звезде. И придет он, укротит русобородых (русов) и отправится в землю Болгарскую».
Опубликовано 14 августа 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 879
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: