Разведка иезуитов: как орден иезуитов стал спецназом Ватикана
На протяжении всего Средневековья католическая церковь стремилась подчинить своей власти европейских монархов. Помимо проповедей и молитв, для достижения этой цели Святейший Престол не брезговал интригами и даже убийством неугодных ему правителей, и особое место в этой борьбе за власть занимал орден иезуитов.
В 1517 году в Германии, а затем и во всей Западной Европе началась Реформация - общественное движение, направленное против злоупотреблений католической церкви. Англия, Дания, Швеция и целый ряд других стран перестали признавать власть Ватикана, а Франция и Германия погрузились в пучину религиозных войн.
Стараясь вернуть свои доходы и авторитет, Святейший Престол преследовал и уничтожал реформаторов-протестантов с помощью инквизиции, а там, куда её руки не дотягивались, действовал скрытно и более изощрённо...
Спецслужба Ватикана
В 1540 году римский папа Павел III утвердил новую религиозную организацию — Общество Иисуса, более известное как орден иезуитов, первым генеральным настоятелем которого стал Игнатий Лойола.
Главная особенность Общества состояла в том, что его члены помимо традиционных обетов бедности, послушания и целомудрия давали клятву беспрекословно подчиняться папе римскому в так называемых «вопросах миссий».
Под миссиями понимались сбор сведений о положении дел в разных странах, в том числе о врагах «истинной веры», их вербовка или устранение, а также распространение католичества по всему миру.
При решении этих задач иезуиты руководствовались принципом, провозглашённым Игнатием Лойолой и одобренным Павлом III: «цель оправдывает средства». На деле это означало, что допускались любые жертвы, интриги и заговоры, ложь и клевета, яд и кинжал.
Для успеха миссий иезуиты зачастую скрывали свою принадлежность к ордену, вели светский образ жизни, одевались по последней моде и выглядели вполне респектабельно.
Особое внимание уделялось отбору кандидатов в члены Общества Иисуса. В отличие от обычных монахов, они должны были непременно иметь привлекательную внешность и приятный голос. В перечень обязательных требований входили также хорошее образование, знание иностранных языков, умение производить благоприятное впечатление на представителей власти и вести содержательный разговор с грамотным собеседником. Кроме того, каждый кандидат проходил специальную подготовку, включавшую так называемые «духовные упражнения». Они были разработаны Игнатием Лойолой и представляли собой длительное психологическое воздействие на неофитов в условиях изоляции от внешнего мира и ограничения в пище, способствовавшее укреплению искренней веры в божественное провидение.
Устав ордена требовал от всех его членов железной дисциплины и безусловного повиновения вышестоящим начальникам, для которых, по выражению Лойолы, подчинённые должны быть подобны трупам, не противящимся, как бы их не поворачивали. В то же время иезуиты были неподотчетны местным католическим иерархам.
По сути, под видом религиозного общества Лойола создал полувоенную организацию, которая, в отличие от духовно-рыцарских орденов, призвана была отстаивать интересы Святейшего Престола не на поле брани, а с помощью тайных операций.
Несмотря на высокие требования, уже через 15 лет после основания ордена в его рядах насчитывалось около двух тысяч адептов, а к концу XVI века их стало более 10 тысяч.
Кого принимали в иезуиты
Кандидатов в члены Общества иезуиты находили в первую очередь среди учащихся колледжей, которые они создавали по всей Европе. По тем временам эти учебные заведения давали прекрасное образование, поэтому даже в тех случаях, когда монархи-протестанты знали, кто за ними стоит, они не закрывали колледжи, так как в них готовили необходимых для управления страной грамотных чиновников. Кроме того, с помощью провозглашаемого орденом отказа от насилия наивные короли надеялись примирить между собой своих подданных, протестантов и католиков, не подозревая о том, что в процессе обучения студентам внушались совсем иные ценности. При этом использовались особые методы так называемой «промывки мозгов», которыми владели преподаватели-иезуиты, а также искусная подмена понятий и чрезвычайная изворотливость при доказательстве «истинности» заведомо ложных идей. В результате многие выпускники колледжей вступали в орден или принимали католичество.
Со временем вся эта тщательно скрываемая система вербовки и пропаганды стала общеизвестной, но на первых порах иезуитам удалось воспитать немало послушных исполнителей воли Ватикана.
Залогом успеха в борьбе с любым противником является знание его сильных и слабых сторон, и в этом отношении у Святейшего Престола на протяжении веков не было особых проблем.
Католические священники и духовники монархов регулярно отчитывались перед Римом о положении дел на местах, зачастую не останавливаясь даже перед нарушением тайны исповеди. Ценные сведения поставляла и инквизиция, требовавшая от ревностных католиков доносить не только на соседей и знакомых, но и на своих родственников.
Однако с началом Реформации ситуация изменилась. Многие католические священники вынуждены были покидать свои приходы, оказавшиеся во власти протестантов; оставшиеся принимали новое вероучение или уходили «в подполье». Ватикан лишался прежних источников информации, и восполнить этот пробел должны были иезуиты.
В католических странах они, как и прежде, старались стать духовниками королей и вельмож, а в протестантских чаще всего действовали под прикрытием колледжей или дипломатических миссий.
И в том, и в другом случае иезуиты становились резидентами — руководителями сети тайных агентов, которых они вербовали во всех сословиях.
Все средства хороши
Получаемая информация использовалась для укрепления власти папства и ослабления его врагов. Так, сведения о глубокой религиозности и особенностях характера португальского короля Жуана III позволили иезуитам настолько усилить своё влияние при его дворе, что им было доверено воспитание наследника трона. Чтобы не допустить распространения идей Реформации, они проникали повсюду, от мастерских художников до университетов, и полностью контролировали общественную жизнь Португалии.
Подобным образом они действовали и в других католических странах, а для борьбы с врагами Ватикана, в соответствии с принципом «цель оправдывает средства», разработали концепцию тираноубийства, допускавшую низложение и даже убийство правителя, виновного в оскорблении католической церкви.
Своим злейшим врагом Святейший Престол считал английскую королеву Елизавету I, возглавлявшую англиканскую церковь, независимую от Рима. Действуя через испанского посла в Лондоне, иезуиты организовали заговор с целью её убийства и возведения на престол католички Марии Стюарт, имевшей на него законные права. Заговор был раскрыт, но Ватикан не отказался от своих намерений. Искусно играя на религиозных чувствах испанского короля Филиппа II, ярого католика, иезуиты подтолкнули его к мысли о завоевании Англии с помощью Непобедимой армады. Попытка окончилась провалом, и тогда иезуиты вновь занялись подготовкой тираноубийства. В 1605 году они организовали заговор группы английских католиков. Предполагалось взорвать палату лордов во время тронной речи преемника Елизаветы I, короля Якова I, а затем передать власть католикам-регентам при его малолетней дочери, но об этом стало известно властям, и заговорщики были казнены.
Более успешными оказались действия иезуитов по устранению неугодных Ватикану правителей в других странах. Так, в 1584 году подосланный ими католик-фанатик застрелил Вильгельма Оранского, лидера нидерландских протестантов, а в 1610 году находившийся под их влиянием другой фанатик двумя ударами кинжала убил французского короля Генриха IV, терпимо относившегося к протестантам.
Не обошли иезуиты своим вниманием и Россию. Начиная со времён Ивана Грозного, они распространяли ложные слухи о русских царях и русском народе, находились в войске Лжедмитрия I, обещавшего ввести католицизм, а когда это не удалось, стали разжигать в Речи Посполитой враждебное отношение к Москве.Автор: А.Фролов
В 1517 году в Германии, а затем и во всей Западной Европе началась Реформация - общественное движение, направленное против злоупотреблений католической церкви. Англия, Дания, Швеция и целый ряд других стран перестали признавать власть Ватикана, а Франция и Германия погрузились в пучину религиозных войн.
Стараясь вернуть свои доходы и авторитет, Святейший Престол преследовал и уничтожал реформаторов-протестантов с помощью инквизиции, а там, куда её руки не дотягивались, действовал скрытно и более изощрённо...
Спецслужба Ватикана
В 1540 году римский папа Павел III утвердил новую религиозную организацию — Общество Иисуса, более известное как орден иезуитов, первым генеральным настоятелем которого стал Игнатий Лойола.
Главная особенность Общества состояла в том, что его члены помимо традиционных обетов бедности, послушания и целомудрия давали клятву беспрекословно подчиняться папе римскому в так называемых «вопросах миссий».
Под миссиями понимались сбор сведений о положении дел в разных странах, в том числе о врагах «истинной веры», их вербовка или устранение, а также распространение католичества по всему миру.
При решении этих задач иезуиты руководствовались принципом, провозглашённым Игнатием Лойолой и одобренным Павлом III: «цель оправдывает средства». На деле это означало, что допускались любые жертвы, интриги и заговоры, ложь и клевета, яд и кинжал.
Для успеха миссий иезуиты зачастую скрывали свою принадлежность к ордену, вели светский образ жизни, одевались по последней моде и выглядели вполне респектабельно.
Особое внимание уделялось отбору кандидатов в члены Общества Иисуса. В отличие от обычных монахов, они должны были непременно иметь привлекательную внешность и приятный голос. В перечень обязательных требований входили также хорошее образование, знание иностранных языков, умение производить благоприятное впечатление на представителей власти и вести содержательный разговор с грамотным собеседником. Кроме того, каждый кандидат проходил специальную подготовку, включавшую так называемые «духовные упражнения». Они были разработаны Игнатием Лойолой и представляли собой длительное психологическое воздействие на неофитов в условиях изоляции от внешнего мира и ограничения в пище, способствовавшее укреплению искренней веры в божественное провидение.
Устав ордена требовал от всех его членов железной дисциплины и безусловного повиновения вышестоящим начальникам, для которых, по выражению Лойолы, подчинённые должны быть подобны трупам, не противящимся, как бы их не поворачивали. В то же время иезуиты были неподотчетны местным католическим иерархам.
По сути, под видом религиозного общества Лойола создал полувоенную организацию, которая, в отличие от духовно-рыцарских орденов, призвана была отстаивать интересы Святейшего Престола не на поле брани, а с помощью тайных операций.
Несмотря на высокие требования, уже через 15 лет после основания ордена в его рядах насчитывалось около двух тысяч адептов, а к концу XVI века их стало более 10 тысяч.
Кого принимали в иезуиты
Кандидатов в члены Общества иезуиты находили в первую очередь среди учащихся колледжей, которые они создавали по всей Европе. По тем временам эти учебные заведения давали прекрасное образование, поэтому даже в тех случаях, когда монархи-протестанты знали, кто за ними стоит, они не закрывали колледжи, так как в них готовили необходимых для управления страной грамотных чиновников. Кроме того, с помощью провозглашаемого орденом отказа от насилия наивные короли надеялись примирить между собой своих подданных, протестантов и католиков, не подозревая о том, что в процессе обучения студентам внушались совсем иные ценности. При этом использовались особые методы так называемой «промывки мозгов», которыми владели преподаватели-иезуиты, а также искусная подмена понятий и чрезвычайная изворотливость при доказательстве «истинности» заведомо ложных идей. В результате многие выпускники колледжей вступали в орден или принимали католичество.
Со временем вся эта тщательно скрываемая система вербовки и пропаганды стала общеизвестной, но на первых порах иезуитам удалось воспитать немало послушных исполнителей воли Ватикана.
Залогом успеха в борьбе с любым противником является знание его сильных и слабых сторон, и в этом отношении у Святейшего Престола на протяжении веков не было особых проблем.
Католические священники и духовники монархов регулярно отчитывались перед Римом о положении дел на местах, зачастую не останавливаясь даже перед нарушением тайны исповеди. Ценные сведения поставляла и инквизиция, требовавшая от ревностных католиков доносить не только на соседей и знакомых, но и на своих родственников.
Однако с началом Реформации ситуация изменилась. Многие католические священники вынуждены были покидать свои приходы, оказавшиеся во власти протестантов; оставшиеся принимали новое вероучение или уходили «в подполье». Ватикан лишался прежних источников информации, и восполнить этот пробел должны были иезуиты.
В католических странах они, как и прежде, старались стать духовниками королей и вельмож, а в протестантских чаще всего действовали под прикрытием колледжей или дипломатических миссий.
И в том, и в другом случае иезуиты становились резидентами — руководителями сети тайных агентов, которых они вербовали во всех сословиях.
Все средства хороши
Получаемая информация использовалась для укрепления власти папства и ослабления его врагов. Так, сведения о глубокой религиозности и особенностях характера португальского короля Жуана III позволили иезуитам настолько усилить своё влияние при его дворе, что им было доверено воспитание наследника трона. Чтобы не допустить распространения идей Реформации, они проникали повсюду, от мастерских художников до университетов, и полностью контролировали общественную жизнь Португалии.
Подобным образом они действовали и в других католических странах, а для борьбы с врагами Ватикана, в соответствии с принципом «цель оправдывает средства», разработали концепцию тираноубийства, допускавшую низложение и даже убийство правителя, виновного в оскорблении католической церкви.
Своим злейшим врагом Святейший Престол считал английскую королеву Елизавету I, возглавлявшую англиканскую церковь, независимую от Рима. Действуя через испанского посла в Лондоне, иезуиты организовали заговор с целью её убийства и возведения на престол католички Марии Стюарт, имевшей на него законные права. Заговор был раскрыт, но Ватикан не отказался от своих намерений. Искусно играя на религиозных чувствах испанского короля Филиппа II, ярого католика, иезуиты подтолкнули его к мысли о завоевании Англии с помощью Непобедимой армады. Попытка окончилась провалом, и тогда иезуиты вновь занялись подготовкой тираноубийства. В 1605 году они организовали заговор группы английских католиков. Предполагалось взорвать палату лордов во время тронной речи преемника Елизаветы I, короля Якова I, а затем передать власть католикам-регентам при его малолетней дочери, но об этом стало известно властям, и заговорщики были казнены.
Более успешными оказались действия иезуитов по устранению неугодных Ватикану правителей в других странах. Так, в 1584 году подосланный ими католик-фанатик застрелил Вильгельма Оранского, лидера нидерландских протестантов, а в 1610 году находившийся под их влиянием другой фанатик двумя ударами кинжала убил французского короля Генриха IV, терпимо относившегося к протестантам.
Не обошли иезуиты своим вниманием и Россию. Начиная со времён Ивана Грозного, они распространяли ложные слухи о русских царях и русском народе, находились в войске Лжедмитрия I, обещавшего ввести католицизм, а когда это не удалось, стали разжигать в Речи Посполитой враждебное отношение к Москве.Автор: А.Фролов
Опубликовано 13 августа 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 605
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: