Может ли Бог создать камень, который не сможет поднять?
Если Бог всемогущий, то способен ли он создать камень, который не сможет поднять? Если не способен, то он не всемогущ, а если способен и не поднимает, то он снова не всемогущ. Этот вопрос известен как пример парадокса всемогущества.
Парадокс всемогущества - это предположение, при котором всемогущее существо создает логически противоречивый результат. Создание квадратного круга или камня, который не сможет поднять сам Бог. К этим парадоксам любят прибегать критики религии, чтобы продемонстрировать ограниченность всемогущего Бога.
Но над этим парадоксом также задумывались сами верующие. Самое раннее упоминание парадокса встречаем у иудейского теолога Саадии Гаона, жившего в 10 веке. Помимо него к этому вопросу подбирались мусульманин Ибн Рушд, христианин Фома Аквинский...
Более того, парадокс всемогущества прослеживается даже в самой Библии:
Парадокс всемогущества по своей сути похож на парадокс непреодолимой силы. Что произойдет, если всеразрушающий молот столкнется с непреодолимой стеной? Существование этого парадокса связано с противоречивыми предпосылками. Существовать может либо всеразрушающий молот, либо непреодолимый предмет.
Вернемся к камню
Как уже было сказано, парадокс всемогущества ставит под сомнение всемогущество Бога, потому что Бог либо не может создать такой камень, либо он не может поднять этот камень. Одно из двух. Третьего не дано. В обоих случаях Бог показывает свою ограниченность.
Ответ на вопрос
Вопрос о созданном камне, который не может поднять Бог, содержит внутреннее противоречие. Принцип тот же, что и в парадоксе непреодолимой силы. Задачка требует, чтобы всемогущее существо создало то, что преодолеет его всемогущество. Но задачка основана на противоречащих друг другу предпосылках: всесильный Бог и камень, который никто не может передвинуть. Эти две предпосылки противоречат друг другу. Должно существовать только одно из двух. Поэтому вопрос о камне является софизмом, логической ошибкой.
Другой вопрос - способен ли Бог решать логические абсурды? Но и здесь кроется подвох. Раз Бог является творцом всего и вся, значит он создал принципы, по которому все происходит, в том числе законы логики. Это значит, что логика зависит от него, и она не способна возвышаться над ним, ставить Бога в зависимое положение. Следовательно, Бог может решать логические противоречия, но логические противоречия не могут ставить Бога в зависимое положение, как в случае с неподвижным камнем.
Но если включить фантазию, то Бог вполне способен поднять такой камень. Для этого нужно воспользоваться идеей мультивселенных. В одной Вселенной Бог создает камень, который не может поднять, но в силу своей вездесущности Бог параллельно находится во второй Вселенной и из нее поднимает ту Вселенную, где он не смог поднять камень. Так Бог создал неподъемный для себя камень и поднял его.
Таким образом, с одной стороны, ответа на вопрос о неподъемном камне быть не может, потому что вопрос содержит внутренние противоречия и не имеет смысла. Это то же самое, что нарисовать белого котика двумя перпендикулярными черными линиями. С другой стороны, вопрос можно решить с помощью парадокса мультивселенной.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Более того, парадокс всемогущества прослеживается даже в самой Библии:
Если мы неверны, Он остается верным, потому что Он не может изменить Самому Себе. (2 Тимофею 2:13)
Парадокс всемогущества по своей сути похож на парадокс непреодолимой силы. Что произойдет, если всеразрушающий молот столкнется с непреодолимой стеной? Существование этого парадокса связано с противоречивыми предпосылками. Существовать может либо всеразрушающий молот, либо непреодолимый предмет.
Кто кого?
Вернемся к камню
Как уже было сказано, парадокс всемогущества ставит под сомнение всемогущество Бога, потому что Бог либо не может создать такой камень, либо он не может поднять этот камень. Одно из двух. Третьего не дано. В обоих случаях Бог показывает свою ограниченность.
Ответ на вопрос
Вопрос о созданном камне, который не может поднять Бог, содержит внутреннее противоречие. Принцип тот же, что и в парадоксе непреодолимой силы. Задачка требует, чтобы всемогущее существо создало то, что преодолеет его всемогущество. Но задачка основана на противоречащих друг другу предпосылках: всесильный Бог и камень, который никто не может передвинуть. Эти две предпосылки противоречат друг другу. Должно существовать только одно из двух. Поэтому вопрос о камне является софизмом, логической ошибкой.
Другой вопрос - способен ли Бог решать логические абсурды? Но и здесь кроется подвох. Раз Бог является творцом всего и вся, значит он создал принципы, по которому все происходит, в том числе законы логики. Это значит, что логика зависит от него, и она не способна возвышаться над ним, ставить Бога в зависимое положение. Следовательно, Бог может решать логические противоречия, но логические противоречия не могут ставить Бога в зависимое положение, как в случае с неподвижным камнем.
Но если включить фантазию, то Бог вполне способен поднять такой камень. Для этого нужно воспользоваться идеей мультивселенных. В одной Вселенной Бог создает камень, который не может поднять, но в силу своей вездесущности Бог параллельно находится во второй Вселенной и из нее поднимает ту Вселенную, где он не смог поднять камень. Так Бог создал неподъемный для себя камень и поднял его.
Таким образом, с одной стороны, ответа на вопрос о неподъемном камне быть не может, потому что вопрос содержит внутренние противоречия и не имеет смысла. Это то же самое, что нарисовать белого котика двумя перпендикулярными черными линиями. С другой стороны, вопрос можно решить с помощью парадокса мультивселенной.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 25 декабря 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1009
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: