Православная «инквизиция»
Ведовские процессы на Руси - явление достаточно редкое (если сравнивать с Европой), но всё же не исключительное. Почему так сложилось - вопрос для отдельной дискуссии. Православная церковь достаточно рано интегрировалось в структуру государственной власти, а властям обычно хватало реальных проблем, чтобы не распыляться на чьи-то спорыньевые приходы. Тем не менее, среди следственных протоколов попадаются классические образчики жанра, например дело Митрошки Хромого...
В декабре 1635 года в московский Разрядный Приказ поступила «изветная челобитная» от помещика Галицкого уезда, село Нелидово Григория Горихвостова на ведуна Митрошку Хромого. Согласно извету, Горихвостов встретил Митрошку в сельской церкви, где тот служил пономарем. Узнав от многих людей, что этот Митрошка «ведун пущей», помещик потребовал выгнать его с должности. В отместку ведун якобы «наслал в мое домишко нечистого духа, и по его, государь, насылке объявилося у меня в горниченке в задней, учало бросать кирпичьем с печи и от потолоку». От кирпичного артобстрела чуть не разломало стенку горницы и многие домашние были побиты до крови.
Но помещик не растерялся, велел «в той хоромине пет молебны по многие дни и воду святить, и ладаном кадить, и псалтырь говорить». От такого натиска злой дух быстро сдался и пошел на сотрудничество со следствием, сдав своего нанимателя. «И речь ис-под лавки была тонковата и гугнива».
Получив предварительные наводки, Горихвостов не остановился на достигнутом и самостоятельно повёл розыск дальше. По его словам выходило, что Митрошка в целом жил тем, что насылал на людей духов, а потом за мзду малую от них избавлял. «И кормился тот мужик тем, что портил многих людей и насылал в домы нечистых духов, да хто ему даст откуп, и тех отвараживал».
Так, поп Лука, в церкви которого Митрошка и служил пономарем, взял его туда после того, как тот наслал на попадью нечистого духа «и поподья бегала безобразно по многим деревням» (ну, тут каждый в меру своей испорченности).
Откупаться попу оказалось нечем, вот и он и принял колдуна «в штат». Я прям не знаю, что в этой офигительной истории более прекрасно — поп, вынужденный откупаться от нечистой силы, или колдун, работающий в церкви.
Остальные истории в целом обычные. У того лошадь сдохла, у этого коровы разбежались, у третьего хлеб пропал и так далее.
После рассмотрения извета воеводе Якову Головину была отпущена царева грамота — схватить Митрошку Хромого и заковать в железо «до государеву указу». А для следственных мероприятий в Галицкий уезд были отправлены пара столичных «охотников на ведьм», чье оружие внезапность, безжалостная эффективность, почти фанатичная преданность Патриарху Московскому и крутые красные кафтаны — дьяк Перфирей Секерин да подьячий Семен Привалов.
За дело те взялись с редким энтузиазмом...
Расспросы упомянутых Горихвостовым пострадавших от колдуна выявили совсем уж неприглядную картину. Часть из из них Митрошку вообще не знала, лошади у них не мёрли, коровы не разбегались. Хлеб действительно пропадал, но вполне обычным воровством. Митрошка и правда промышлял знахарством и нередко, ради профессионального гонора, напускал в разговорах тумана насчет своей дружбы с нечистой силой. Многие прибегали к помощи знахаря, получая от него отвары и заговоры. Средства эти ожидаемо не всегда помогали, но особого вреда никому не приносили.
Поп Лука и вовсе заявил, что «попадья де ево болна и испорчена тому лет з десят, … а крычала всяким зверем и всякою птицею и гадом, а хто де ее испортил – того не ведает. А Митрошка де попадьи ево не порчивал и нечистого духа не насылывал… И его де попадье пособлял по его попову челобитью без уговору… И он де, Митрошка, попадье ево малую помочь учинил, а похвальбы от него, лихово слова, не слыхал, а как де лечил, давал попадье ево травы пить и есть и наговаривал шептанием, а что он наговаривал, – того не ведает».
К сожалению, следственное дело дошло до нас в разрозненном и неполном виде, поэтому уже не представляется возможным узнать, чем всё закончилось. Чем так насолил Митрошка помещику Горихвостову и понёс ли тот наказание за ложный извет — тоже. Скорее всего за гибелью главного подозреваемого дело было попросту закрыто.Автор: Д.Шуман
Источник: "Катехизис и Катарсис"
В декабре 1635 года в московский Разрядный Приказ поступила «изветная челобитная» от помещика Галицкого уезда, село Нелидово Григория Горихвостова на ведуна Митрошку Хромого. Согласно извету, Горихвостов встретил Митрошку в сельской церкви, где тот служил пономарем. Узнав от многих людей, что этот Митрошка «ведун пущей», помещик потребовал выгнать его с должности. В отместку ведун якобы «наслал в мое домишко нечистого духа, и по его, государь, насылке объявилося у меня в горниченке в задней, учало бросать кирпичьем с печи и от потолоку». От кирпичного артобстрела чуть не разломало стенку горницы и многие домашние были побиты до крови.
Но помещик не растерялся, велел «в той хоромине пет молебны по многие дни и воду святить, и ладаном кадить, и псалтырь говорить». От такого натиска злой дух быстро сдался и пошел на сотрудничество со следствием, сдав своего нанимателя. «И речь ис-под лавки была тонковата и гугнива».
Получив предварительные наводки, Горихвостов не остановился на достигнутом и самостоятельно повёл розыск дальше. По его словам выходило, что Митрошка в целом жил тем, что насылал на людей духов, а потом за мзду малую от них избавлял. «И кормился тот мужик тем, что портил многих людей и насылал в домы нечистых духов, да хто ему даст откуп, и тех отвараживал».
Так, поп Лука, в церкви которого Митрошка и служил пономарем, взял его туда после того, как тот наслал на попадью нечистого духа «и поподья бегала безобразно по многим деревням» (ну, тут каждый в меру своей испорченности).
Откупаться попу оказалось нечем, вот и он и принял колдуна «в штат». Я прям не знаю, что в этой офигительной истории более прекрасно — поп, вынужденный откупаться от нечистой силы, или колдун, работающий в церкви.
Остальные истории в целом обычные. У того лошадь сдохла, у этого коровы разбежались, у третьего хлеб пропал и так далее.
«Милостливый государь, царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии, пожалуй, государь, вели того мужика ведомого ведуна взят из Галича и вели, государь, в том чародействе и в ином во многом ведовстве пытат, чтоб, государь, от таких бы отступных ведунов православной вере оскверненья не было и невинных бы душ разными порчами не мучил. Царь государь, смилуйся».
После рассмотрения извета воеводе Якову Головину была отпущена царева грамота — схватить Митрошку Хромого и заковать в железо «до государеву указу». А для следственных мероприятий в Галицкий уезд были отправлены пара столичных «охотников на ведьм», чье оружие внезапность, безжалостная эффективность, почти фанатичная преданность Патриарху Московскому и крутые красные кафтаны — дьяк Перфирей Секерин да подьячий Семен Привалов.
За дело те взялись с редким энтузиазмом...
«И того, государь, Митрошку Хромова велели мы, холопи твои, в воровстве и чародействе пытать и огнем жечь не по один день. И в роспросе, государь, Митрошка Хромой… запирался и с пыток в ведовстве и в чародействе на собя и ни на ково не говорил, укрепился. А пытали, государь, ево розными пытками, и после, государь, трех пыток тот Митрошка Хромой умер».
Расспросы упомянутых Горихвостовым пострадавших от колдуна выявили совсем уж неприглядную картину. Часть из из них Митрошку вообще не знала, лошади у них не мёрли, коровы не разбегались. Хлеб действительно пропадал, но вполне обычным воровством. Митрошка и правда промышлял знахарством и нередко, ради профессионального гонора, напускал в разговорах тумана насчет своей дружбы с нечистой силой. Многие прибегали к помощи знахаря, получая от него отвары и заговоры. Средства эти ожидаемо не всегда помогали, но особого вреда никому не приносили.
Поп Лука и вовсе заявил, что «попадья де ево болна и испорчена тому лет з десят, … а крычала всяким зверем и всякою птицею и гадом, а хто де ее испортил – того не ведает. А Митрошка де попадьи ево не порчивал и нечистого духа не насылывал… И его де попадье пособлял по его попову челобитью без уговору… И он де, Митрошка, попадье ево малую помочь учинил, а похвальбы от него, лихово слова, не слыхал, а как де лечил, давал попадье ево травы пить и есть и наговаривал шептанием, а что он наговаривал, – того не ведает».
К сожалению, следственное дело дошло до нас в разрозненном и неполном виде, поэтому уже не представляется возможным узнать, чем всё закончилось. Чем так насолил Митрошка помещику Горихвостову и понёс ли тот наказание за ложный извет — тоже. Скорее всего за гибелью главного подозреваемого дело было попросту закрыто.Автор: Д.Шуман
Источник: "Катехизис и Катарсис"
Опубликовано 19 декабря 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1068
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: