Почему христиане ставят свечи в храме
Церковь нельзя представить без церковных свечей. Их можно увидеть в любом храме. Церковная жизнь многих христиан ограничивается лишь свечкой, которую они ставят за упокой или за здравие. Но когда и почему они появились в христианстве? Что они означают на самом деле?
Истоки
История церковной свечи начинается с глубокой древности. Издавна свечи использовали как источник света. Но в религии они стали вотивным предметом.
Вотивный предмет - это обетное подношение божеству или святому в знак благодарности, преданности или прошения. Вотивные предметы являются упрощенной жертвой богу. Они известны со времен пещерных людей.
С развитием религии свечи стали выполнять не только осветительную функцию, но и вотивную, раскрывая букет различных смыслов. Церковная традиция обнаруживает функциональные истоки первых свечей в период создания скинии, когда евреи соорудили передвижной храм после освобождения из египетского плена. Светильники использовали при проведении жертвоприношений и прочих иудейских ритуалов.
Уже тогда появляется менора - золотой семирожковый светильник, главный символ иудаизма.
Языческое появление свечей в христианстве
Однако ритуальные свечи появились в христианстве достаточно поздно. Изначально использовали обычные масляные лампы или свечи для освещения помещений в вечернее время. Но появление свечей как ритуальных предметов связано с нехристианскими верованиями.
Применение свечей в качестве вотивных предметов иногда высмеивалось христианами. В начале 4 века раннехристианский писатель Лактанций пишет:
Лактанций мог считать использование свечей в качестве подношения языческой практикой, что справедливо для тех времен. Известно, что римляне ставили зажженные свечи на домашних алтарях божествам-покровителям.
Языческую традицию христиане переняли как минимум в 3 веке, потому что в начале 4 века в Испании прошел поместный Эльвирский собор, 34 правило которого запрещало ставить свечи на кладбищах в дневное время. Это наводит на мысль, что ранняя церковь пыталась использовать свечи исключительно для освещения.
Пассаж Лактанция также вступает в противоречие с позицией православных христиан. На православном сайте "Азбука.ру" о церковной свече сказано следующее:
Церковные конфликты из-за свечей в 5 веке
В начале 5 века между пресвитером Вигилянцием и тогдашним церковным авторитетом Иеронимом Стридонский случился спор по поводу церковных свечей. Первый выступал против них, потому что считал это язычеством. Второй защищал церковные свечи.
В книге "Против Вигилянция" Иероним называет оппонента малообразованным и пишет:
Также Иероним продолжает, что свечи, приносимые мученикам и Богу, совсем им не нужны, но они показывают преданность верующих, поэтому их нельзя называть язычниками. Так Иероним оправдывает использование свечей, если они поддерживают веру в Бога и святость мучеников.
Значение свечей
Таким образом, церковные свечи служили объектом спора до 5 века, потому что их истоки прослеживаются не из ветхозаветной, но языческой практики. Они служили обычным вотивным предметом, маленькой жертвой, которую приносили святым и Богу. Этот смысл сохраняется по сей день.
Но со временем значение церковных свечей дополнилось. Святитель Софроний Иерусалимский в 7 веке писал:
Свет свечей стал означать божественный свет, чистоту души и христианской веры. Также они символически напоминают о неопалимой купине, которая являлась Моисею. Служат символом Святого Духа, света благой вести и т.д. Но за всеми этими благозвучными словами скрывается истинное значение свечей как вотивных предметов, которые используются в большинстве религий.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Истоки
История церковной свечи начинается с глубокой древности. Издавна свечи использовали как источник света. Но в религии они стали вотивным предметом.
Вотивный предмет - это обетное подношение божеству или святому в знак благодарности, преданности или прошения. Вотивные предметы являются упрощенной жертвой богу. Они известны со времен пещерных людей.
С развитием религии свечи стали выполнять не только осветительную функцию, но и вотивную, раскрывая букет различных смыслов. Церковная традиция обнаруживает функциональные истоки первых свечей в период создания скинии, когда евреи соорудили передвижной храм после освобождения из египетского плена. Светильники использовали при проведении жертвоприношений и прочих иудейских ритуалов.
Уже тогда появляется менора - золотой семирожковый светильник, главный символ иудаизма.
Языческое появление свечей в христианстве
Однако ритуальные свечи появились в христианстве достаточно поздно. Изначально использовали обычные масляные лампы или свечи для освещения помещений в вечернее время. Но появление свечей как ритуальных предметов связано с нехристианскими верованиями.
Применение свечей в качестве вотивных предметов иногда высмеивалось христианами. В начале 4 века раннехристианский писатель Лактанций пишет:
"Неужели можно счесть находящимся в здравом уме того, кто Создателю и Дарителю света предлагает в качестве подношения мерцание свечей и воска?", - Божественные установления, Книга шестая
Лактанций мог считать использование свечей в качестве подношения языческой практикой, что справедливо для тех времен. Известно, что римляне ставили зажженные свечи на домашних алтарях божествам-покровителям.
Реконструкция домашнего древнеримского алтаря
Языческую традицию христиане переняли как минимум в 3 веке, потому что в начале 4 века в Испании прошел поместный Эльвирский собор, 34 правило которого запрещало ставить свечи на кладбищах в дневное время. Это наводит на мысль, что ранняя церковь пыталась использовать свечи исключительно для освещения.
Пассаж Лактанция также вступает в противоречие с позицией православных христиан. На православном сайте "Азбука.ру" о церковной свече сказано следующее:
"Покупка свечи в храме – пожертвование на содержание и функционирование храма, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и своих ближних".
Церковные конфликты из-за свечей в 5 веке
В начале 5 века между пресвитером Вигилянцием и тогдашним церковным авторитетом Иеронимом Стридонский случился спор по поводу церковных свечей. Первый выступал против них, потому что считал это язычеством. Второй защищал церковные свечи.
В книге "Против Вигилянция" Иероним называет оппонента малообразованным и пишет:
"А свечи возжигаем не при ясном свете, как ты напрасно клевещешь, но для того, чтобы этим средством умерить темноту ночи и бодрствовать до света, чтобы не спать с тобою слепыми во тьме".
Также Иероним продолжает, что свечи, приносимые мученикам и Богу, совсем им не нужны, но они показывают преданность верующих, поэтому их нельзя называть язычниками. Так Иероним оправдывает использование свечей, если они поддерживают веру в Бога и святость мучеников.
Иероним Стридонский
Значение свечей
Таким образом, церковные свечи служили объектом спора до 5 века, потому что их истоки прослеживаются не из ветхозаветной, но языческой практики. Они служили обычным вотивным предметом, маленькой жертвой, которую приносили святым и Богу. Этот смысл сохраняется по сей день.
Но со временем значение церковных свечей дополнилось. Святитель Софроний Иерусалимский в 7 веке писал:
"Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники".
Софроний Иерусалимский
Свет свечей стал означать божественный свет, чистоту души и христианской веры. Также они символически напоминают о неопалимой купине, которая являлась Моисею. Служат символом Святого Духа, света благой вести и т.д. Но за всеми этими благозвучными словами скрывается истинное значение свечей как вотивных предметов, которые используются в большинстве религий.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 09 декабря 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1256
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: