Что такое понятие "пространства", и как его описывал Иммануил Кант?
Что такое понятие "пространства", и как его описывал Иммануил Кант?
Есть мыслители, влияние которых не ограничивается их эпохой, а простирается на всю историю человечества, поскольку в своих построениях они выразили некоторые базовые принципы человеческого существования, раскрыли основополагающие формы отношения человека к окружающему миру. Критические труды Иммануила Канта, посвященные теории познания, стали поворотной точкой в истории мировой научной мысли. Основатель критического идеализма, родоначальник немецкой классической философии, один из ведущих мыслителей эпохи Просвещения, Иммануил Кант внес неоценимый вклад не только в развитие современной философской традиции: его труды также описывают ответы на вопросы, которыми задаются современные физики-теоретики, в частности, это вопросы касающиеся природы пространства и времени, особенностей человеческого восприятия действительности, и что, собственно, есть сама реальность. Его самая известная работа - книга "Критика чистого разума" стала фундаментальным трудом по философии, на который до сих пор опирается множество учёных и философов современности. Один из любопытнейших вопросов, поставленных в ней, является вопрос о природе пространства.

Что вообще такое пространство? Какое бы определение вы дали этому термину?

Если мы полистаем словари и энциклопедии, то найдём множество разных толкований в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривать понятие пространства. Например, пространство - это философское понятие, означающее некую физическую сущность, существующую независимо от наличия в ней предметов или наблюдателя. Пространство - это математическое множество, структура которого зависит от свойств его элементов (например, точек в геометрии, векторов в линейной алгебре, событий в теории вероятностей и так далее). Пространство — фундаментальное (наряду с временем) понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность. Множество предметов, объектов, данных в человеческом восприятии одновременно, формирует сложный пространственный образ мира, являющийся необходимым условием ориентации любой человеческой деятельности. На мой взгляд, понятие пространства расширил и великолепно описал Кант в книге "Критика чистого разума".

Иммануил Кант
Иммануил Кант

Обычно человек понимает пространство как весь мир, который его окружает, или пустоту, заполненную чем угодно. Пространство окружает нас повсюду, где бы мы ни оказались - в космосе или в своей комнате, таким образом, мы не можем существовать вне его - окажись мы даже в другой вселенной, нас всё равно будет окружать уже другое пространство, которое, возможно, будет отличаться кардинально от привычного нам. Можно сказать, что пространство - это окружающий нас мир. Но, согласно Канту, "можно представить себе только одно-единственное пространство, и если говорят о многих пространствах, то под ними разумеют лишь части одного и того же единого пространства".

Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний. Никогда нельзя себе представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить себе отсутствие предметов в нём. Поэтому пространство - это условие возможности явлений.

Любопытно, не так ли? Наша Вселенная представляет собой пространство, но, если вселенных, согласно теории Мультивселенной, великое множество, то что находится между ними? Кант полагал, что пространство - это "бесконечная данная величина".


Но не всё так просто: поскольку человек неразрывно связан с пространством, то само восприятие пространства формирует внутри человека то, как он представляет себе мир. Каждый видит мир по-своему, исходя из собственного чувственного его восприятия, опыта и психологических особенностей. Пространство формирует личность, но и личность тоже будет формировать пространство вокруг себя таким, каким его видит, проецируя своё видение на всё его окружающее. Фактически, каждый свою реальность создает вокруг себя сам, и она воспринимается так, как человек созерцает её своей душой:

...всё, что принадлежит к внутренним определениям, представляется во временных отношениях. Вне нас мы не можем созерцать время, точно так же, как не можем созерцать пространство внутри нас.

Всё, что находится в пространстве, является его частью и формирует его таким, какое оно есть, поскольку любая вещь существует в пространстве и не может существовать вне его - это и есть единство всего пространства и мира.

В чём же главная проблема того, что мы не можем познать мир полностью?

Согласно Канту, главная проблема познания мира в том, что "каждая вещь находится в себе". То есть, понятие вещи в себе означает то, что она существует сама по себе, у неё есть особая собственная природа, но каждый воспринимает эту вещь совершенно по-разному, поскольку у каждого изначально есть собственное восприятие, независимое от чужого видения. Например, несколько человек могут смотреть на одно и то же, но видеть это по-разному. Так, один посмотрит в небо и скажет, что оно синее, другой скажет, что оно лазурное, а третий - что оно голубое. По сути, все трое правы. Голубой - это оттенок синего, а лазурный - оттенок голубого. Но разница всё-таки есть, и кто же из них троих прав? Где истина?

Если мы пойдём дальше, то картина мира станет ещё запутаннее. Например, как видят мир люди и змеи:


Кто из нас прав? Чьё восприятие истинно? По сути, представление и тех и других верно, только оно в разных аспектах. "Предметы - это только суть представления нашей чувственности...Вещь в себе не познаётся и не может быть познана", - пишет Кант. То есть, вещи существуют в пространстве сами по себе. Мы можем изучить её с точки зрения разных возможностей, которые нам открыты благодаря нашим чувствам. Однако у этой вещи могут быть особенности, которые мы не можем изучить и о которых даже не догадываемся, поскольку у нас нет тех чувств, которые позволят их обнаружить. Природа самого пространства может иметь бесконечное число разных восприятий, а поскольку в основе лежит бесконечность, то мы никогда не сможем познать всю сущность пространства, но можем зато формировать собственную реальность вокруг себя, свой мир благодаря собственному его восприятию и проецированию внутреннего представления о вещах во внешнее. Свой мир, свою вселенную познать мы, таким образом, можем. Но, повторюсь, познать мир полностью - нет, так как наше восприятие ограничено. Здесь тоже, кстати, получается бесконечный замкнутый круг: внутреннее перетекает во внешнее, а внешнее - во внутреннее. Может быть, именно по причине этой замкнутости наше познание ограничено, поэтому природа пространства пока остаётся для нас недоступной?Источник: "Астрономия с Ауриэль"
Опубликовано 06 декабря 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1292

Ещё по теме...
Добавить комментарий