Из чего сотворен человек в Коране?
Из чего сотворен человек в Коране?
Для мусульман Коран является прямым словом Аллаха, главной священной книгой. С их точки зрения в Коране нет никаких ошибок и противоречий, ибо он совершенен. Но если рассмотреть проблему происхождения человека по Корану, то возникает ряд неточностей и расхождений, которые вызывают недоумение. Раз Коран безошибочен, то почему в нем настолько противоречивые стихи о сотворении человека?

В Коране о происхождении человека отведено 12 аятов, или стихов. Всех их можно разделить на 6 групп.

Человек сотворен из земли и праха

Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!». — и тот возник. (Коран 3:59)
Среди Его знамений — то, что Он сотворил вас из земли. (Коран 30:20)
Аллах создал вас из земли, затем — из капли, а затем сделал вас парами. (Коран 35:11)

В этих трех аятах приведено то же вещество, что и в Библии — земной прах. Это связано с тем, что Коран создавался под влиянием библейского текста. Однако в других стихах Корана речь идет о другом веществе, хоть и схожем с земным прахом.


Человек создан из глины

Он — Тот, Кто сотворил вас из глины... (Коран 6:2)
Мы сотворили человека из сухой звонкой глины... (Коран 15:26)
... и начал создавать человека из глины, затем создал его потомство из капли презренной жидкости... (Коран 32:7-8)
Я создам человека из глины. (Коран 38:71)
Он создал человека из сухой глины, подобной гончарной... (Коран 55:14)

Очевидно, что гончарная глина отличается от земного праха. Создание человека из глины - очень древняя идея, которую можно встретить во множестве мифов. В Древней Греции титан Прометей создает первых людей как раз из глины. В шумерских мифах богиня Нинмах создает человека из глины.

В приведенных выше аятах есть схожие аяты, где сказано, что Аллах сначала творит из земли, а потом из жидкости. Аят 32:7-8 проясняет, что речь идет о потомстве человека, а не об одном и том же человеке. То есть первый человек создан из глины или праха, а его потомство из жидкости. Думаю, нет смысла объяснять, что это за жидкость.

Прометей творит человека
Прометей творит человека

Человек создан из капли жидкости

Он сотворил человека из капли... (Коран 16:3)

Данный аят совпадает с аятами из двух предыдущих групп, однако в нем идет речь о сотворении человека вообще. Никакой глины или праха здесь нет. Это очевидное противоречие. Во всех толкованиях под данной каплей жидкости подразумевается конкретное вещество, но не вода.

Человек сотворен из воды

Он — Тот, Кто сотворил человека из воды... (Коран 25:54)

Данный аят не похож на предыдущие. Здесь сказано о сотворении человека из воды, а не капли жидкости. Животные в Коране тоже сотворены из воды. Мусульмане часто ссылаются на этот аят, когда хотят обосновать истинность Корана, указывая на тот факт, что человек состоит на 60-80% из воды. Но при этом они забывают о других аятах Корана, где сказано, что человек сотворен из сухой глины и даже из праха, и лишь потомство сотворено из капли жидкости.


Человек сотворен из крови

Человек сотворен из крови

...сотворил человека из сгустка крови. (Коран 96:2)

Здесь уже нет никакой воды, земли, глины. Возможно, что сгусток крови - это капля жидкости. Но тогда это противоречит прочим интерпретациям мусульман о жидкости.

Человек создан из ничего

Разве человек не помнит, что еще раньше Мы создали его, хотя его вообще не было? (Коран 19:67)

Данный аят не очень понятен, но в толкованиях объясняется, что здесь идет речь о сотворении человека из ничего. Это весьма странно, ибо в предыдущих аятах человек создан из 5 разных по структуре или форме веществ. Тем не менее, этот аят можно не брать во внимание, потому что его значение слишком мутное, что опять же противоречит "превосходному языку Корана".

Противоречивость исламского толкования

Если рассмотреть толкования мусульман по поводу противоречий о происхождении человека в Коране, то возникают еще большие противоречия. Наиболее популярный вариант толкования заключается в том, что данные аяты говорят о поэтапном происхождении человека. Однако в Коране нет даже намека на это. Все аяты представлены как самостоятельные, без каких-либо последовательностей.


Таким образом, вопрос о происхождении человека в Коране показывает глубинную противоречивость текста Корана, которую можно объяснить влиянием разных религиозно-мифических и натурфилософских традиций.Источник: "Трикстер: философия, религия"
Опубликовано 13 октября 2021 Комментариев 0 | Прочтений 435

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия