В Помпеях спасают Виллу Мистерий
Впервые реализуется масштабный проект по реставрации и сохранению всего сооружения целиком. Выработанные методы пригодятся для остального города.
Вилла Мистерий, найденная весной 1909 года, сразу же оказалась под угрозой разрушения. Лишившись десятиметрового защитного слоя из вулканического пепла и земли, она едва не погибла из-за воздействия атмосферных явлений и от землетрясения, которое произошло всего месяц спустя после начала раскопок. Чем больше обнажались колонны, мозаика и фрески, тем выше была опасность. Со временем выяснилось, что бояться следует не только солнца, дождя, ветра, но и воров. Поэтому через три недели после обнаружения виллы раскопки прекратились, и центр внимания переместился на проблему защиты и сохранения. Из-за этого очистить виллу от земли и пепла удалось только через два десятилетия.
С тех пор минуло больше столетия. За это время было предпринято множество усилий по сохранению стен, полов и фресок, удачных и не очень. И вот начат новый проект, в ходе которого археологи, архитекторы, химики и физики попытаются вновь залечить раны, нанесённые вилле временем и первыми реставраторами.
Согласно самой популярной интерпретации, здесь изображён обряд посвящения в дионисийские мистерии. Дионис, возможно, изображён в центре с чашей вина. (Здесь и ниже фото Pasquale Sorrentino.)
Вилла Мистерий была построена неподалёку от главных ворот Помпеев в первой половине II века до н. э. Её площадь — около 3,7 тыс. м². Помещений тут по меньшей мере шестьдесят. В 79 году, когда Помпеи погибли, дому было, следовательно, больше двухсот лет. Скорее всего, он пережил нескольких владельцев, неоднократно отделывался заново и ремонтировался, особенно после сильного землетрясения 62 года. Как и многие другие древнеримские поместья, это был не только роскошный дом, но и центр крестьянского хозяйства: там располагались точила, кухни, бани, сады, святилища, мраморные статуи и всё, что требовалось богачу для приёма гостей и развлечений. В спальне были простые чёрные стены, а атрий выложен панелями, раскрашенными под камень, но больше всего внимания уделяется сегодня, конечно же, фрескам, изображающим фантастическую архитектуру и ландшафты, а также богов, сатиров и сцены жертвоприношения.
Самые выдающиеся образцы живописи, созданные в середине I века до н. э., были найдены всего несколько дней спустя после начала раскопок — в помещении приблизительно 4,5 на 4,5 м, которое, вероятно, служило столовой. На ярко-красном фоне более двух десятков фигур в натуральную величину занимаются тем, что разными исследователями интерпретировалось то как пантомима, то как приготовление невесты к свадьбе, то как ритуал посвящения в дионисийские мистерии. На протяжении двух десятилетий строение называлось Виллой Итема в честь Аурелио Итема, владельца Hotel Suisse в Помпеях и археолога-любителя, обнаружившего виллу. Только в 1931 году руководитель раскопок Амадео Маюри переименовал её в Виллу Мистерий, опубликовав работу, в которой указал на роспись столовой как на самую важную часть сооружения.
Первая и вторая стадии посвящения: женщину подвергают бичеванию, после чего она танцует и играет на кимвалах. Впрочем, возможно, что справа совсем другая женщина
Вилла долгое время простояла без крыши. Влага начала подтачивать стены и разрушать фрески, соль с влажной земли оставляла белые пятна, а солнце обесцвечивало краску. Первые реставраторы-консерваторы иногда снимали фрески, перестраивали или укрепляли стены, затем возвращали картины на место. Для очистки поверхности применялась смесь воска с маслом, и фрески приобретали глянец, который удивил бы древних художников. Заполняя трещины, воск запирал влагу внутри стен, ещё больше ослабляя их.
В конце концов вилла, как и бóльшая часть Помпеев, оказалась в плачевном состоянии. Фрески осыпались, мозаика разрушалась под ногами туристов. Воск привёл к окислению и потемнению краски, а фрески пожелтели. Возникла необходимость большой, всеобъемлющей программы реставрации, которую возглавил Стефано Ванакоре, директор специализированной лаборатории в Помпеях. По его словам, сначала надо проанализировать каждую поверхность, определить, какой материал использовался в древности и современности, и только после этого становится ясно, что делать дальше.
Посвящённая (?) и Купидон, который держит перед ней зеркало
Некоторые традиционные методы реставрации не исчерпали себя по сей день. Если нет возможности оставить древние элементы мозаики, их меняют на аналогичные. Фрески очищаются вручную — при помощи скальпеля или химикатов. В трещины вводят акриловую смолу, разведённую деионизированной водой.
В то же время используются, конечно, и более современные технологии: лазеры очищают фрески, степень повреждения определяется ультразвуком, тепловизорами и радарами. Состояние крыши исследуется беспилотниками.
Посвящённая, закутанная в платок, готовится к обряду перед сидящим жрецом, а затем снова она (?) с приношениями и лавровым венком. Эта и все другие интерпретации очень условны
Фреска только на первый взгляд имеет один слой. В действительности её наносили в несколько слоёв, и она становилась частью стены. Согласно классической методе, первым делом следовало покрыть стену двумя грубыми слоями штукатурки, которым давали высохнуть и затвердеть, после чего наносился третий — гладкий. Сухая краска смешивалась с водой и наносилась на стену, пока этот слой оставался влажным. В результате получалось изображение, способное выдержать сотни и даже тысячи лет, — в отличие от масляной живописи, которая с лёгкостью отшелушивается и откалывается.
Самый безопасный способ очистить фреску — лазерный: он позволяет снимать по нескольку микронов за раз методом фотоабляции (грязевую корку осторожно нагревают, пока она не испарится).
Ультразвуковое исследование фрески
Отдельная задача — убедиться в сохранности стен как таковых. Для её выполнения пригласили сотрудников Кильского университета (ФРГ). Поскольку сегодня уже не принято снимать фрески, учёные сделали выбор в пользу ультразвука, который позволяет исследовать верхний слой, содержащий фреску и штукатурку под ней. Изменение скорости ультразвуковых волн, проходящих через стены, позволяет судить о наличии скрытых трещин, а также об интрузиях воды и соли. Одновременно для тех же целей применяется термография, причём не только пассивная, но и активная, когда стену нагревают — немного, всего на два градуса. Там, где фреска отстала от штукатурки, участок быстрее нагревается и быстрее остывает, тогда как водяная интрузия ведёт себя обычно противоположным образом.
Ещё дальше в стену позволяют заглянуть устройства, излучающие и принимающие электромагнитные волны, которые разными материалами рассеиваются по-разному.
Очистка фресок с помощью лазера
Практически вся Вилла Мистерий сегодня укрыта защитной оболочкой, но её части возводились в разное время и из разных материалов. Два года назад рухнули стропила, державшие крышу над перистилем, и тогда специалисты решили провести ревизию всего сооружения. Археолог Иммаколата Бергамаско и его коллеги вооружились не только классическими молоточками, но и дронами, которые впервые сфотографировали крышу с высоты птичьего полёта. Установлена даже специальная камера, которая фиксирует накопление влаги — главного врага реставраторов.
Термография
Турист, проходящий сегодня по древним камням через форум, где всё ещё стоят храмы и складские помещения, минующий пекарню с её огромным жёрновом, заглядывающий в трактиры, лавки, дома, бордели, полагает, что видит город точно таким, каким он был два тысячелетия назад. Это действительно так, и Вилла Мистерий — лучшее тому подтверждение. Но в этом-то и заключается самая большая проблема. Многие другие дома, которые были украшены не менее богато, лишились своих фресок и мозаик, попавших в музейные коллекции или просто украденных: Помпеи были открыты в середине XVIII века, и никто их, конечно, не защищал. Виллу Мистерий раскапывали уже в другую эпоху, и было решено оставить фрески и мозаику на месте. Поэтому то, что посетитель видит в Помпеях сегодня, — это не просто подарок природы, а результат кропотливой работы огромного количества учёных.
Реставрация мозаики
Заполнение трещин
Вилла Мистерий с высоты птичьего полёта Источник: Archaeology
Вилла Мистерий, найденная весной 1909 года, сразу же оказалась под угрозой разрушения. Лишившись десятиметрового защитного слоя из вулканического пепла и земли, она едва не погибла из-за воздействия атмосферных явлений и от землетрясения, которое произошло всего месяц спустя после начала раскопок. Чем больше обнажались колонны, мозаика и фрески, тем выше была опасность. Со временем выяснилось, что бояться следует не только солнца, дождя, ветра, но и воров. Поэтому через три недели после обнаружения виллы раскопки прекратились, и центр внимания переместился на проблему защиты и сохранения. Из-за этого очистить виллу от земли и пепла удалось только через два десятилетия.
С тех пор минуло больше столетия. За это время было предпринято множество усилий по сохранению стен, полов и фресок, удачных и не очень. И вот начат новый проект, в ходе которого археологи, архитекторы, химики и физики попытаются вновь залечить раны, нанесённые вилле временем и первыми реставраторами.
Вилла Мистерий была построена неподалёку от главных ворот Помпеев в первой половине II века до н. э. Её площадь — около 3,7 тыс. м². Помещений тут по меньшей мере шестьдесят. В 79 году, когда Помпеи погибли, дому было, следовательно, больше двухсот лет. Скорее всего, он пережил нескольких владельцев, неоднократно отделывался заново и ремонтировался, особенно после сильного землетрясения 62 года. Как и многие другие древнеримские поместья, это был не только роскошный дом, но и центр крестьянского хозяйства: там располагались точила, кухни, бани, сады, святилища, мраморные статуи и всё, что требовалось богачу для приёма гостей и развлечений. В спальне были простые чёрные стены, а атрий выложен панелями, раскрашенными под камень, но больше всего внимания уделяется сегодня, конечно же, фрескам, изображающим фантастическую архитектуру и ландшафты, а также богов, сатиров и сцены жертвоприношения.
Самые выдающиеся образцы живописи, созданные в середине I века до н. э., были найдены всего несколько дней спустя после начала раскопок — в помещении приблизительно 4,5 на 4,5 м, которое, вероятно, служило столовой. На ярко-красном фоне более двух десятков фигур в натуральную величину занимаются тем, что разными исследователями интерпретировалось то как пантомима, то как приготовление невесты к свадьбе, то как ритуал посвящения в дионисийские мистерии. На протяжении двух десятилетий строение называлось Виллой Итема в честь Аурелио Итема, владельца Hotel Suisse в Помпеях и археолога-любителя, обнаружившего виллу. Только в 1931 году руководитель раскопок Амадео Маюри переименовал её в Виллу Мистерий, опубликовав работу, в которой указал на роспись столовой как на самую важную часть сооружения.
Вилла долгое время простояла без крыши. Влага начала подтачивать стены и разрушать фрески, соль с влажной земли оставляла белые пятна, а солнце обесцвечивало краску. Первые реставраторы-консерваторы иногда снимали фрески, перестраивали или укрепляли стены, затем возвращали картины на место. Для очистки поверхности применялась смесь воска с маслом, и фрески приобретали глянец, который удивил бы древних художников. Заполняя трещины, воск запирал влагу внутри стен, ещё больше ослабляя их.
В конце концов вилла, как и бóльшая часть Помпеев, оказалась в плачевном состоянии. Фрески осыпались, мозаика разрушалась под ногами туристов. Воск привёл к окислению и потемнению краски, а фрески пожелтели. Возникла необходимость большой, всеобъемлющей программы реставрации, которую возглавил Стефано Ванакоре, директор специализированной лаборатории в Помпеях. По его словам, сначала надо проанализировать каждую поверхность, определить, какой материал использовался в древности и современности, и только после этого становится ясно, что делать дальше.
Некоторые традиционные методы реставрации не исчерпали себя по сей день. Если нет возможности оставить древние элементы мозаики, их меняют на аналогичные. Фрески очищаются вручную — при помощи скальпеля или химикатов. В трещины вводят акриловую смолу, разведённую деионизированной водой.
В то же время используются, конечно, и более современные технологии: лазеры очищают фрески, степень повреждения определяется ультразвуком, тепловизорами и радарами. Состояние крыши исследуется беспилотниками.
Фреска только на первый взгляд имеет один слой. В действительности её наносили в несколько слоёв, и она становилась частью стены. Согласно классической методе, первым делом следовало покрыть стену двумя грубыми слоями штукатурки, которым давали высохнуть и затвердеть, после чего наносился третий — гладкий. Сухая краска смешивалась с водой и наносилась на стену, пока этот слой оставался влажным. В результате получалось изображение, способное выдержать сотни и даже тысячи лет, — в отличие от масляной живописи, которая с лёгкостью отшелушивается и откалывается.
Самый безопасный способ очистить фреску — лазерный: он позволяет снимать по нескольку микронов за раз методом фотоабляции (грязевую корку осторожно нагревают, пока она не испарится).
Отдельная задача — убедиться в сохранности стен как таковых. Для её выполнения пригласили сотрудников Кильского университета (ФРГ). Поскольку сегодня уже не принято снимать фрески, учёные сделали выбор в пользу ультразвука, который позволяет исследовать верхний слой, содержащий фреску и штукатурку под ней. Изменение скорости ультразвуковых волн, проходящих через стены, позволяет судить о наличии скрытых трещин, а также об интрузиях воды и соли. Одновременно для тех же целей применяется термография, причём не только пассивная, но и активная, когда стену нагревают — немного, всего на два градуса. Там, где фреска отстала от штукатурки, участок быстрее нагревается и быстрее остывает, тогда как водяная интрузия ведёт себя обычно противоположным образом.
Ещё дальше в стену позволяют заглянуть устройства, излучающие и принимающие электромагнитные волны, которые разными материалами рассеиваются по-разному.
Практически вся Вилла Мистерий сегодня укрыта защитной оболочкой, но её части возводились в разное время и из разных материалов. Два года назад рухнули стропила, державшие крышу над перистилем, и тогда специалисты решили провести ревизию всего сооружения. Археолог Иммаколата Бергамаско и его коллеги вооружились не только классическими молоточками, но и дронами, которые впервые сфотографировали крышу с высоты птичьего полёта. Установлена даже специальная камера, которая фиксирует накопление влаги — главного врага реставраторов.
Турист, проходящий сегодня по древним камням через форум, где всё ещё стоят храмы и складские помещения, минующий пекарню с её огромным жёрновом, заглядывающий в трактиры, лавки, дома, бордели, полагает, что видит город точно таким, каким он был два тысячелетия назад. Это действительно так, и Вилла Мистерий — лучшее тому подтверждение. Но в этом-то и заключается самая большая проблема. Многие другие дома, которые были украшены не менее богато, лишились своих фресок и мозаик, попавших в музейные коллекции или просто украденных: Помпеи были открыты в середине XVIII века, и никто их, конечно, не защищал. Виллу Мистерий раскапывали уже в другую эпоху, и было решено оставить фрески и мозаику на месте. Поэтому то, что посетитель видит в Помпеях сегодня, — это не просто подарок природы, а результат кропотливой работы огромного количества учёных.
Опубликовано 13 февраля 2014
Комментариев 0 | Прочтений 5260
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: