Быстрее скорости света
Хотели бы вы полететь к звёздам? Это непростая задачка, так как даже самые близкие звезды находятся на таком расстоянии от Земли, что путешествие к ним займёт сотни лет. Даже если попытаться разогнаться до скоростей близких к скорости света (что уже почти невозможно), то путь займёт всё равно года. Чтобы долететь в разумные сроки нужно лететь быстрее скорости света, но физика тут нам не помощник. И если наука всё ещё сурова к таким мечтам, то вот фантасты уже давно изобрели целый ворох способов обойти ограничение скорости света. Тут вам и искривление пространства-времени (варп-двигатель), и мгновенная телепортация через мост Бозе-Эйнштейна, и путешествие через иные пространства с иными законами физики… Вот откуда есть пошло последнее и поговорим...
Итак. Что такое гиперпространство в фантастике? Это под или надпространство, область бытия существующая отдельно от нашего трехмерного мира, но связанная с ним. В гипере законы физики работают по-другому, этакое магическое пространство в котором становится возможно то, что невозможно в нашем. Введение гиперпространства позволяет элегантно преодолеть фундаментальное ограничение скорости.
Что забавно, но сама идея гипера появилась в литературе задолго до фантастики, да и идей о космических путешествиях, так как гиперпространство это всего лишь частный случай параллельного мира. Ад и царствие небесное два эталоннейших примера параллельных миров: они связаны с реальным миром, между ними возможно перемещение, в них законы физики отличны друг от друга. Именно в таком виде впервые гиперпространство и появилось в 30-е годы в американской фантастике, как иное пространство население духами, демонами и прочими таинственными сущностями. "Гипер" оно стало, чтобы подчеркнуть его инакость и отличность от пространства нашего. Но это был ещё не нужный нам гипер, хотя отголоски этого его восприятия можно встретить в Вархаммер 40к: варп - подпространство в котором обитают жуткие демонические твари. Не обманывайтесь тем, что там используется слово варп, оно не имеет никакого отношения к каноническому в фантастике варпу.
Первый же случай появления гипера в качестве среды перемещения космических кораблей мы найдём у Айзека Азимова в его саге об “Основании”. Азимов писал социальную фантастику задолго до мейнстрима, техника перемещений между звёздами, интересовала его гораздо меньше, чем взаимоотношения людей, роботов и общества. Поэтому он нашёл гениальное решение, которое объясняло бы всё не объясняя - гипер. Азимов открыл ящик Пандоры и за ним последовали множество авторов. Так как современная физика не отрицает существования других пространств с другой размерностью, то гипер позволяет остаться в рамках относительно твёрдой научной фантастики, сделав лишь незначительные допущения.
При этом какого-то единого объяснения функционирования гипера фантастика так и не породила. Равно как и единого визуального представления. Но это точно не путешествие вдоль скучных обоев чёрного цвета с редким вкраплением звёзд. Гипер можно визуализировать очень по-разному, воплотить в нём свои психоделические фантазии (привет Кубрик) или ночные кошмары (привет GW). Можно придумывать красивые методы входа и выхода из него: мгновенное исчезновение из реальности, “растворение”, пафосный вход через открывшиеся в пространстве “врата”...
Но наверное самый известный эффект это вытягивающиеся в линии звёзды. Минималистично и в то же время эффектно, настолько, что Джордж Лукас решил апроприировать эту идею из фильма “Тёмная Звезда” в свой новый проект “Звёздные войны”. Правда Лукас решил тут немного выпендриться и само гиперпространство у него выглядит, как бело-голубые разводы, как будто взяли алюминиевую банку, помяли её и осветили синей лампой. Точнее не как будто, а так и было...
Что совсем уж иронично, но реализованный Лукасом визуальный стиль гипера настолько понравится публике, что его утащат во многие произведения массовой культуру, в том числе и в Star Trek, где этот визуальный эффект будет показывать уже совершенно иной метод вымышленного передвижения по космосу - варп прыжки. Зато красиво.Автор: В.Герасименко
Источник: "Катехизис и Катарсис"
Итак. Что такое гиперпространство в фантастике? Это под или надпространство, область бытия существующая отдельно от нашего трехмерного мира, но связанная с ним. В гипере законы физики работают по-другому, этакое магическое пространство в котором становится возможно то, что невозможно в нашем. Введение гиперпространства позволяет элегантно преодолеть фундаментальное ограничение скорости.
Что забавно, но сама идея гипера появилась в литературе задолго до фантастики, да и идей о космических путешествиях, так как гиперпространство это всего лишь частный случай параллельного мира. Ад и царствие небесное два эталоннейших примера параллельных миров: они связаны с реальным миром, между ними возможно перемещение, в них законы физики отличны друг от друга. Именно в таком виде впервые гиперпространство и появилось в 30-е годы в американской фантастике, как иное пространство население духами, демонами и прочими таинственными сущностями. "Гипер" оно стало, чтобы подчеркнуть его инакость и отличность от пространства нашего. Но это был ещё не нужный нам гипер, хотя отголоски этого его восприятия можно встретить в Вархаммер 40к: варп - подпространство в котором обитают жуткие демонические твари. Не обманывайтесь тем, что там используется слово варп, оно не имеет никакого отношения к каноническому в фантастике варпу.
Первый же случай появления гипера в качестве среды перемещения космических кораблей мы найдём у Айзека Азимова в его саге об “Основании”. Азимов писал социальную фантастику задолго до мейнстрима, техника перемещений между звёздами, интересовала его гораздо меньше, чем взаимоотношения людей, роботов и общества. Поэтому он нашёл гениальное решение, которое объясняло бы всё не объясняя - гипер. Азимов открыл ящик Пандоры и за ним последовали множество авторов. Так как современная физика не отрицает существования других пространств с другой размерностью, то гипер позволяет остаться в рамках относительно твёрдой научной фантастики, сделав лишь незначительные допущения.
При этом какого-то единого объяснения функционирования гипера фантастика так и не породила. Равно как и единого визуального представления. Но это точно не путешествие вдоль скучных обоев чёрного цвета с редким вкраплением звёзд. Гипер можно визуализировать очень по-разному, воплотить в нём свои психоделические фантазии (привет Кубрик) или ночные кошмары (привет GW). Можно придумывать красивые методы входа и выхода из него: мгновенное исчезновение из реальности, “растворение”, пафосный вход через открывшиеся в пространстве “врата”...
Но наверное самый известный эффект это вытягивающиеся в линии звёзды. Минималистично и в то же время эффектно, настолько, что Джордж Лукас решил апроприировать эту идею из фильма “Тёмная Звезда” в свой новый проект “Звёздные войны”. Правда Лукас решил тут немного выпендриться и само гиперпространство у него выглядит, как бело-голубые разводы, как будто взяли алюминиевую банку, помяли её и осветили синей лампой. Точнее не как будто, а так и было...
Что совсем уж иронично, но реализованный Лукасом визуальный стиль гипера настолько понравится публике, что его утащат во многие произведения массовой культуру, в том числе и в Star Trek, где этот визуальный эффект будет показывать уже совершенно иной метод вымышленного передвижения по космосу - варп прыжки. Зато красиво.Автор: В.Герасименко
Источник: "Катехизис и Катарсис"
Опубликовано 08 августа 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1726
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: