Исламский взгляд на теорию эволюции
Исламский взгляд на теорию эволюции
Теория эволюции стала одним из главных противоречий в отношениях науки и религии. Особенно это касается авраамических религий, где сказано, что Бог сотворил животных и людей. Какова позиция ислама на проблему эволюции?

В Коране, который является главной книгой мусульман, сказано, что бог Аллах сотворил сначала небо и землю, а потом заполнил их всем остальным. На это у него ушло 6 дней, прямо как в Библии. Описанию сотворения людей в Коране посвящено несколько стихов - аятов. В первом сказано, что люди произошли из одной души:

"Он - Тот, Кто сотворил вас из одной души." Коран 6:98

Одна душа в интерпретации мусульман - это Адам, первый человек.

"Адам" Лукаса Кранаха Старшего
"Адам" Лукаса Кранаха Старшего

Первый человек сотворен в Коране из эссенции глины, так сказано отрывке 23:13. В других местах Корана написано, что человек сотворен из "сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи" и "из липкой глины". Об этом сказано в Коране 15:26 и 37:11.

Помимо человека в Коране есть упоминание о сотворении жизни как таковой. Ее Аллах сотворил из воды:

"Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды?" Коран 21:30

Однако текст Коран весьма непоследователен, потому что в Коране 25:54 сказано, что первый человек создан уже из воды, а не глины.

Сотворение
Сотворение

Часть мусульманских теологов интерпретируют эти аяты как доказательство того, что в Коране прослеживаются идеи эволюции. Они считают, что видоизмененная грязь была средой для зарождения жизни.

В Коране сказано, что некоторые аяты имеют иносказательный характер. Поэтому ислам дает широкий спектр интерпретаций священной книги. Это особенно удобно, когда нужно подстроить религиозные взгляды к современной науке.


Теория эволюции в истории ислама

Историки науки находят предпосылки эволюционной теории в работах мусульманских ученых. Особый интерес вызывает средневековый историк Ибн Хальдун. В своей многодисциплинарной работе "Мукаддима" 1377 года Хальдун пишет о постепенном творении животного мира из мира растительности, и связывает происхождение человека с миром обезьян:

Затем следует взглянуть на мир творения. Оно начиналось с минералов и постепенно развивалось к растениям и животным. Последняя стадия минералов связана с первой стадией растений, таких как травы и бессемянные растения. Последняя стадия растений, таких как пальмы и виноградные лозы, связана с первой стадией животных, таких как улитки и моллюски, которые обладают только силой осязания... Затем животный мир расширяется, его виды становятся многочисленными, и в постепенном процессе творения он, наконец, приводит к человеку, способному мыслить и размышлять. Высшую ступень человек достигает из мира обезьян, в котором есть и прозорливость, и восприятие, но который еще не достиг ступени действительного размышления и мышления. В этот момент мы подходим к первой стадии развития человека.

Ибн Хальдун и титульный лист "Энцикло...
Ибн Хальдун и титульный лист "Энциклопедии братьев чистоты". Энциклопедия 11 века оказала огромное влияние на мусульманскую ученость, там же есть предпосылки к теории эволюции. Возможно, данный труд повлиял на Хальдуна

Со времен Дарвина эволюционная теория все больше проникает в умы мусульманских теологов. Они пытались подружить научную концепцию с текстом Корана. В 20 веке эволюционная теория получила лояльный отклик в таких мусульманских странах, как Турция, Ливан и Иран.

Но в Саудовской Аравии на теории эволюции поставили крест. Вместо поисков эволюционных идей в Коране, аравийские теологи стали работать в сторону мусульманского креационизма, то есть идеи, что никакой эволюции нет, а животный мир и человек сотворены непосредственно Аллахом.

Поэтому справедливо заключить, что в исламе сформировались две группы по вопросу теории эволюции: мусульманские креационисты и мусульманские эволюционисты.

Аднан Октар - один из самых популярны...
Аднан Октар - один из самых популярных представителей мусульманского креационизма

Существенная часть известных мусульманских теологов и проповедников считают, что Коран предвосхитил эволюционную теорию. Обычно эти теологии проживают в светских странах: имам Ясир Кади, профессор философии Канер Тасламан, теолог-исламовед Яшар Озтюрк, философ Аднан Ибрагим.

Среди них фигурируют две версии на теорию эволюции. Одни считают, что Адам и Ева эволюционировали из гоминидов, но с участием Аллаха. Вторые утверждают, что эволюция касалась только животных, а человек был непосредственно сотворен Аллахом.

Ангелы поклоняются Адаму. Персидская ...
Ангелы поклоняются Адаму. Персидская миниатюра

Сегодня в большинстве мусульманских стран теория эволюции является частью образовательной программы. Но нельзя сказать, что эволюционные идеи полностью поддерживаются мусульманами. В Афганистане и Ираке эволюцию признают меньше трети населения. Даже в светской Турции поднимались темы о прекращении преподавания эволюционной биологии в школах.

Таким образом, исламский взгляд на теорию эволюции неоднозначен. Не существует единого мнения на то, как возник человек и каким образом появилась жизнь.Источник: "Трикстер: философия, религия"
Опубликовано 05 августа 2021 Комментариев 0 | Прочтений 566

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия