Damnatio ad bestias - жуткие нравы римского правосудия
Damnatio ad bestias - жуткие нравы римского правосудия
Растерзание хищниками - высшая мера наказания в Римской империи, проводимая в амфитеатрах на глазах у тысяч зрителей. Кровавое театрализованное представление было не менее популярным, чем гладиаторские бои, с одной лишь разницей - никто не переживал за судьбу осужденного. За что в Риме людей бросали к диким зверям? Какие животные исполняли смертный приговор и, удавалось ли кому-нибудь избежать страшной участи?

«От лысого до лысого» (Римская поговорка)

«Damnatio ad bestias» — казнь, подразумевавшая два вида исполнения: собственно растерзание беззащитного человека и, принуждение к битве с животным.

В первом случае, осужденного привязывали к столбу посреди арены или же просто бросали в клетку со зверем без шанса на выживание. Во втором случае, преступника вооружали копьем, чтобы придать событию большую зрелищность.

Палачами чаще всего выступали львы, реже, медведи, пантеры, леопарды, слоны, быки и даже дикие кабаны.

Считается, обычай был позаимствован из Карфагена во II веке до н.э., где растерзание зверями рассматривалось как религиозное жертвоприношение. Первыми людьми, столкнувшимися с хищниками на арене, стали карфагенские военнопленные и римские дезертиры.

Как бы то ни было, традиция Риму очень понравилась и к IV веку н.э. законы предусматривали уже довольно объемный список преступлений, которые вели к «damnatio ad bestias».

К судьбоносной встрече с разъяренным животным приговаривали фальшивомонетчиков, отравителей, отцеубийц, зачинщиков восстания, похитителей детей, колдунов и их клиентов, христиан, политиков, планировавших государственный переворот и всё тех же дезертиров.

Как правило, римская Фемида была более снисходительной для свободных граждан, которым казнь зверями заменяли ссылкой или отсечением головы. Приговор без вариантов оставался у рабов и вольноотпущенников.

Скульптура Фемиды - в греческой мифол...
Скульптура Фемиды - в греческой мифологии богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса

Впрочем, случалось, в Риме наступал голод, а скот, которым кормили экзотичных животных, сильно дорожал. Тогда, по приказу императора, стража обходила тюрьмы и собирала всех уголовников «от лысого до лысого», невзирая на тяжесть преступления. Этих несчастных живьем скармливали хищникам.

По сообщениям Светония, столь жестокая забота была более чем логичной, львы и медведи в местных лесах не водились, их завозили из Африки и Галлии, а потому стоили они дорого и береглись.

«Не дают боги дождя, пойдем на христиан» (римская поговорка)

Казнить зверями христиан начали, как минимум, с 64 года. Согласно Тациту, тогда Нерон обвинил христиан в случившемся в Риме пожаре. По его приказу солдаты зашили верующих в шкуры животных, а потом бросили тела на растерзание собакам.

Христиан обвиняли во всех людских бедах и невзгодах. Наступила засуха, разразилась чума, закончилась поражением военная кампания или взлетели цены — виноваты христиане.

С точки зрения римской юриспруденции, последователи Христа нарушали сразу несколько законов: не признавали власть императора, отрицали государственных богов, организовывали тайные собрания, что приравнивалось к бунту, а также занимались магией.

Первыми христианами стали низшие слои населения — нищета, бывшие рабы, невольники. Люди, которым нечего было терять и через веру они надеялись на лучшую жизнь после смерти.


Отношение римлян к таким людям изначально было брезгливое, а когда они стали собираться по ночам, проявлять неуважение к традиционным богам и навязывать своё мировоззрение, пренебрежение переросло в бешенство.

Людей удивляла готовность христиан погибнуть за свои идеалы. Сектанты, а иначе их не называли, с радостью принимали мученическую смерть. Распятие на кресте, растерзание животными и всё то, чего обычные граждане боялись, как огня, христиане принимали с удивительной готовностью и смирением.

Андрокл и другие

Стоит заметить, гибелью осужденного казнь заканчивалась не всегда.

Греческий историк Аппиан описал случай, когда в эпоху императора Калигулы на арену был выброшен сбежавший раб Андрокл. Лев, который не раз пробовал плоть и наверняка был голодным, неожиданно пощадил человека.

Изумленная публика стала расспрашивать Андрокла почему так случилось, а тот ответил, что, скрываясь в Африке, он вытащил из лапы этого льва занозу. Таким образом, узнав человека и памятуя о его поступке, животное вернуло ему долг.

Не мало подобных случаев отмечают и религиозные фольклористы. Впрочем, выйдя на арену обратной дороги у осужденного уже не было и, если исполнять приговор отказывались звери, то это делали гладиаторы или солдаты.Источник: "С другого угла"
Опубликовано 30 июля 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1801

Ещё по теме...
Добавить комментарий