Уакрапукара: кто строил крепость на высоте 4300 метров
Древний город Мачу-Пикчу известен любому, кто хоть немного знаком с Южной Америкой. Раскинувшееся на высоте 2400 метров над уровнем моря, между горами Мачу-Пикчу и Уайна-Пикчу, забытое на несколько веков поселение инков сегодня является не только визитной карточкой Перу, но и, возможно, всего южноамериканского континента. В 2007 году город Мачу-Пикчу был признан одним из новых чудес света, что ещё более увеличило его популярность.
В то же время, в Перу есть ещё несколько древних объектов, являющихся если и не братьями-близнецами, то, по крайней мере, очень похожими как по своему расположению, так, по-видимому, и по назначению.
Одним из таких объектов является древняя крепость Уакрапукара...
Уакрапукара расположена куда выше Мачу-Пикчу – на высоте 4300 метров над уровнем моря. Как и её старший брат в долине Куско, Уакрапукара не была завоёвана испанцами. Впрочем, и предназначение сооружения оставляет некоторые вопросы. В качестве крепости Уакрапукару стали рассматривать, в первую очередь, из-за названия. На языке народа кечуа «уакрапукара» (Waqrapukara) означает «роговую крепость». Такое имя она получила по причине своего расположения между двух пиков, напоминающих рога.
В то же время, до прихода испанцев, индейцы не знали рогатого скота, и не совсем понятно, откуда взялась подобная ассоциация. Впрочем, у крепости есть и иное название Йамапукара (Llamapukara), то есть «крепость ламы». Некоторые историки считают второй вариант названия более правдоподобным, так как лама являлась (и является) культовым животным для индейцев. А то, что сейчас напоминает рога, вполне похоже на уши ламы.
Народ кечуа является наследником культурной традиции империи инков, но кроме того, история кечуа уходит куда дальше вглубь веков, чем история великой индейской империи. К моменту захвата конкистадорами власти, кечуа являлись одним из наиболее могущественных и развитых народов Южной Америки. И несмотря на всё это, история кечуа не смогла донести до нас изначального названия Уакрапукары. Впрочем, это неудивительно. Из-за своего удалённого расположения, крепость, как и Мачу-Пикчу, была надолго потеряна, и знали о ней лишь проживающие поблизости крестьяне. Не сильно изменилась ситуация и сегодня, когда Уакрапукара мало известна не только среди туристов, но и среди индейцев, проживающих в провинции Акомайо, где и находится этот археологический памятник.
Изучение Уакрапукару началось относительно недавно. Хотя это не помешало провести довольно масштабную реставрацию объекта.
Археологи сомневаются в том, что крепость являлась оборонительным сооружением, называя место скорее обсерваторией или святилищем.
В качестве одного из главных аргументов в пользу того, что Уакрапукара могла использоваться в качестве обсерватории, используют окно в естественной пещере, находящейся между двух пиков-рогов. Из окна открывается потрясающий панорамный вид на всю долину, откуда удобно наблюдать также и за ночным небом.
На территории рядом с Уакрапукарой находится большое количество террас, где индейцами выращивались традиционные для них культурные растения, вроде картофеля, маиса и киноа.
По мнению археологов, на территории Уакрапукара могло одновременно проживать не более тридцати семей, что с одной стороны в очередной раз подтверждает сомнение в версии использования Уакрапукары в качестве крепости, а с другой – кажется странным такое большое количество жителей для священного объекта или обсерватории. Впрочем, использовать объект в разные периоды времени инки могли, как угодно. Дело в том, что сегодня уже известно, что инки не являлись строителями Уакрапукары, а лишь использовали уже существующее между скал сооружение и реконструировали его, как это делают современные реставраторы.
Предварительно, постройку Уакрапукары относят к ранней южноамериканкской культуре канчи и периоду времени между 1500-1000 годами до нашей эры. То есть, минимум, за 2000 лет до инков! Впрочем, некоторые косвенные детали могут свидетельствовать и о том, что постройке куда больше лет.
Всё дело в элементах каменной кладки, оставшихся на части строений на территории Уакрапукары. Здесь встречаются неплохо обработанные блоки, аналогичные тем, что использовались как в Мачу-Пикчу, так и в других сооружениях, строительство которые археологи относят ко временам империи инков, например крепость Пука-Пукара или Тамбомачай.
Часть кладки из рваного камня относится к инкскому периоду и современной реставрации. Но как так получается, что одни блоки обработаны более качественно, чем другие? Культура канчи не славилась качественной обработкой камня. Так может это вовсе и не их рук дело, а кого-то, кто был до них? Канчи же, как и инки спустя много столетий, лишь использовали уже имеющиеся руины.
Возникает и ещё один вопрос: если нынешняя датировка Уакрапукары верна, а нижние блоки создавались культурой канчи, то не могло ли быть так, что и остальные известные инкские сооружения, включая Мачу-Пикчу, строились вовсе не инками? Но у культуры канчи, насколько она сегодня известна, не было ни ресурсов, ни возможностей, чтобы выстраивать столь грандиозные сооружения на территории от Боливии до Эквадора. А ведь есть ещё и остров Пасхи, где кладка слишком напоминает «классическую инкскую».
Так кто же вёл масштабное строительство на территории Южной Америки тысячи лет назад? Однозначного ответа на этот вопрос пока что нет. Недавнее открытие цивилизации Норте-Чико и так сильно удревняет возникновение развитых обществ в Южной Америки, но является ли это открытие конечным? Вряд ли.
Кому бы не принадлежало авторство строительства крепости Уакрапукара, ясно одно: эти люди знали толк в прекрасном. Даже если их теряющиеся в облаках сооружения и носили вполне утилитарный характер.
Автор: С.Дешевой
Источник: "Запретные Темы Истории"
Уакрапукара расположена куда выше Мачу-Пикчу – на высоте 4300 метров над уровнем моря. Как и её старший брат в долине Куско, Уакрапукара не была завоёвана испанцами. Впрочем, и предназначение сооружения оставляет некоторые вопросы. В качестве крепости Уакрапукару стали рассматривать, в первую очередь, из-за названия. На языке народа кечуа «уакрапукара» (Waqrapukara) означает «роговую крепость». Такое имя она получила по причине своего расположения между двух пиков, напоминающих рога.
Мачу-Пикчу
Уакрапукара
В то же время, до прихода испанцев, индейцы не знали рогатого скота, и не совсем понятно, откуда взялась подобная ассоциация. Впрочем, у крепости есть и иное название Йамапукара (Llamapukara), то есть «крепость ламы». Некоторые историки считают второй вариант названия более правдоподобным, так как лама являлась (и является) культовым животным для индейцев. А то, что сейчас напоминает рога, вполне похоже на уши ламы.
Народ кечуа является наследником культурной традиции империи инков, но кроме того, история кечуа уходит куда дальше вглубь веков, чем история великой индейской империи. К моменту захвата конкистадорами власти, кечуа являлись одним из наиболее могущественных и развитых народов Южной Америки. И несмотря на всё это, история кечуа не смогла донести до нас изначального названия Уакрапукары. Впрочем, это неудивительно. Из-за своего удалённого расположения, крепость, как и Мачу-Пикчу, была надолго потеряна, и знали о ней лишь проживающие поблизости крестьяне. Не сильно изменилась ситуация и сегодня, когда Уакрапукара мало известна не только среди туристов, но и среди индейцев, проживающих в провинции Акомайо, где и находится этот археологический памятник.
Окрестности Уакрапукары
Изучение Уакрапукару началось относительно недавно. Хотя это не помешало провести довольно масштабную реставрацию объекта.
Следы современной реставрации
Археологи сомневаются в том, что крепость являлась оборонительным сооружением, называя место скорее обсерваторией или святилищем.
"Уакрапукара - древнее святилище первого порядка, которое обозначает огромную политическую и религиозную силу, которая еще не изучена. Вся природная среда издалека предупреждает о том, что это особенное, необычное место несравненной красоты, в этом захватывающем видении природных образований, где древние люди создавали прекрасную церемониальную архитектуру, объединяя природные творения с лучшим из своей художественной архитектуры". (Мигель Корнехо Герреро, археолог из Перуанского Университета)
В качестве одного из главных аргументов в пользу того, что Уакрапукара могла использоваться в качестве обсерватории, используют окно в естественной пещере, находящейся между двух пиков-рогов. Из окна открывается потрясающий панорамный вид на всю долину, откуда удобно наблюдать также и за ночным небом.
Уакрапукара, 1950 г.
На территории рядом с Уакрапукарой находится большое количество террас, где индейцами выращивались традиционные для них культурные растения, вроде картофеля, маиса и киноа.
По мнению археологов, на территории Уакрапукара могло одновременно проживать не более тридцати семей, что с одной стороны в очередной раз подтверждает сомнение в версии использования Уакрапукары в качестве крепости, а с другой – кажется странным такое большое количество жителей для священного объекта или обсерватории. Впрочем, использовать объект в разные периоды времени инки могли, как угодно. Дело в том, что сегодня уже известно, что инки не являлись строителями Уакрапукары, а лишь использовали уже существующее между скал сооружение и реконструировали его, как это делают современные реставраторы.
Предварительно, постройку Уакрапукары относят к ранней южноамериканкской культуре канчи и периоду времени между 1500-1000 годами до нашей эры. То есть, минимум, за 2000 лет до инков! Впрочем, некоторые косвенные детали могут свидетельствовать и о том, что постройке куда больше лет.
Всё дело в элементах каменной кладки, оставшихся на части строений на территории Уакрапукары. Здесь встречаются неплохо обработанные блоки, аналогичные тем, что использовались как в Мачу-Пикчу, так и в других сооружениях, строительство которые археологи относят ко временам империи инков, например крепость Пука-Пукара или Тамбомачай.
Часть кладки из рваного камня относится к инкскому периоду и современной реставрации. Но как так получается, что одни блоки обработаны более качественно, чем другие? Культура канчи не славилась качественной обработкой камня. Так может это вовсе и не их рук дело, а кого-то, кто был до них? Канчи же, как и инки спустя много столетий, лишь использовали уже имеющиеся руины.
Возникает и ещё один вопрос: если нынешняя датировка Уакрапукары верна, а нижние блоки создавались культурой канчи, то не могло ли быть так, что и остальные известные инкские сооружения, включая Мачу-Пикчу, строились вовсе не инками? Но у культуры канчи, насколько она сегодня известна, не было ни ресурсов, ни возможностей, чтобы выстраивать столь грандиозные сооружения на территории от Боливии до Эквадора. А ведь есть ещё и остров Пасхи, где кладка слишком напоминает «классическую инкскую».
Каменная кладка в Мачу-Пикчу
Так кто же вёл масштабное строительство на территории Южной Америки тысячи лет назад? Однозначного ответа на этот вопрос пока что нет. Недавнее открытие цивилизации Норте-Чико и так сильно удревняет возникновение развитых обществ в Южной Америки, но является ли это открытие конечным? Вряд ли.
Кому бы не принадлежало авторство строительства крепости Уакрапукара, ясно одно: эти люди знали толк в прекрасном. Даже если их теряющиеся в облаках сооружения и носили вполне утилитарный характер.
Автор: С.Дешевой
Источник: "Запретные Темы Истории"
Опубликовано 15 июля 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1448
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: