Какова была судьба Пилата после казни Иисуса?
Понтия Пилата современный человек обычно представляет себе даже не по Евангелиям, не говоря уже об исторических трудах, а по рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда» или же по «Мастеру и Маргарите» Булгакова. В этих художественных произведениях Пилат представлен как честный служака, сочувствующий Иисусу и всеми способами пытающийся его спасти. А противостоят ему злодеи в лице Каиафы и Анны, первосвященники Храма в Иерусалиме. Они пугают прокуратора тем, что пожалуются на него самому римскому императору и Пилат в страхе отдаёт Иисуса на казнь.
И Булгаков, и Эндрю Ллойд Уэббер, без сомнения, гении, а их творения являются шедеврами. Вот только к историческим событиям они имеют весьма отдалённое отношение. Прежде всего, Пилат не воспринимался местным населением в качестве представителя законной власти, да и не был им по сути. Он - глава оккупационной администрации, нечто вроде гауляйтера. К местным жителям Пилат никогда не проявлял ни малейшего сочувствия, грабя их святыни и убивая сопротивлявшихся при любой возможности...
Разумеется, жители Иудеи ненавидели Пилата. Но мнение местного населения не волновало римского прокуратора ни в малейшей степени. Он от них попросту не зависел, а на любое сопротивление пускал в ход силу римского оружия. Более того, периодически он провоцировал верующих иудеев на мятежи, которые подавлял, не останавливаясь ни перед чем. Он бы попросту не стал обращаться к толпе иудеев, тем более по вопросу, касавшемуся его судебного решения.
Будучи префектом (наместником), Пилат имел право осуществлять суд и казнь на территории римской провинции Иудея. Как отмечает Филон Александрийский, современник Пилата, часто он казнил вообще без всякого суда и формального обвинения. Тетрарха Ирода Антипу он мог поставить в известность, если дело касалось кого-то из его приближённых, но и только. Ни в каком милосердии, тем более ко всяким подозрительным бродячим проповедникам (их в то время было немало) он ни разу замечен не был.
Что касается Каиафы и его родича Анны, то с ними Пилат никогда серьёзно не ссорился. Даже в случае массовых избиений прихожан Храма римскими солдатами, первосвященники предпочитали закрывать глаза на эти досадные эксцессы. На Пилата в Рим приходило множество доносов (поэтому любую угрозу нажаловаться на него императору он бы просто проигнорировал), но они шли от местного населения. Каиафа и Анна на Пилата не жаловались, ведь он их полностью устраивал. Когда Пилата сняли с должности, Каиафа также был отстранён, так как Пилат был его прямым покровителем.
Скорее всего, реальный Пилат и не вспоминал потом о каком-то очередном лжепророке, казнённом по его приказу. Нет сомнений, что Иисуса казнил именно Пилат, поскольку распятие — чисто римская казнь, считавшаяся особо позорной. Ей подвергали лишь рабов и лиц без гражданства, самих римлян распинать на кресте закон строго запрещал.
К примеру, апостолу Павлу, который был римским гражданином, отрубили голову. Местные иудейские правители, как духовные, так и светские, казнить своих граждан через распятие не могли, это было прерогативой только римского наместника.
Пилату либо очень сильно везло, либо у него были весьма надёжные связи в Риме. Несмотря на непрекращающийся поток доносов, он просидел на своём посту десять лет. Только в 36 г. н.э. римский наместник в Сирии консул Луций Вителлий отстранил Пилата от должности префекта Иудеи и отправил его в столицу для разбирательства по фактам бесчисленных жалоб иудеев и самарян. Одновременно с этим Луций Вителлий отменил наиболее непопулярные постановления Пилата. Тем самым он покупал симпатии местного населения накануне готовившейся римлянами войны против Ареты IV, царя Набатеи.
Но в Риме Пилату снова повезло. Очень вовремя умер император Тиберий, который должен был осуществлять разбирательство и суд. К власти пришёл юный Гай Юлий Цезарь Август Германик, вошедший в историю как Калигула. Он начинал своё правление очень осторожно: отменил «Закон об оскорблении величия» и объявил амнистию для всех осуждённых по нему римских граждан. Настоять на расследовании дела Пилата мог бы Луций Вителлий, но ему Калигула не доверял и в 39 г. н.э. даже хотел казнить по подозрению в заговоре.
Судя по отсутствию всяких упоминаний о Пилате в этот период, суд над ним так и не состоялся. Но он не получил и новой ответственной должности, что неудивительно, ведь он был ставленником прежнего императора и новому оказался не нужен. По всей видимости, остаток своей жизни Пилат мирно доживал на своей вилле, в кругу семьи, окружённый любовью и заботой домочадцев.Источник: "SPQR | Древний Рим и Древний Мир"
Понтий Пилат в экранизации «Мастера и Маргариты» Юрия Кары, 1994 г.
Разумеется, жители Иудеи ненавидели Пилата. Но мнение местного населения не волновало римского прокуратора ни в малейшей степени. Он от них попросту не зависел, а на любое сопротивление пускал в ход силу римского оружия. Более того, периодически он провоцировал верующих иудеев на мятежи, которые подавлял, не останавливаясь ни перед чем. Он бы попросту не стал обращаться к толпе иудеев, тем более по вопросу, касавшемуся его судебного решения.
«Приговор Пилата над Христом». Православная икона, 1900 г.
Будучи префектом (наместником), Пилат имел право осуществлять суд и казнь на территории римской провинции Иудея. Как отмечает Филон Александрийский, современник Пилата, часто он казнил вообще без всякого суда и формального обвинения. Тетрарха Ирода Антипу он мог поставить в известность, если дело касалось кого-то из его приближённых, но и только. Ни в каком милосердии, тем более ко всяким подозрительным бродячим проповедникам (их в то время было немало) он ни разу замечен не был.
Каиафа. Кадр из фильма «Страсти Христовы», 2004 г.
Что касается Каиафы и его родича Анны, то с ними Пилат никогда серьёзно не ссорился. Даже в случае массовых избиений прихожан Храма римскими солдатами, первосвященники предпочитали закрывать глаза на эти досадные эксцессы. На Пилата в Рим приходило множество доносов (поэтому любую угрозу нажаловаться на него императору он бы просто проигнорировал), но они шли от местного населения. Каиафа и Анна на Пилата не жаловались, ведь он их полностью устраивал. Когда Пилата сняли с должности, Каиафа также был отстранён, так как Пилат был его прямым покровителем.
Иисус перед Пилатом. Картина современного художника
Скорее всего, реальный Пилат и не вспоминал потом о каком-то очередном лжепророке, казнённом по его приказу. Нет сомнений, что Иисуса казнил именно Пилат, поскольку распятие — чисто римская казнь, считавшаяся особо позорной. Ей подвергали лишь рабов и лиц без гражданства, самих римлян распинать на кресте закон строго запрещал.
«Се человек», картина Михая Мункачи. 1896 г.
К примеру, апостолу Павлу, который был римским гражданином, отрубили голову. Местные иудейские правители, как духовные, так и светские, казнить своих граждан через распятие не могли, это было прерогативой только римского наместника.
Понтий Пилат. Кадр из сериала «Наша эра. Продолжение Библии». 2015 г.
Пилату либо очень сильно везло, либо у него были весьма надёжные связи в Риме. Несмотря на непрекращающийся поток доносов, он просидел на своём посту десять лет. Только в 36 г. н.э. римский наместник в Сирии консул Луций Вителлий отстранил Пилата от должности префекта Иудеи и отправил его в столицу для разбирательства по фактам бесчисленных жалоб иудеев и самарян. Одновременно с этим Луций Вителлий отменил наиболее непопулярные постановления Пилата. Тем самым он покупал симпатии местного населения накануне готовившейся римлянами войны против Ареты IV, царя Набатеи.
Понтий Пилат. Картина современного художника
Но в Риме Пилату снова повезло. Очень вовремя умер император Тиберий, который должен был осуществлять разбирательство и суд. К власти пришёл юный Гай Юлий Цезарь Август Германик, вошедший в историю как Калигула. Он начинал своё правление очень осторожно: отменил «Закон об оскорблении величия» и объявил амнистию для всех осуждённых по нему римских граждан. Настоять на расследовании дела Пилата мог бы Луций Вителлий, но ему Калигула не доверял и в 39 г. н.э. даже хотел казнить по подозрению в заговоре.
Христа ведут к Пилату. Постановка современных реконструкторов
Судя по отсутствию всяких упоминаний о Пилате в этот период, суд над ним так и не состоялся. Но он не получил и новой ответственной должности, что неудивительно, ведь он был ставленником прежнего императора и новому оказался не нужен. По всей видимости, остаток своей жизни Пилат мирно доживал на своей вилле, в кругу семьи, окружённый любовью и заботой домочадцев.Источник: "SPQR | Древний Рим и Древний Мир"
Опубликовано 02 июля 2021
Комментариев 0 | Прочтений 2455
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: