Инструкция Священного Писания: где и как нужно правильно молиться...
Инструкция Священного Писания: где и как нужно правильно молиться...
Воскресенье на дворе. Кое-кто уже вернулся к грядкам и прохладному «Жигулевскому», посетив по утреннему холодку храм или церквушку в шаговой доступности. Хорошенько отмолив прошедшую неделю. Почему именно туда ездили, а не дома связь с Творцом налаживали? Ну… Как бы традиция такая. К тому же прямое указание есть от организации, которая заведует правильным поклонением Богу: «Насколько храм выше и святее частного жилого дома, настолько и молитва церковная выше, превосходнее домашней. Как существуют различные училища для наук и искусств, так и храм является по преимуществу местом и… училищем молитвы». (Книга «Как правильно молиться по учению Святых Отцов»). Мотивы знакомые? Нигде в канонах это не утверждено, но в той или иной форме вам обязательно обоснуют: храмы не только «училище молитвы» (что логично и понятно), но и самое лучшее место для неё. А уж рассказы про «намоленность» вообще оставим за рамками анализа. Потому что эта физическая величина давно измерена, занесена во все технические справочники, по ней даже емкость (наверное) рассчитывают. Ладно, не обижайтесь. Теперь аргументация. Откуда все христианские концессии вдруг решили, что полезнее всего организму в храме молиться…

Обычно эту теологическую концепцию обосновывают высказыванием Христа:

«Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов … а вы сделали его вертепом разбойников». (Марк, Матфей и Лука)


Очень хорошая цитата. Сильная. Только нагло выпиленная из контекста. «Домом молитвы» в этом эпизоде Иисус называет — Иерусалимский храм. Сын Божий сокрушается, что иудеи сделали его вертепом разбойников. Цитирует дословно пророчества из книг Исаии и Иеремии. Где последний провозглашает во вратах дома Господня, призывает народ покаяться, верно вершить суд, прекратить притеснения, отвернуться от чужих богов. Обвиняет в обмане, воровстве, убийстве, отступничестве. В превращении храма в «вертеп разбойников». Предупреждает, что разрушит его, как Силом.

А теперь факты. Этот иерусалимский храм не стал «домом молитвы для всех народов». Его через семь десятков лет после смерти Христа разрушили до фундаментов римляне, разъяренные восстанием Иудеи. Пророчество Иеремии и Христа сбылось.

Что оно подразумевало в более глубоком смысле? Само собой, возвещало о пришествии Мессии (Христа). О последующем Евангелии (Благой вести), которое возьмет свое начало из Иерусалимского храма. Носящем имя Бога Израилева. Затем Весть будет доступна для всех народов:

«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы … И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима». (Исход и Книга пророка Михея)

Иисус не призывал верующих молиться в каких-то (потом построенных) храмах. Не предсказывал их возведение. Просто цитировал пророчества уважаемых людей. Как именно будет распространяться вера в Бога Израилева по всей Земле. Пророчества Иисуса, Исаии, Иеремии и Михея исполнились. Слово Господне вышло из Иерусалима, сойдя от горы Сион. На которой стоял Храм. Распространилось для всех народов.


Что тогда считать «домом молитвы»? Первые христиане не называли так Иерусалимский храм. Хотя он ещё простоял 70 лет нетронутым. А в те времена появились первые наброски Нового Завета. Вопрос пусть спорный, но давайте рассуждать так в парадигме официального религиозного мифотворчества. «Местом молитвы» называли любое место собрания верующих. История суровая и Священное Писание тому свидетели. В книге «Деяний апостолов» рассказано следующее: Павел с учениками в одном из городов Македонии шёл в «молитвенный дом»:

«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка». (Деяния)

Дело происходит в Македонии, напоминаю. Шёл проповедовать апостол не в Иерусалимский храм, само собой. Эти культовые сооружения с алтарями, иконостасами и богатым убранством первые христиане не строили. Летописи и археология не подтверждают. Наоборот — свидетельствует об их полном отсутствии. Гонения? Они были не везде, не передергивайте. В ряде мест христиане жили спокойно, их пальцем никто не трогал. Но «копий Иерусалимской святыни» они даже в макетах не сооружали.


Храмом (как некий материальный объект) Новый Завет называет только Иерусалимское святилище. Там приносились заместительные жертвы, символизирующие Мессию. Был «Небесный храм», куда вошел Христос в статусе Первосвященника. Также «храмами» Новый Завет называет тела верующих, которые познали присутствие в себе Духа Святого. А вот молитвы возносились в «молитвенных домах». Не специальных культовых постройках, а в любом месте собрания верующих. Стен, перекрытий, дверей и окон не нужно было даже…

«В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами». (Деяния апостолов)

Словосочетание «дом молитвы» в Деяниях (в греческом тексте) представлено словом «προσευχη», имеющим равное значение: «место для молитвы» и «дом для молитвы». Апостол Павел прямо говорил: молиться христиане должны в любом месте.

«Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». (1-е Послание Тимофею)

А теперь посмотрим, как это… трансформировалось теперь. До смешного, только без обид. В популярной книге «Как правильно молиться по учению Святых Отцов» описан этот неимоверный по сложности процесс:

«Молитвенное правило, которое должно совершаться утром и вечером: Слава Тебе, Боже наги, слава Тебе; Царю Небесный; Трисвятое; Отче наш; Господи помилуй — 12 раз; Приидите поклонимся; Псалом 50; Символ Веры; Богородице Дево, радуйся — трижды. После этого 20 молитв: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; при каждой молитве земной поклон. Затем другие 20 таких же молитв и при каждой поясной поклон».

«Святые отцы» так молились… это хорошо, у них времени было навалом. Ничем другим не заняты были, кроме самопознания в божественном. Что ничуть не осуждаю. Но, в то же время Писание даже не намекает на какие-то требования и правила в этом интимном и тонком вопросе. Один из учеников попросил Иисуса: «Господи! научи нас молиться!» Христос ответил: «Когда молитесь, говорите...» и дальше выдал миру текст известной каждому христианину молитвы «Отче наш…».

Само собой, это краеугольный молитвенный камень веры, знать наизусть нужно и должно. Немногословное обращение, крайне универсальное, лаконичность и глубина приятно удивляет. Несколькими словами раскрывает суть Бога, обозначает зависимости человека от Творца, содержит простое и прямое наставление всем людям. Пусть два Евангелия дают несущественные разночтения, но сути это не меняет. Евангелие от Матфея учит просить прощения — за долги, Евангелие от Луки — за грехи. Больше Писание не даёт готовых молитв, но говорит:

«Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите». (Матфей и Марк)
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением». (Послание Колоссянам, Римлянам и Фессалоникийцам)
«Молитесь друг за друга».
«Всякою молитвою и прошением молитесь». (Послание к Ефесянам)


Не возьму в толк, как в этих прямых указаниях можно (между строк) углядеть какие-то «молитвенные правила»: зачитывать чужие молитвы из каких-то книжек, учить наизусть на незнакомом языке… Кажется, тут только говорится, что с любовью и верой необходимо обращаться к Богу своими словами. Благодарить, просить о чём-то, делиться радостями и чаяниями. Это называется «постоянным молитвенным общением», читайте Отцов Церкви. Всё же растолковали ещё в IV веке.

А теперь включаем ту часть мозга, что отвечает за критический рационализм. Объясните атеисту, как заученное стихотворение (пусть самое гениальное) можно десятилетиями долбить в пространство? Несколько раз в день, месяц за месяцем, год за годом…. Чтобы это получалось «от души, из глубин сердца». Смеётесь что ли? Данное произведение вы устанете декламировать с выражением уже через недельку, перейдя на некритичный «автомат». А молитва станет привычкой, слетать с языка будет скучной формальностью.

Не рассказывайте про глубокое небесное покровительство, отклик из облачности кучевой и магию сочетаний слов. На батюшек гляньте, как «искренне» они свой номер отбывают на службе. Простите, очень редко видел молитву… когда она действительно была молитвой. А не мантрой или заклинанием на малопонятном языке.

Всё Писание пронизано простой идеей: работает только личное обращение человека к Творцу. Почитайте Псалмы Давида, это же прямая инструкция. Каждый псалом является абсолютно самостоятельной молитвой. В каждый период жизни Патриарха — была своя. Пусть на него, на этого Давида. Есть другие примеры, более показательные. Молитвенные обращения к Богу куда как известных библейских героев: Моисея, Даниила, Езекии и проч…

С точки зрения психологии и собственной обучаемости на вопрос посмотрите. При чтении уже готовых молитв внимание легко рассеивается: языком говорим одно, голова совершенно спокойно переключается на другое (а утюг выключил?). Мозг всегда внимательно цепляется за незнакомое ему, пройденный материал пережевывать не любит, максимально упрощая все процессы обработки и анализа.

Так невозможно сделать, если творчески подходишь при творении молитвы своими словами. Но мешает один поганый стереотип, который отвращает от веры очень многих колеблющихся людей. Батюшки со святыми отцами настолько всё казарменно зарегламентировали, что большинство неофитов больше одного-двух визитов в храм не одолевают. Чаще всего говоря: «Я и молиться-то не могу, никаких молитв не знаю». И всё. Кто из человеческой лени, кто под спудом комплекса… мимо религии и проскакивает.

Сколько историй, даже в комментариях под статьями: люди молятся в церкви, но «по книгам». Выверенными «древними словами», которые есть церковнославянские. Неподготовленному бойцу большей частью непонятные. А когда ещё дикция невнятная, да язык заплетается порой у служителя культа — всё, тушите свечи.

То есть, формируется немедленно ложное представление: молиться это трудно. Даже невозможно без серьезных усилий. Ещё и жути нагонят «воцерковленные» доброхоты: это молитвенное заклинание, не будучи произнесено определёнными словами в определённом порядке, — бесполезно. Не работает.

Почитайте очень полезную книгу за авторством православного богослова, епископа Феофана Затворника (1815-1894 гг.) «Четыре слова о молитве». Там муж ученый настаивает именно на «свободной молитве», обосновывая процесс так:

«Надо … доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедовала, что есть в ней и чего желательно ей. Ибо как из сосуда — переполненного — сама собою изливается вода; так из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва».

Не лишним будет отлипнуть от молитвенников, вспомнить простую истину: Бог в Библии называет себя Отцом. Ну и как представить такое «семейное общение»? Когда неразумное дитя отхватило люлей на улице и прибежало к папе за советом, от чистого сердца жалуясь на хулиганов с их подлыми выходками. Отрок будет искать участие в его скорбных делах путано, сбивчиво, всхлипывая и перескакивая с пятое на десятое вообще-то. Или же донесёт до мрачнеющего папаши свои проблемы заученными чужими цитатами? На малопонятном ему самому же языке?

Совсем не лишним будет перечитать третью заповедь Декалога. Напомнить, что напрасное упоминание (всуе) имени Бога запрещено. Кому как, но ещё в Средневековье некоторые теологи и богословы предупреждали: упоминание Творца в заученных молитвах десятки раз, для «подбития итога» (например, произнесение «Господи, помилуй!» в 12 или 40 подходов) содержит вопиющие признаки нарушения этой Божьей заповеди.

Даже самый упёртый ортодокс не рискнет публично сказать: нельзя молиться своей личной молитвой напрямую Творцу. Поостережется утверждать: для молитвы обязательно посещение храма. Чтобы не быть уличённым в ереси, промолчит над вопросом: Бог только там нас слышит?

Но, разглагольствуя с аналоя перед некритично настроенной публикой, обязательно хитрыми тропками будет проповедовать (с разной степенью истовости): Творец живет исключительно в рукотворных храмах, молитвы имеют тут большую силу. Особенно если всё делать по строгим правилам… как «святые отцы» заповедали. А если их косточки неподалеку лежат или иконка всхлипывает в соседнем пределе — полный набор благодати обеспечен. «Аll inclusive» и тупик лжи. Хотя Христос перед молитвой «Отче наш» дал такое наставление апостолам:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Матфей)

Что непонятного?

Руководство к действию дано без возможных его толкований. Молитва является личным, тайным, интимным обращением человека к Творцу. Желательно без помех, в уединённом месте. Для непонятливых особо можно привести эпизод с апостолом Петром.

«Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться». (Деяния апостолов)

Это делалось неспроста, потому что ученики Христа (в отличие от последующих христианских жрецов-сребролюбцев) точно знали: Создатель все слышит и видит:

«Он недалеко от каждого из нас». (Деяния)

Многих сектантов откровенно заносит, когда они начинают уводить из «лона церкви» таким образом свои будущие жертвы. Намекая этим стихом на какое-то «молитвенное затворничество». Трюк подлый, поскольку молитва наедине не должна отменять общую и групповую. Христос говорил: просьба от двоих и более верующих имеет большую силу.

«Истинно… говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». (Матфей)
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Матфей)


Возможность молиться Богу наедине полностью одобряема Писанием. Но при условии, что посещение христианином «молитвенного дома» будет тоже выполняться. Не там, где хоры набатом громыхают. А вместе собираются братья по вере. Только тут можно общаться, делиться опытом благословений и вразумлений. Если хотите — укрепиться верой и вместе молиться. Как поступали первые христиане:

«Не будем оставлять собрания своего». (Послание Евреям)

Так как вышло, что столь очевидные наставления христианскими конфессиями хитро обойдены? Гордыня, другого объяснения нет. Немалый профит материальный уже не столь актуален, хотя раньше явственно наружу торчал. Многие священнослужители иногда не хотят слышать аргументы очевидные. Будучи заранее уверенны: они освящены Духом Святым. Значит, заведомо убеждены в своей любой правоте, якобы поддержаны Творцом.

Обходя вниманием факт, что не все собрания верующих людей просят о том, что угодно Богу. Ответ получают свыше соответствующий:

«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». (Евангелие от Иоанна)
«Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость». (Притчи)
«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений». (Исход)
«Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас». (1-е Послание Иоанна)

Смиренно прошу, хватит наделять несуществующим в комментариях вашего покорного слугу. Путаясь в ярлыках «сектант», «протестант», «служитель Иеговы» и проч… Атеист и разумный (наверное) организм всего лишь. Итогом статьи хочется сказать, Писание чётко говорит: верующий должен молиться Богу своими словами. В любом месте, в любое время, уединенно или открыто в группе единоверцев. Ничего для себя не выклянчивая, просто пытаясь понять в своей жизни волю Божью. А «Отче наш» знать просто обязательно. Всё остальное — факультатив. К применению совсем не обязательный.Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 21 июня 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1049

Ещё по теме...
Добавить комментарий