Колыбель человечества: мифы народов мира «за» и «против» науки
Колыбель человечества: мифы народов мира «за» и «против» науки
Сегодня будем изучать одну из самых любопытных теорий, пытающуюся растолковать: из какой конкретно точки планеты началось расселение первых разумных людей. Какими путями миграции они пользовались. Какой полезной информацией обменивались. Век назад английский учёный Джеймс Фрэзер (автор бестселлера ХХ века «Золотая ветвь») всерьёз занимался мифами, легендами, преданиями народов мира. Целью было найти параллели библейским сюжетам. Англичанин был уверен: Ветхий Завет просто обязательно должен содержать реликты древних преданий, характерных для всего человечества. Чтобы не распыляться, были выбраны несколько конкретных направлений поиска. Само собой, особым вниманием исследователя пользовался эпизод «грехопадения Евы». Где главным героем был Змей, столь популярный во всех культурах мира. От Месопотамии до Мезоамерики. Так, в одно целое были собраны все предания с коварным гадом: народов Африки, Индокитая, Южной Америки. Великим удивлением стало, что никакого грехопадения там не было. Речь повсеместно шла… об утрате бессмертия...


После издания знаменитой книги научный мир крепко задумался. Весь ХХ век похожие истории собирались, накапливались, анализировались. Сходные сюжеты обнаружились у сотен этносов, десятков народов. Победили (количественно) предания, где змеи стали бессмертными по причине линьки, то есть смены кожи. Еще Фрейзером была приведена легенда одного из народов Эфиопии, обобщающая многие другие сказания:

«Бог послал птицу сказать людям, что, состарившись, они будут менять кожу и возрождаться. По пути птица увидела змею и обещала передать весть ей, если та поделится пищей. Змея согласилась. Тогда птица сказала, что змеи будут сбрасывать кожу и молодеть, а люди — стариться и умирать безвозвратно. С тех пор так и повелось».

Более конкретное (но точно до-библейское, наскальные рисунки тому подтверждение) описание событий было приведено этнографами после знакомства с народом луба в Конго:

«Вначале Бог предложил на выбор женщине и змее орех со смертью и орех с бессмертием, женщина взяла смерть, змея — бессмертие. Теперь змеи не умирают, а лишь сбрасывают кожу».

Общей чертой многие сказания содержат мотивы непослушания. Как у бирманских нага:

«Люди жили до старости, а змеи меняли кожу и были бессмертны. Один из духов спросил людей, не хотят ли они жить вечно, как змеи, но вождь отказался его слушать, сказав, что люди обойдутся без его советов. Поэтому люди не возрождаются, сбрасывая кожу, как змеи».

Вариаций тоже достаточно, даже со сменой живности. Змей иногда отсутствует в легендах, его подменяет ящерица, креветка или сверчок. Даже деревья, медленно, но уверенно сменяющие свою кору. Но «бессмертие» связано именно с таким процессом:

«Бог попросил людей вымыть его, обещая, что они станут сбрасывать кожу как мирт меняет свою кору, и не будут стариться и умирать. Но люди отказались. Тогда бог сказал, что теперь умирать станут все, даже дети». (Миф народа атаял, Тайвань)

После анализа всех изустных преданий мирового наследия на тему «бессмертия» стало понятно: сюжет настолько древний, что нет методик его датировок. В пещерные эпохи начального каменного века Великим Змеем уползал миф… Когда это оформилось в конкретные религиозные верования — было хорошо известно. История утраты бессмертия методом «смены кожи» была записана уже 3 тысячи лет назад на Ближнем Востоке, став популярной во всем восточном Средиземноморье.


Переведены аккадские клинописные таблички Ниневии (VII в. до н.э.): Гильгамеш после смерти друга Энкиду добыл цветок бессмертия. Но его украла змея, сбросила старую кожу и стала бессмертной. Учёные нащупали истоки этого эпоса, он был куда древнее. Поставили задачу. А что, если истории со сменой змеиных кож поискать по географическим ареалам расселения человека? Понятно, что идентичности полной не получится найти, но… мотивы общие — вполне. Так предположения Фрэзера стали почти научной дисциплиной.


Завоевать Землю!

Придётся пока поверить академической науке. Которая (в бреду политкорректности) назначила «точкой исхода» первых разумных и организованных в сообщества людей — Африку 70 тысяч лет назад. Очевидным маршрутом первых миграций стало пересечение узкого пролива и появление скитальцев на Аравийском полуострове. После — движение вдоль побережья на восток. Теория не бесспорная. Но опровергнуть тяжело.

В то время уровень моря был на несколько десятков метров ниже современного (самый пик — «минус» 130 метров, 20 тыс. лет назад). Подводная археология пока в зачаточном состоянии, поэтому палео-антропологам не удаётся предоставить следы самых ранних мигрантов. Ладно, объяснение примем. Что ещёе известно? Не позже чем 50 тыс. лет назад, «современные люди» появились в Австралии. Археология не возражает, исследования ДНК вроде тоже говорят: родство народов Южной и Юго-Восточной Азии, Меланезии и Австралии — очевидно.

Центральные и северные районы Евразии люди освоили на 20-30 тыс. лет позже. Тут дела шли туго, ледниковый период как бы. После субтропических раёв бороться за выживание приходилось серьёзно. Заселение Америк назначено не позже, чем 13-15 тыс. лет назад. Считается, попали они туда через «Беренгию». Когда большими островками суши пестрели нынешние Чукотское и Берингово моря. Само собой, следов не найти пока, всё скрыто толщей воды после окончания ледникового периода.


Генетики друг друга уже загрызли, но теория первоначального заселения Америк (Северной, потом Центральной и Южной) древними людьми Сибири, Восточной и Юго-Восточной Азии — главенствует. Вот такой сценарий был взят за основу. Чтобы начать проверять легендарные эпизоды со «сменой кожи», утратой человеком бессмертия.

Определить возраст

фольклорного сказания неимоверно трудно. Но можно работать методом исключения. В анализ были взяты более 50 тысяч мифологических и фольклорных текстов, записанных у народов всего мира. Оказалось: история «со сменой кожи» совершенно неизвестна в северной и континентальной Евразии. Но часто встречается в Африке. Причем локация довольно четкая — южнее Сахары. Стойко удерживаясь в Юго-Восточной Азии, Меланезии и Южной Америке. Австралия историю эту рассказывает только на своём северном побережье.

Ого… сказали этнографы. В кои-то веки согласились с антропологами. Один маршрут расселения людей можно считать почти доказанным. Южный. Из Африки — в Южную и Юго-Восточную Азию, потом в Австралию. А затем в Новый Свет? Вопрос остался. Как могли африканские сказания выжить 70 000 лет? В устной передаче 3 тысяч поколений. Таких датировок фольклористика даже представить себе не могла, даже с похмелья. Тут горизонт в четыре сотни лет — запредельная величина (без документальных промежуточных подтверждений). Всё, что за этим рубежом, — нездоровые фантазии.

Мог «мотив со змеями» и сменой ими кожи возникнуть независимо в разных регионах, то есть случайно? Нет, потому что сходство между преданиями разных народов имеют ряд повторяющихся подробностей. Так называемый эпизод со «стариком или старухой». Этих пенсионеров Змей беспокоил в один и тот же момент, когда они меняли кожу. Отвлекал всячески, они забывали провести процедуру до конца. Благодаря чему люди перестали омолаживаться. Именно эта деталь говорит — независимое появление истории в Африке, Азии и Америке крайне маловероятно.


Критики фольклористов махнули рукой на эту «сенсацию». Сказав: мифы о «змеином бессмертии» попали в Америку и Восточную Азию напрямую из Африки во времена европской работорговли, в XVII-XVIII веках. Но нет, общие тексты этих территорий содержат лишь главный мотив. При полном отсутствии характерных «африканских» подробностей. И география похищения рабов не совпадает. Вблизи атлантического побережья таких легенд почти не найдено.

«Чёрное дерево» в Америку завозили из Гвинеи и Анголы. Никак не из Кении. Основная масса негритянского населения оказалась сосредоточена на северо-востоке Бразилии и на юго-востоке США. Мотив смены кожи Змеем там не обнаружен, сказания совсем о другом популярны. Легенды построены на том, как одно животное обманывает другое. При полном отсутствии их коммуникации с человеком, тем более в вопросах бессмертия.

Не могли этого сделать и европцы с китайцами, наиболее активные торгаши с до-античных времен. Мотив «смены кожи» в Северной Евразии отсутствует полностью (тут Змей выступает совсем в другой роли). Лишь на южном побережье Китая есть какие-то смутные отголоски у мелких племён. Которые прибыли из островного тихоокеанского региона Индонезии. А уж занести в Амазонию такие байки… вообще за пределами всякого понимания.

Миграционным фактором «северного маршрута» (через Берингию) вполне объяснимо отсутствие мотива в Северной Америке. Культурное наследие самых ранних мигрантов оказалось вытеснено поздними волнами заселения. Тут главенствуют «сибирские мотивы» преданий. Бессмертие, Змей, «смена кожи» толкуются совсем иначе.


Как проверить

... и датировать такое фольклорное хоровое единодушие народов, живущих в разных концах света? Наука пока не знает, но кое-что предложила. Самое важное в этом деле — подробно разобраться с «частотой цитирования». Особенно в Новом Свете. Поскольку прямой перенос мифов напрямую из Африки — практически невозможен, только длинными окольными тропами предания шли. «Смену кожи» и Змея проверили другими легендами, кстати.

Что такое смерть и возрождение Луны (бессмертного Месяца). Нашли полное сходство. В Канаде, Австралии, африканской Дагомее и Восточной Бразилии рассказывают другую повторяющуюся историю. О «всплывающих камнях». Это такое условие возвращения роду человеческому своего утраченного бессмертия. Как перестанут тонуть (умирать) брошенные валуны в воду — так «квест» выполнен. Почти полное совпадение легенд… Вот и думай что хочешь.

Получаем «напёрсток», до краев полный смелыми предположениями. В Африке (южнее Сахары) представлен одинаковый набор мотивов о происхождении смерти и бессмертии, идентичный южно-американскому. Значит… ещё во времена палеолита об этом должны знать первые люди Восточной Азии. Ведь именно они тогда заселяли Южную Америку. А не миграциями — из Северной, как принято считать до сих пор некоторыми школами антропологии.


Время заселения Нового Света известно, хронологическая зацепка находится в диапазоне 15-20 тыс. лет назад. Это минимум. Для определения древности мифов — бесполезны. Остаётся проверять возможные исходные регионы их появления. Африку, через Меланезию и Австралию. Хотя можно предположить (как некоторые антропологи говорят), люди не из Африки разбрелись по планете. А откуда-то из Азии свое шествие организовали. Но не суть…

Стойкие мотивы о происхождении смерти образуют целый комплекс сказаний, одинаковых везде: Африке южнее Сахары, в индо-тихоокеанских областях Старого Света, в Мезоамерике. Проверяем другими легендами, более древними. Бинго! Именно в данных уголках планеты люди не созданы божеством. Они «выходят из-под земли». Где-то в гордом одиночестве, местами — вместе с животными, ставшими потом тотемами.

Проверяем ещё раз, другим важным эпизодом общечеловеческой фольклористики. Радуга, которую считают кое-где частью огромного Вселенского Змея. Такое предание встречается лишь в Европе. Есть очень существенное отличие от сказаний Африки, Австралии и Америки. Для Северо-Западной Евразии характерно приятное, позитивное восприятие этого природного явления.

Африканцы или индейцы находят его… отвратительным. Они (не сговариваясь) считают Радугу зловонным существом, приносящим массовые болезни. Плюс, в европских мифах она связывается с представлением о Змее единичными мифами. Больше популярны мотивы лука, пояса, цветных кусков материи и т.д. ...


Выводы

Очень интересная методика, моё почтение. Африканские мотивы происхождения смерти (утраты бессмертия) явно занимают главенствующее положение в мифологии планеты. Поскольку время выхода современного человека назначено из Африки, около 70 тыс. лет назад — как быть с языками, на которых говорили носители этих легенд?

Безоговорочно доказано, достаточно 10 тыс. лет, чтобы любой язык изменился до неузнаваемости (Украине вообще меньше сотни годов потребовалось). Ни один лингвист не поставит свою научную репутацию на кон, чтобы заняться проблемой столь древнего языкового родства. Поискать того «предка», которому 50-70 тысяч лет. Но теория палео-фольклористов говорит: мифология может прекрасно сохранятся при любых языковых трансформациях. Остается только более вдумчиво заниматься систематизацией «реперных точек». Фольклорно-мифологические тексты вполне переводимы с одного языка на другой, очень легко заимствуются.

Одинаковые сказки и мифы, содержащие специфические подробности вряд ли могли возникать независимо и спонтанно в землях, отстоящих друг от друга на десятки тысячи верст. Непреодолимого вроде океана. Нужен глобальный анализ мифологического материала, его сопоставление с данными генетики и археологии. Вполне может быть… следы древних изустных легенд расскажут правду о появлении первых людей в конкретных регионах. Вкусная идея! Жуть, как интересная.Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 18 июня 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1368

Ещё по теме...
Добавить комментарий