Соломон: самый мудрый и богатый царь в истории человечества...
Никто же не будет спорить с утверждением, что еврейский царь Соломон - непререкаемый символ государственной мудрости, прозорливости и самая легендарная личность, когда либо сидевшая на троне? По количеству легенд, преданий и упоминаний, конечно. Несмотря на яркую историю из Библии и сопутствующих Ветхому Завету текстов, кое-что пытаются нащупать и реальное о нём. Поэтому давайте насладимся сказочным в литературе и подумаем над скудным и унылым - в науке...
Приход к власти
Соломона произошёл… очень драматично. Царь Давид умирал, его старший сын Адония, не дожидаясь скорбного часа, вознамерился сесть на царство. Потому что знал, что наследовать будет другой: сын любимой жены Давида, Бат-Шевы. Формально Адония был прав, его поддержала вся знать дворца. Но честолюбец не был «первородным сыном», царь был вправе отдать престол кому пожелает. Даже младшему сыну Соломону.
Пророк Натан предупредил умирающего Давида о нарождающейся династической смуте, убедил поспешить сообщить о наследнике, немедленно помазать того на царство. Соломона под охраной доставили к источнику Гихон, где процедура свершилась. Затрубили рожки, народ возликовал: «Да здравствует царь!». И толпами повалил за Соломоном, который волей неволей должен был появиться во дворце, разобраться с окопавшейся там оппозицией. Казней не последовало, но предупреждения грозные прозвучали.
Теперь немного любопытного анализа. О царствовании Соломона (965-927 гг. до н.э.) существуют два текста. Один из соавторов «Третьей книги Царств» не согласен со всем остальным коллективом, выбивается из бравурного литературного описания. Первые десять глав говорят о периоде мира и процветания. Соломон там не только необычайно мудр, но и сказочно богат.
Он в союзе с Египтом, женат на дочери фараона, получает в качестве её приданного в Ханаане — город Изер. Дружбу водит с царем Тира Хирамом I Великим, становится легендарным строителем городов, в Иерусалиме тринадцать лет сооружает роскошный дворцовый комплекс вкупе с Храмом и т.д. …
Это одна версия событий, где Соломон вознесён до небес авторами. Однако другой переписчик «Третьей книги Царств» говорит о… безрадостной картине. Оказывается, политический престиж Соломона был очень зыбким. После смерти царя Давида отделился Эдом, в Сирии арамейские царства стали независимыми, необходимо было «откупаться» от угроз Хирама Тирского двадцатью городами Галилеи. А брата-смутьяна Адонию пришлось убивать. Сам Соломон не очень-то «первороден». Его мать Вирсавия являлась иевусейкой и чужеземкой.
Великое царство
Но автор красиво выруливает из этой горестной (вроде бы) ситуации. Соломон становится великим… торговцем! Строит у оконечности залива Акаба торговый порт, крепость, склады и огромные зернохранилища. Туда потоками устремляются суда из «страны Офир» с грузами золота и серебра, драгоценных камней и слоновой кости, везут тысячами павлинов и обезьян. Свои знаменитые колесницы и лошадей Соломон покупает в Египте и Киликии. Так, на волне торгового успеха, Израиль становится уважаемой ближневосточной державой. Соломон обзаводится семью сотнями жён и тремя сотнями наложниц-чужеземок.
Тут же подвёрстывается история о Царице Савской, которую восхитили мудрость и богатство Соломона. Она открывает ещё более широкие возможности для значимости (политической) Израиля, укрепив его торговые связи с Юго-Западной Аравией. Обитатели её страны живут в процветающем государстве, но… Соломон круче и могущественнее. Царица Савская перенаправляет маршруты доставки специй и фимиама в Палестину. Так Соломон начинает контролировать почти все рынки Ближнего Востока.
Соломон отказывается от огромной отцовской армии наёмников-пехотинцев, выводя на первые роли новый род войск — колесницы. Но не силой должен удивлять Израиль, а величием духа. Главные надежды Соломон возлагает на великий Храм горы Мориа (платформа сохранилась). Храм в самых мельчайших подробностях описан в Библии, был (наверное) весьма впечатляющим строением. В его архитектуре чётко просматриваются трёхярусные финикийские мотивы.
Собственное визуальное искусство у тогдашних евреев отсутствовало, что понятно — прямой запрет второй Заповеди на любые божественные изображения. Из-за нехватки талантов в финикийской манере было выполнено и всё убранство Храма. Два гигантских херувима из масличного дерева, обложенного золотом, напоминали найденные в Библе статуи богине Ашторет. Изображающие фантастических «составных» существ с человеческой головой, львиным телом и птичьими крыльями.
Храм Соломона задумывался как обитель Бога, в этом была концепция главная. Поскольку Яхве нельзя было изображать, то людям предлагали другой вариант для их просящего чудес воображения. Величие и богатство постройки должно было убеждать: только Бог может жить в такой Святая Святых.
А там фантазия пусть дорисует нужный образ. Из бестелесного и абстрактного. Соломон собрал в ритуалах все старые еврейские праздники, разложил их в календаре, сделал государственными. Яркими и великолепными, массовыми, музыкальными, пышными. Что паству очень притягивало.
Двоеверец
Несмотря на все восхваления Соломона поздними авторами, ярым адептом Яхве… он не был. Поскольку был только наполовину израильтянином. В вопросах веры менее последовательным и упёртым, в отличие от отца Давида. Никто не спорит, Яхве чтил. Даже иногда смещал сомневающегося первосвященника, чего не было никогда прежде. Но запрет на чужеземных богов отсутствовал, культы поклонения им были равны с почитанием Яхве.
Автор «Второзакония» прямо и с отвращением их перечисляет: Ашторет (Астарту), безнравственную богиню Сидона; Хемоша, мерзкое божество моавитян; Молоха, безжалостного бога аммонитян. Мало того, Соломон даже воздвиг новые святилища для них. Это подтвердит археология. Раскопки в Гезере, к примеру.
Ветхий Завет говорит, что даже в Иерусалиме Соломон возвёл новые святилища для Хемоша и Молоха. О ужас… на самой Масличной горе, прямо напротив Храма. Но поздние авторы выкручиваются по принципу «cherchez la femme». Обвиняя Соломона в потакании прихотям своих наложниц-чужеземок.
Историки Библии дают другую оценку. Дело не в бабах. Сам по себе многонациональный гарем и религиозная терпимость говорят о попытке Соломона создать новую политику. Окоротить евреев в их узколобом национализме. Ведь Израиль (как бы) стал могущественной ближневосточной державой, оброс могучими союзниками. Которые могут стать врагами, если религиозные права их граждан будут ущемляться. Вот и строил языческие святилища. Демонстрируя мудрость веротерпимости.
Администратор
Население Царства Соломона… пардон, империи — очень быстро росло, народ стал прилюбливать города. Потянулся туда из сельской глубинки. Мудрый царь пересмотрел систему администрирования. Следил за святостью принципа преемственности, оставив на местах почти всю отцовскую гвардию чиновников. Если замещал, то исключительно по естественной убыли. Назначая на свободные вакансии собственных сыновей.
Оставил нетронутым местное самоуправление, но расширил бюрократический аппарат контроля. Страна была заново поделена на двенадцать административных префектур, лишь шесть из них сохранили прежние названия израильских племён. Остальные получили… самые разные иностранные модели администрирования. Из Египта, Месопотамии, Малой Азии. Мудро… Самый действенный способ развалить былую племенную сплоченность националистов-евреев. Моё почтение.
Префекты там могли не принадлежать к знати, выслуживаться из самых низов. Они отвечали за сбор налогов, которые Соломон постоянно и неуклонно повышал. Нужна была новая армия. Нужда компенсировать потерю городов Галилеи и богатого Эдома. Расплатиться (наконец) с долгами папаши. Который несколько бюджетов «торчал» Тиру. Израиль узнает впервые, что такое «государственная монополия», таможенные пошлины и акцизные сборы. Главной мерой всего становится принудительный труд.
Соломон толковал это «рекрутской трудовой повинностью». Привлекал целые армии рабочих на строительство общественных сооружений и крепостей. Ханаанеев и других неизраильтян фактически низводили до положения рабов. Поздние авторы постарались утверждать, что «богоизбранный народ» этой участи избегал, по праву своего происхождения. Неправда, наш автор «Второй Книги Царств» сообщает:
Это была целая система. Трудовые «тумены» (по 10 тысяч человек) сначала отправлялись на карьеры и каменоломни. Где постигали науку обращения с камнем, под жёстким контролем наёмных финикийцев. Потом полным составом отправлялись на строительство Храма. Для патриотического перевоспитания, так сказать… Процесс вызывал глухое недовольство евреев. Потому что насильно изымал из сельского хозяйства и безалаберного семитского полу-пастушества очень много рабочих рук.
Была ещё одна проблема — Дамаск. Очень опасный сосед. Это был город, запиравший амбарным замком сразу три главных торговых маршрута. Тогда был единственным городом в Сирии. Правители Дамаска имели лучшую на тот момент армию боевых колесниц, не чета соломоновым. Контролировали главные житницы Ближнего Востока, пшеничные поля Вешана. Вплоть до восточных берегов озера Кенисарет (Галилейского моря).
Авторы «Третьей книги Царств» очень крепко привирают, говоря о безоговорочном контроле Израиля над всем Левантом. Как и о «сказочных богатствах» Соломона. Благодаря торговым успехам он мог занять достойное место среди монархов тех земель. Но невероятными сокровищами не обладал. Как и политическим влиянием. Мира не знал долгого. Царствования Давида и Соломона охватывают три-четыре поколения, когда Израиль был единым государством. Может даже — некой империей под властью светских государей. Но при Соломоне уже слишком заметны признаки упадка.
Личность
Тут ничего наука сказать не в состоянии. Поскольку одна легендарщина и предания. Современные исследователи, если всерьёз рассматривают Соломона как историческую персону… отказывают ему в устоявшихся образах. Он не ястреб и не голубь мира. А… осьминог. Балансирующий между сибаритской царственной неумеренностью — и холодной, расчётливой проницательностью. Все рассказы о «мудрости» — это совсем другие литературные источники, позже приписанные его авторству, насильно впихнутые в биографию.
Знаменитая «мудрость Соломона» заключена не только в 1000 (плюс пять) песен. Но также в трёх тысячах притч, включённых в специальную древнюю «Книгу». Потом названную — «Притчи Соломона» («Мишле Шеломох»). Но львиная доля этих произведений — крайне поздние литературные и изустные памятники. Была проделана серьёзная работа по сбору и перелицовыванию поучений житейской мудрости. Жанр, крайне популярный на Ближнем Востоке.
Мудрецы здесь — не просто толкователи житейского бытия. Они специалисты в медицине и биологии, войне и государственном устройстве. Очень любят создавать и толковать общие моральные нормы, поучать правильной жизни. Семиты… просто эту традицию аккуратно потянули у всех окружавших их чужеземцев. Вложив в уста Соломона. Собственных «моральных легенд» не добавив и толики малой.
«Притчи Соломона»
Они демонстративно подчёркивают моральное превосходство добродетелей гуманности, терпеливости, участия к обездоленным, верности друзьям. Откуда-то даже взята вежливость к врагам, но очень избирательная:
Так впервые порицается необузданная жестокость в войнах, столь любимая фанатиками. Мудрые герои «Притч» — обладатели очень гибкого, реалистичного и практического ума. С большим жизненным опытом. Который никогда не приобрести глупцам. Книга содержит слишком уж много высказываний о женщинах. Подробно расписаны их способности, участие в процессах добра и зла. Немало предписаний: как им следует себя вести, как окружающим к этому относиться.
Очень любопытное чтиво. Цивилизация такого ещё не знала в своей истории. Литература «Притч» была обязана обеспечивать преемственность традиций. Недвусмысленно, на бытовых примерах поучать народ, чтобы он не свернул с «правильной дорожки». Вместе с «Книгой Притч» (в Библии — «Притчи Соломона») появилась новая еврейская элита. «Хакамим», мудрецы.
Несмотря на то, что пророки регулярно порицали «мудрость», считая её приземлённой, осторожной, мешающей Яхве и его великому замыслу. Это уже в очень поздние времена Яхве стал (сам по себе) первоисточником мудрости. В древнейших фрагментах «Притч Соломона» (египетских и ханаанейских произведения этого жанра) рекомендации и советы героев носят исключительно светский характер, божественного вмешательства там — мизер.
«Вторая книга Царств» альтернативно настроенного автора описывает даже профессиональных мудрецов женского пола. В двух городах Израиля, ещё в царствование Давида. Историки соглашаются: во времена царствования Соломона «мудрые» мужчины и женщины обязательно были при царском дворе. Так начал формироваться новый интеллектуальный класс. И хотя массовое доступное образование, школы и академии появились куда позже, но основы были заложены именно Соломоном. Которому требовалось слишком много чиновников, администраторов, инженеров и просто толковых людей…
Страна Офир
Вот уж тайна тайн. Была ли она вообще, эта сказочная и богатая держава? Легенды о ней были столь стойкими, что поиски велись столетиями. Путешественники обшаривали все пространства от Европы до Индии. Васко да Гама, обогнув Африку, в Мозамбике пытал калёным железом арабских купцов: «Где находится страна Офир, сказочно богатая золотом? Где копи царя Соломона?». Основания у него были. Ведь знаменитый португалец видел воочию золотые слитки и украшения, привезённые из глубин Африки. Купцы «раскололись», лишь бы пытки прекратили.
А Васко да Гама сообщил португальскому королю: «Копи Соломона» найдены, хотя никто не подумал тогда, что из Южной Африки до Палестины добраться было в те времена невозможно. В смысле, наладить постоянные маршруты, тоннами вывозя драгоценный металл. Золото Офира, по мнению европцев-первооткрывателей, вывозили из порта Софала. Так и повелось. В португальских документах это официально назвали «Землей копей Соломона». Несколько столетий заблуждение длилось.
Но скоро «копи» Южной Африки истощились, а в конце XIX века в долине реки Лимпопо были обнаружены монументальные каменные крепости. Главную назвали Зимбабве. Местные племена понятия не имели о древних обитателях этих построек, считая это «творением богов». Немецкий геолог Маух (во второй половине XIX века) обследовал руины Зимбабве, огорошил мир сенсацией: мол, видел копию Храма царя Соломона, а в долине за крепостью отыскал развалины дворца царицы Савской.
Впечатлительный газетный мир был в восторге, английский писатель Райдер Хаггард написал роман «Копи царя Соломона», где страна Офир помещена в долину реки Лимпопо. Наконец, в 1890 году в те края добралась английская экспедиция. Всё замерила, сфотографировала, описала странные развалины. Туда же потянулись белые колонисты и искатели удачи, больные «золотыми лихорадками».
Действительно, в тех местах нашлись древние рудники. Слава вновь обретённых «копей Соломона» ширилась, было подано свыше ста тысяч заявок на разработку участков. Увы… рудники оказались полностью выработаны. И неизвестно, было ли там золото. Страна Офир стала «ложным Клондайком». Опять же… мало кто думал: какого рожна царю Соломону было киселя хлебать в долине Лимпопо? Он и не знал о таких далях совершенно точно. Исследователи собрали мысли в кучу, стали искать что-то более реалистичное. Близкое к Палестине.
Наступил 1931 год. В Саудовскую Аравию приехал английский геолог Туитчел, с очень оригинальной гипотезой. Сказал: бесполезно искать что-то стоящее и золотоносное в рамках популярных древних маршрутов. Нужно исследовать места, недалеко отстоявшие от тогдашних центров цивилизации. Во время поездки в священный мусульманский город Медину кочевники показали ему заброшенное урочище Махд-ад-Дхахаб. В переводе это означало «Колыбель золота».
Археолог там обнаружил… несметное количество ям и пещер. Тысячи и тысячи «копанок», засыпанных песком. Холмы вокруг «Колыбели Золота» были усеяны каменными молотами для дробления породы. Начали считать, но после третьего десятка тысяч плюнули, отдав на откуп сувенирщикам и туристам «историческое наследие». Но очевидно было другое: здесь постоянно трудились (в течение многих десятилетий) тысячи рудокопов.
Дополнительные исследования показали: следы золота присутствуют. Даже заложили шахту. Но скоро закрыли, жилы очень скоро стали скудны, рентабельность ушла в минус. Через много лет на «копи» обратило внимание правительство Саудовской Аравии. Экспедиции геологов обследовали прилегающую к Махд-ад-Дхахаб долину. В 1974 году руководитель поисковиков заявил:
Неужто правда? А почему и нет… Долина Махд-ад-Дхахаб расположена не в каких-то глубинах Африки. На пути традиционного караванного маршрута, пересекающего весь Аравийский полуостров. Он использовался и четыре тысячи лет назад очень активно. А уж во времена Соломона (три тысячи лет назад) сам Яхве велел освоить район рудников. Есть даже версии, что путь и был проложен с целью широкой доступности к «аравийскому Клондайку».
Международная группа специалистов решила подсчитать, сколько драгоценного металла можно было добыть в «Колыбели золота». Учитывая число шахт, молотов, отвалов породы и прочих следов многовековой деятельности рудокопов. В среднем, в каждой тонне породы содержалось более двадцати граммов металла. Объём породы отвалов — более миллиона тонн. Минимальная сумма добычи могла достигать… двадцать миллионов граммов (более двадцати тонн).
А в Библии сказано: царь Израиля Соломон получил из «страны Офир» больше тысячи талантов золота. Тридцать тонн. Осталось найти того Мойшу, кто замылил недостающие десять… А вы говорите, что Ветхий Завет — околонаучная фантастика. Пусть вам будет стыдно!Источник: "Исторические наперстки"
Приход к власти
Соломона произошёл… очень драматично. Царь Давид умирал, его старший сын Адония, не дожидаясь скорбного часа, вознамерился сесть на царство. Потому что знал, что наследовать будет другой: сын любимой жены Давида, Бат-Шевы. Формально Адония был прав, его поддержала вся знать дворца. Но честолюбец не был «первородным сыном», царь был вправе отдать престол кому пожелает. Даже младшему сыну Соломону.
Пророк Натан предупредил умирающего Давида о нарождающейся династической смуте, убедил поспешить сообщить о наследнике, немедленно помазать того на царство. Соломона под охраной доставили к источнику Гихон, где процедура свершилась. Затрубили рожки, народ возликовал: «Да здравствует царь!». И толпами повалил за Соломоном, который волей неволей должен был появиться во дворце, разобраться с окопавшейся там оппозицией. Казней не последовало, но предупреждения грозные прозвучали.
Теперь немного любопытного анализа. О царствовании Соломона (965-927 гг. до н.э.) существуют два текста. Один из соавторов «Третьей книги Царств» не согласен со всем остальным коллективом, выбивается из бравурного литературного описания. Первые десять глав говорят о периоде мира и процветания. Соломон там не только необычайно мудр, но и сказочно богат.
Он в союзе с Египтом, женат на дочери фараона, получает в качестве её приданного в Ханаане — город Изер. Дружбу водит с царем Тира Хирамом I Великим, становится легендарным строителем городов, в Иерусалиме тринадцать лет сооружает роскошный дворцовый комплекс вкупе с Храмом и т.д. …
Это одна версия событий, где Соломон вознесён до небес авторами. Однако другой переписчик «Третьей книги Царств» говорит о… безрадостной картине. Оказывается, политический престиж Соломона был очень зыбким. После смерти царя Давида отделился Эдом, в Сирии арамейские царства стали независимыми, необходимо было «откупаться» от угроз Хирама Тирского двадцатью городами Галилеи. А брата-смутьяна Адонию пришлось убивать. Сам Соломон не очень-то «первороден». Его мать Вирсавия являлась иевусейкой и чужеземкой.
Великое царство
Но автор красиво выруливает из этой горестной (вроде бы) ситуации. Соломон становится великим… торговцем! Строит у оконечности залива Акаба торговый порт, крепость, склады и огромные зернохранилища. Туда потоками устремляются суда из «страны Офир» с грузами золота и серебра, драгоценных камней и слоновой кости, везут тысячами павлинов и обезьян. Свои знаменитые колесницы и лошадей Соломон покупает в Египте и Киликии. Так, на волне торгового успеха, Израиль становится уважаемой ближневосточной державой. Соломон обзаводится семью сотнями жён и тремя сотнями наложниц-чужеземок.
Тут же подвёрстывается история о Царице Савской, которую восхитили мудрость и богатство Соломона. Она открывает ещё более широкие возможности для значимости (политической) Израиля, укрепив его торговые связи с Юго-Западной Аравией. Обитатели её страны живут в процветающем государстве, но… Соломон круче и могущественнее. Царица Савская перенаправляет маршруты доставки специй и фимиама в Палестину. Так Соломон начинает контролировать почти все рынки Ближнего Востока.
Соломон отказывается от огромной отцовской армии наёмников-пехотинцев, выводя на первые роли новый род войск — колесницы. Но не силой должен удивлять Израиль, а величием духа. Главные надежды Соломон возлагает на великий Храм горы Мориа (платформа сохранилась). Храм в самых мельчайших подробностях описан в Библии, был (наверное) весьма впечатляющим строением. В его архитектуре чётко просматриваются трёхярусные финикийские мотивы.
Собственное визуальное искусство у тогдашних евреев отсутствовало, что понятно — прямой запрет второй Заповеди на любые божественные изображения. Из-за нехватки талантов в финикийской манере было выполнено и всё убранство Храма. Два гигантских херувима из масличного дерева, обложенного золотом, напоминали найденные в Библе статуи богине Ашторет. Изображающие фантастических «составных» существ с человеческой головой, львиным телом и птичьими крыльями.
Храм Соломона задумывался как обитель Бога, в этом была концепция главная. Поскольку Яхве нельзя было изображать, то людям предлагали другой вариант для их просящего чудес воображения. Величие и богатство постройки должно было убеждать: только Бог может жить в такой Святая Святых.
А там фантазия пусть дорисует нужный образ. Из бестелесного и абстрактного. Соломон собрал в ритуалах все старые еврейские праздники, разложил их в календаре, сделал государственными. Яркими и великолепными, массовыми, музыкальными, пышными. Что паству очень притягивало.
Двоеверец
Несмотря на все восхваления Соломона поздними авторами, ярым адептом Яхве… он не был. Поскольку был только наполовину израильтянином. В вопросах веры менее последовательным и упёртым, в отличие от отца Давида. Никто не спорит, Яхве чтил. Даже иногда смещал сомневающегося первосвященника, чего не было никогда прежде. Но запрет на чужеземных богов отсутствовал, культы поклонения им были равны с почитанием Яхве.
Автор «Второзакония» прямо и с отвращением их перечисляет: Ашторет (Астарту), безнравственную богиню Сидона; Хемоша, мерзкое божество моавитян; Молоха, безжалостного бога аммонитян. Мало того, Соломон даже воздвиг новые святилища для них. Это подтвердит археология. Раскопки в Гезере, к примеру.
Ветхий Завет говорит, что даже в Иерусалиме Соломон возвёл новые святилища для Хемоша и Молоха. О ужас… на самой Масличной горе, прямо напротив Храма. Но поздние авторы выкручиваются по принципу «cherchez la femme». Обвиняя Соломона в потакании прихотям своих наложниц-чужеземок.
Историки Библии дают другую оценку. Дело не в бабах. Сам по себе многонациональный гарем и религиозная терпимость говорят о попытке Соломона создать новую политику. Окоротить евреев в их узколобом национализме. Ведь Израиль (как бы) стал могущественной ближневосточной державой, оброс могучими союзниками. Которые могут стать врагами, если религиозные права их граждан будут ущемляться. Вот и строил языческие святилища. Демонстрируя мудрость веротерпимости.
Администратор
Население Царства Соломона… пардон, империи — очень быстро росло, народ стал прилюбливать города. Потянулся туда из сельской глубинки. Мудрый царь пересмотрел систему администрирования. Следил за святостью принципа преемственности, оставив на местах почти всю отцовскую гвардию чиновников. Если замещал, то исключительно по естественной убыли. Назначая на свободные вакансии собственных сыновей.
Оставил нетронутым местное самоуправление, но расширил бюрократический аппарат контроля. Страна была заново поделена на двенадцать административных префектур, лишь шесть из них сохранили прежние названия израильских племён. Остальные получили… самые разные иностранные модели администрирования. Из Египта, Месопотамии, Малой Азии. Мудро… Самый действенный способ развалить былую племенную сплоченность националистов-евреев. Моё почтение.
Префекты там могли не принадлежать к знати, выслуживаться из самых низов. Они отвечали за сбор налогов, которые Соломон постоянно и неуклонно повышал. Нужна была новая армия. Нужда компенсировать потерю городов Галилеи и богатого Эдома. Расплатиться (наконец) с долгами папаши. Который несколько бюджетов «торчал» Тиру. Израиль узнает впервые, что такое «государственная монополия», таможенные пошлины и акцизные сборы. Главной мерой всего становится принудительный труд.
Соломон толковал это «рекрутской трудовой повинностью». Привлекал целые армии рабочих на строительство общественных сооружений и крепостей. Ханаанеев и других неизраильтян фактически низводили до положения рабов. Поздние авторы постарались утверждать, что «богоизбранный народ» этой участи избегал, по праву своего происхождения. Неправда, наш автор «Второй Книги Царств» сообщает:
«И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек».
Это была целая система. Трудовые «тумены» (по 10 тысяч человек) сначала отправлялись на карьеры и каменоломни. Где постигали науку обращения с камнем, под жёстким контролем наёмных финикийцев. Потом полным составом отправлялись на строительство Храма. Для патриотического перевоспитания, так сказать… Процесс вызывал глухое недовольство евреев. Потому что насильно изымал из сельского хозяйства и безалаберного семитского полу-пастушества очень много рабочих рук.
Была ещё одна проблема — Дамаск. Очень опасный сосед. Это был город, запиравший амбарным замком сразу три главных торговых маршрута. Тогда был единственным городом в Сирии. Правители Дамаска имели лучшую на тот момент армию боевых колесниц, не чета соломоновым. Контролировали главные житницы Ближнего Востока, пшеничные поля Вешана. Вплоть до восточных берегов озера Кенисарет (Галилейского моря).
Авторы «Третьей книги Царств» очень крепко привирают, говоря о безоговорочном контроле Израиля над всем Левантом. Как и о «сказочных богатствах» Соломона. Благодаря торговым успехам он мог занять достойное место среди монархов тех земель. Но невероятными сокровищами не обладал. Как и политическим влиянием. Мира не знал долгого. Царствования Давида и Соломона охватывают три-четыре поколения, когда Израиль был единым государством. Может даже — некой империей под властью светских государей. Но при Соломоне уже слишком заметны признаки упадка.
Личность
Тут ничего наука сказать не в состоянии. Поскольку одна легендарщина и предания. Современные исследователи, если всерьёз рассматривают Соломона как историческую персону… отказывают ему в устоявшихся образах. Он не ястреб и не голубь мира. А… осьминог. Балансирующий между сибаритской царственной неумеренностью — и холодной, расчётливой проницательностью. Все рассказы о «мудрости» — это совсем другие литературные источники, позже приписанные его авторству, насильно впихнутые в биографию.
Знаменитая «мудрость Соломона» заключена не только в 1000 (плюс пять) песен. Но также в трёх тысячах притч, включённых в специальную древнюю «Книгу». Потом названную — «Притчи Соломона» («Мишле Шеломох»). Но львиная доля этих произведений — крайне поздние литературные и изустные памятники. Была проделана серьёзная работа по сбору и перелицовыванию поучений житейской мудрости. Жанр, крайне популярный на Ближнем Востоке.
Мудрецы здесь — не просто толкователи житейского бытия. Они специалисты в медицине и биологии, войне и государственном устройстве. Очень любят создавать и толковать общие моральные нормы, поучать правильной жизни. Семиты… просто эту традицию аккуратно потянули у всех окружавших их чужеземцев. Вложив в уста Соломона. Собственных «моральных легенд» не добавив и толики малой.
«Притчи Соломона»
Они демонстративно подчёркивают моральное превосходство добродетелей гуманности, терпеливости, участия к обездоленным, верности друзьям. Откуда-то даже взята вежливость к врагам, но очень избирательная:
«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою».
Так впервые порицается необузданная жестокость в войнах, столь любимая фанатиками. Мудрые герои «Притч» — обладатели очень гибкого, реалистичного и практического ума. С большим жизненным опытом. Который никогда не приобрести глупцам. Книга содержит слишком уж много высказываний о женщинах. Подробно расписаны их способности, участие в процессах добра и зла. Немало предписаний: как им следует себя вести, как окружающим к этому относиться.
Очень любопытное чтиво. Цивилизация такого ещё не знала в своей истории. Литература «Притч» была обязана обеспечивать преемственность традиций. Недвусмысленно, на бытовых примерах поучать народ, чтобы он не свернул с «правильной дорожки». Вместе с «Книгой Притч» (в Библии — «Притчи Соломона») появилась новая еврейская элита. «Хакамим», мудрецы.
Несмотря на то, что пророки регулярно порицали «мудрость», считая её приземлённой, осторожной, мешающей Яхве и его великому замыслу. Это уже в очень поздние времена Яхве стал (сам по себе) первоисточником мудрости. В древнейших фрагментах «Притч Соломона» (египетских и ханаанейских произведения этого жанра) рекомендации и советы героев носят исключительно светский характер, божественного вмешательства там — мизер.
«Вторая книга Царств» альтернативно настроенного автора описывает даже профессиональных мудрецов женского пола. В двух городах Израиля, ещё в царствование Давида. Историки соглашаются: во времена царствования Соломона «мудрые» мужчины и женщины обязательно были при царском дворе. Так начал формироваться новый интеллектуальный класс. И хотя массовое доступное образование, школы и академии появились куда позже, но основы были заложены именно Соломоном. Которому требовалось слишком много чиновников, администраторов, инженеров и просто толковых людей…
Страна Офир
Вот уж тайна тайн. Была ли она вообще, эта сказочная и богатая держава? Легенды о ней были столь стойкими, что поиски велись столетиями. Путешественники обшаривали все пространства от Европы до Индии. Васко да Гама, обогнув Африку, в Мозамбике пытал калёным железом арабских купцов: «Где находится страна Офир, сказочно богатая золотом? Где копи царя Соломона?». Основания у него были. Ведь знаменитый португалец видел воочию золотые слитки и украшения, привезённые из глубин Африки. Купцы «раскололись», лишь бы пытки прекратили.
А Васко да Гама сообщил португальскому королю: «Копи Соломона» найдены, хотя никто не подумал тогда, что из Южной Африки до Палестины добраться было в те времена невозможно. В смысле, наладить постоянные маршруты, тоннами вывозя драгоценный металл. Золото Офира, по мнению европцев-первооткрывателей, вывозили из порта Софала. Так и повелось. В португальских документах это официально назвали «Землей копей Соломона». Несколько столетий заблуждение длилось.
Но скоро «копи» Южной Африки истощились, а в конце XIX века в долине реки Лимпопо были обнаружены монументальные каменные крепости. Главную назвали Зимбабве. Местные племена понятия не имели о древних обитателях этих построек, считая это «творением богов». Немецкий геолог Маух (во второй половине XIX века) обследовал руины Зимбабве, огорошил мир сенсацией: мол, видел копию Храма царя Соломона, а в долине за крепостью отыскал развалины дворца царицы Савской.
Впечатлительный газетный мир был в восторге, английский писатель Райдер Хаггард написал роман «Копи царя Соломона», где страна Офир помещена в долину реки Лимпопо. Наконец, в 1890 году в те края добралась английская экспедиция. Всё замерила, сфотографировала, описала странные развалины. Туда же потянулись белые колонисты и искатели удачи, больные «золотыми лихорадками».
Действительно, в тех местах нашлись древние рудники. Слава вновь обретённых «копей Соломона» ширилась, было подано свыше ста тысяч заявок на разработку участков. Увы… рудники оказались полностью выработаны. И неизвестно, было ли там золото. Страна Офир стала «ложным Клондайком». Опять же… мало кто думал: какого рожна царю Соломону было киселя хлебать в долине Лимпопо? Он и не знал о таких далях совершенно точно. Исследователи собрали мысли в кучу, стали искать что-то более реалистичное. Близкое к Палестине.
Наступил 1931 год. В Саудовскую Аравию приехал английский геолог Туитчел, с очень оригинальной гипотезой. Сказал: бесполезно искать что-то стоящее и золотоносное в рамках популярных древних маршрутов. Нужно исследовать места, недалеко отстоявшие от тогдашних центров цивилизации. Во время поездки в священный мусульманский город Медину кочевники показали ему заброшенное урочище Махд-ад-Дхахаб. В переводе это означало «Колыбель золота».
Археолог там обнаружил… несметное количество ям и пещер. Тысячи и тысячи «копанок», засыпанных песком. Холмы вокруг «Колыбели Золота» были усеяны каменными молотами для дробления породы. Начали считать, но после третьего десятка тысяч плюнули, отдав на откуп сувенирщикам и туристам «историческое наследие». Но очевидно было другое: здесь постоянно трудились (в течение многих десятилетий) тысячи рудокопов.
Дополнительные исследования показали: следы золота присутствуют. Даже заложили шахту. Но скоро закрыли, жилы очень скоро стали скудны, рентабельность ушла в минус. Через много лет на «копи» обратило внимание правительство Саудовской Аравии. Экспедиции геологов обследовали прилегающую к Махд-ад-Дхахаб долину. В 1974 году руководитель поисковиков заявил:
«Все собранные нами данные подтверждают, что здешние копи некогда были так богаты золотом, что, вернее всего, и послужили источником легенды о стране Офир».
Неужто правда? А почему и нет… Долина Махд-ад-Дхахаб расположена не в каких-то глубинах Африки. На пути традиционного караванного маршрута, пересекающего весь Аравийский полуостров. Он использовался и четыре тысячи лет назад очень активно. А уж во времена Соломона (три тысячи лет назад) сам Яхве велел освоить район рудников. Есть даже версии, что путь и был проложен с целью широкой доступности к «аравийскому Клондайку».
Международная группа специалистов решила подсчитать, сколько драгоценного металла можно было добыть в «Колыбели золота». Учитывая число шахт, молотов, отвалов породы и прочих следов многовековой деятельности рудокопов. В среднем, в каждой тонне породы содержалось более двадцати граммов металла. Объём породы отвалов — более миллиона тонн. Минимальная сумма добычи могла достигать… двадцать миллионов граммов (более двадцати тонн).
А в Библии сказано: царь Израиля Соломон получил из «страны Офир» больше тысячи талантов золота. Тридцать тонн. Осталось найти того Мойшу, кто замылил недостающие десять… А вы говорите, что Ветхий Завет — околонаучная фантастика. Пусть вам будет стыдно!Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 12 июня 2021
Комментариев 0 | Прочтений 2385
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: