Тропами Моисея… Каким был настоящий Исход
Тропами Моисея… Каким был настоящий Исход
Как звучит одна историческая байка: «Моисей сорок лет водил евреев по пустыне, чтобы в ней умер последний из тех, кто рождён был рабом Египта. Дабы в Землю Обетованную вошли только полностью свободные евреи. Прожившие начало жизни, не зная кнута и ошейника». С вашего позволения, долго эту дичь комментировать не вижу смысла. По причинам исключительно логистическим (2 млн. скитальцев в песках Синая, ну-ну). Но еще вернемся в конце статьи… Можно дальше перечислять дюжину объективных факторов, которые не позволили бы Богу (с Моисеем) устроить добровольно-принудительный геноцид «рабов» собственного народа, но не суть. Историей придётся заняться, не без «напёрстков». Расколоть загадку «блужданий синайских». Что на самом деле произошло-то?..

Театральные подмостки

одной из самых захватывающих библейских пьес находятся на полуострове между Суэцким и Акабским заливами. Необитаемая площадь территории Синая — 25 тыс. кв. км, никогда не знавшая следов высоких цивилизаций. Как и городов многолюдных. Но это была важная транзитная зона между Африкой и Азией, Средиземным и Красным морями.

Раньше царей Двуречья и фараонов Египта важность "коридора" поняли купцы и караванщики, пробившие первые тропы. Чтобы укрепить автобан торговли, во времена Нового Царства пустыню прорезала «дорога бога Гора». Римляне проложили позже свою знаменитую «Виа Марис», путепровод от Нила до Тигра и Евфрата. Египетские мусульмане ходили здесь торными тропами в священную Мекку.


Начинается главная история иудаизма с того, что пастушеский род Иакова-Израиля, спасаясь от голода в Ханаане, покидает родину и переселяется в плодородный Египет. Беглецы оседают в земле Гесем (сейчас Тумилат). Сын Иакова, Иосиф Прекрасный — становится советником фараона, роднится с местными представителями знати.

Библия отпустила евреям … 430 лет жизни в Египте. За это время численность народа возросла настолько, что они по демографии обогнали самих египтян. Начались гос/программы сдерживания рождаемости (убийство младенцев мужского пола), но толку было ноль, повитухи жалели малышей. Фараон приказал перейти к более жёстким мерам, приказав армии проредить поголовье еврейского рода.

Тут разворачивается фантастическая история спасения целого народа. Благодаря страшному и кровавому вмешательству Бога, закончилось рабство израильтян "казнями египетскими". Скорее всего, произошло событие во времена фараона Меренптаха (1224-1211 гг. до н.э.). Оставим подробности биографии Патриарха Моисея диснеевским мультикам и Ветхому Завету, займёмся делом. Итак, раздавленный морально и физически, фараон отпустил евреев восвояси…

Они вышли все разом, в составе (как говорят) двух миллионов душ. С неимоверным количеством стад и скарбом. Пришли к Красному (Чермному) морю, в греческом переводе Библии. Готов согласиться, что ярко-синее Красное море могло получить такое название. Там зафиксированы моменты бурного цветения микро-водорослей. Превращающих воды в алую кровь. Авторы греческого оригинала Библии, скорее всего, имели в виду северную оконечность Суэцкого залива. Или одно из Солёных (Горьких) озер. Но и залив Акаба не забудем. Не суть…


Воды расступились. А когда фараон с войском устремился вслед за беглецами, волны вновь сомкнулись, утопив багатуров с берегов Нила. Ну точно событие исторически подлинное! Отнести его нужно именно во временам фараона Меренптаха. Ведь было же предание: мумия этого неудачника отличалась какой-то сверкающей белизной.

Объяснение «библейских историков»: тело успело просолиться в море, пока его не извлекли. В виде мумии? Фараон уже в загробном обличье на колеснице раскатывал? Ладно, шутки в сторону. Мумия Меренптаха такого же цвета, как все прочие. Выложена в Египетском музее Каира…

Проверка

Оставим ветхозаветные сказки, они не относятся к историческому процессу. Постараемся нащупать реальную основу Исхода. Археология и источниковедение готовы сказать: группы семитских племен (пусть будут Домом Иосифа, не жалко) сновали между Ханааном и Египтом регулярно. В обе стороны. Мигранты многократно приходили на берега Нила и покидали его по самым разным причинам.

О таких «исходах» сохранились египетские предания. Самое подробное записано на папирусе конца XIII века до н.э. Об изгнании евреев сообщал египетский историк по имени Манефон. Мнение не воцерковленного научного мира такое: библейский рассказ состоит из двух независимых частей. Образовав конечную компиляцию. Первая — некое предание о бегстве (именно о бегстве Моисея после убийства египтянина). Второе — об изгнании нескольких семитских племен, напрягающих экосистему египетских земель Нижнего Нила.

Бегство Моисея расценивалось историками-египтянами, как неудачная попытка государства (или храмовых структур) использовать евреев для принудительного или обязательного труда. Другое предание имело под собой основу наведения порядка на границах, где семитские племена устроили какие-то беспорядки. За что были выпнуты. Вполне может быть — массовой депортацией. Но событие это к Моисею не имеет отношения.


Воды расступились. А когда фараон с войском устремился вслед за беглецами, волны вновь сомкнулись, утопив багатуров с берегов Нила. Ну точно событие исторически подлинное! Отнести его нужно именно во временам фараона Меренптаха. Ведь было же предание: мумия этого неудачника отличалась какой-то сверкающей белизной.

Объяснение «библейских историков»: тело успело просолиться в море, пока его не извлекли. В виде мумии? Фараон уже в загробном обличье на колеснице раскатывал? Ладно, шутки в сторону. Мумия Меренптаха такого же цвета, как все прочие. Выложена в Египетском музее Каира…

Проверка

Оставим ветхозаветные сказки, они не относятся к историческому процессу. Постараемся нащупать реальную основу Исхода. Археология и источниковедение готовы сказать: группы семитских племен (пусть будут Домом Иосифа, не жалко) сновали между Ханааном и Египтом регулярно. В обе стороны. Мигранты многократно приходили на берега Нила и покидали его по самым разным причинам.

О таких «исходах» сохранились египетские предания. Самое подробное записано на папирусе конца XIII века до н.э. Об изгнании евреев сообщал египетский историк по имени Манефон. Мнение не воцерковленного научного мира такое: библейский рассказ состоит из двух независимых частей. Образовав конечную компиляцию. Первая — некое предание о бегстве (именно о бегстве Моисея после убийства египтянина). Второе — об изгнании нескольких семитских племен, напрягающих экосистему египетских земель Нижнего Нила.

Бегство Моисея расценивалось историками-египтянами, как неудачная попытка государства (или храмовых структур) использовать евреев для принудительного или обязательного труда. Другое предание имело под собой основу наведения порядка на границах, где семитские племена устроили какие-то беспорядки. За что были выпнуты. Вполне может быть — массовой депортацией. Но событие это к Моисею не имеет отношения.


Немного сказок

... добавим в статью, всегда приятно мозги размять. Пусть… евреи вступили на Синай. Это всегда был огромный, раскалённый солнцем полуостров. Приятного там для жизни мало, даже для подготовленного караванщика и купца. Но для этого нужно сначала преодолеть Красное море, ведь так легендировано?

Кто внимательно посматривает каналы пакета DISCOVERY и почитывает научно-популярную литературу, для таких вопрос этот — не вопрос. Поскольку довольно убедительной выглядит версия: во время Исхода Моисеева (свыше трех тысяч лет назад), северная часть Красного моря выглядела совсем иначе. Это были сплошные болота и заросли с редкими тропами. На древнееврейском языке назывались «Ям-Суф» — Тростниковое море. Плавни кубанские такие, но ближневосточные.

Читаем Библию: еще до Исхода, Моисей бежит на Синай. Пастушит среди племен мадианитян, дружит с жрецом и вождем Иофором, берёт в жены его дочь Сепфору. Перегревшись на солнышке, принимает вспыхнувшее масло редкого кустарника за глас Божий, получает инструкции по проведению кровавой операции «Исход». Шутки в сторону… фиксируем полезную для анализа информацию: Патриарх очень неплохо должен знать Синайский полуостров. Быть пастухом там… это не цацки пецкать, пардон.

Не исключаю, что этот бывший египетский жрец мог изучить тропы контрабандистов и разбойников. Которые регулярно таскались в земли Египта по своим неотложным делам. Через болота Тростникового моря. Есть описания римских командиров легионов, которые наблюдали редкое явление в этих краях: постоянный восточный ветер нескольких суток просто выжимает водные массы в сторону открытого моря, обнажая мелководье. По которому хоть с трудом, но можно ходить.


Другая гипотеза: известная всем средиземноморская катастрофа, взрыв вулкана на острове Санторин. Волны цунами в течении нескольких суток, колоссальный прилив, затопивший земли Нижнего Египта, — вот вам основа для небывало ярких легенд. От лица попрятавшихся и чудом выживших в «тростниковых зарослях» евреев.

Спасительное «Ям-Суф» могло задержаться в исторической памяти племен по другой банальной причине. Они просто долгое время прятались от египетской «миграционной службы» (с мандатом на депортацию) в зарослях озер между Суэцким перешейком и побережьем Красного моря.

Вырвались?

Выбирайте любой исторический вариант «водного спасения». Главное другое: Исход произошёл, целый народ сбежал из… хм, рабства. Зная принципы построения летописных историй, не буду даже ввязываться в споры — этот факт нужно было громко отметить. Вдохновленные рыком старейшин и царей народа Израиля, летописцы ударились во все тяжкие, на сказочные преувеличения.

Ведь науке известно точно: никакого страдания и «плена египетского» не было в помине. Семитские племена древних хроник «ибрим» (или «хабиру») переводятся как — «пришельцы, люди с другой стороны». Они пришли в Египет совсем не покорными пленниками-рабами. «Ибрим» родственны захватчикам и агрессорам гиксосам. Если быть точным, звали тех «хекасасут». Перевод — «цари чужеземных стран».

Эти азиатские кочевники захватили египетские земли Нижнего Нила около 1700 годов до н.э. Вместе с ними пришли «ибрим», подхваченные волной нашествия из Ханаана. Среди имен гиксосских вождей упоминается некий Якобер. Скорее всего — прототип библейского Иакова. Гиксосы долго не удержали свою династию, были изгнаны египтянами. Но «ибрим» (от этого слова пошло название «евреи») остались, став полуоседлым народом. Чётко разделившись на кочующих скотоводов и землепашцев.


Во времена великого и неуёмного «рационализатора» фараона Рамзеса II в Нижний Египет приходит цивилизация Среднего Нила. Начинается строительство городов. Тут у вольных и безалаберных «ибрим» начинаются серьезные проблемы. Им выписывают общественные работы, налог державе. Трудом. Как принято во всем приличном Египте. Не рабство, но оплачиваемая казной обязанность: строить от имени фараона, во славу его. Полная справедливость, если трезво посмотреть.

«Подтверждение»

событиям Ветхого Завета о «рабстве народа» обнаружил археолог Флиндерс Петри. Именно на Синае. Среди морщин и складок местных скал расчистил древние провалы, которые оказались… металлургическими цехами. Многие ямы точно датированы, во времена Рамзеса II здесь добывали и плавили медь. В одной из полу-шахтных медных выработок была обнаружена надпись на древнесемитском языке.

Спорить можно. Ничего это не говорит. Быть может, её оставили рабы-ибрим. Или случайный преступник этого племени, обречённый задыхаться в горячих рудниках. В любом случае: пока это самая древняя надпись на семитском языке. Датирована тремя с половиной тысячами лет. В Ханаане таких древностей не найдено и близко. Знаки послания до сих пор не расшифрованы.

Теперь никуда не деться без краткого анализа «синайского скитания» Моисея с многими сотнями тысяч беженцев. Заявляю, как очевидец путешествия по данным географиям: имеем перед собой пустоши, покрытые раскалённым солнцем щебнем. Шины внедорожников едва не горят. Из полезной флоры — колючий и пыльный кустарник. Есть редкие оазисы, очень древние, не спорю. Это родничок малосильный, колодец глубины неимоверной, пучок пальм и несколько клочков зеленой травы по периметру.

Дальше… десятки вёрст до следующего, такого же убогого оазиса. По полностью мертвой земле каменистой пустыни и чёрным безжизненным ущельям. Верю, что без «манны небесной», которую прослезившийся Яхве послал евреям для прокормления, — тут не выжил бы и батальон подготовленных спецназовцев. Если у комбата не было посоха Моисея, чтобы ударом о землю — «изводить» оттуда воду.


Геологи скажут: после сильных (но крайне редких) дождей — Синай может создавать небольшие подземные резервуары воды, скрытые под коркой почвы и песка. Только посох нужно иметь… не меньше десятка метров длиной. Судя по всему, щедрый фараон позволил уйти евреям до зубов вооруженными. Иначе как им было отбиться от тысячелетиями здесь промышлявших разбойников.

После ансамбль, под водительством Моисея, приблизился к горе Синай. Местечко угрюмое и безжизненное, вообще-то. Ну пусть… забрался, получил скрижали, навёл порядок в стаде (поклонявшемуся не то финикийскому, не то египетскому «золотому тельцу»). Здесь немного притормозим. Разберёмся с «единобожием». Могли евреи идею умыкнуть из Египта?

Вполне, хотя атеистически настроенные теологи протестуют. Ваш покорный слуга согласен с ними. В Египте, незадолго до Исхода (и очень недолго), среди жрецов фараона XVIII династии Аменхотепа IV (Эхнатона), где-то в 1350-ых годах до н.э. - победила концепция «единственного бога». Примитив. Единобожие солнцепоклонников, если точно сказать. Религия узких политических и жреческих элит. Которую простой народ тихо слил и не понял. Несмотря на красотку Нефертити.


Не исключено, в новой идее мог разобраться Моисей. Оценить гениальность и простоту верования. Когда один-единственный небожитель вершит судьбы всего земного и потустороннего. Без всякой борьбы, небесных интриг и родства запутанного, низвержений и переворотов астральных сонма духов и божков. Просто Единый и Сущий. Творец и Повелитель.

Яхве — Бог его, Моисея, собственного народа. Другие могли верить во что угодно. Но народ Израиля должен сосредоточиться на поклонении Яхве. В этом смысл шести главных еврейских слов («Шема»). Переводимых и дополненных потом:

- «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть».
- «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими».

Загадки

Заповеди зафиксированы в Библии в двух различающихся вариантах. Ранние начинаются с предписаний, относящихся к признанию исключительно Бога Израилева, который вывел израильтян из Египта. Его категорически нельзя изображать. Он жуткий «ревнитель», не терпит соперничества. Даны были шесть моральных запретов:

- Почитай отца твоего и мать твою.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай собственности ближнего своего.

Эти заповеди абсолютны, категоричны, непреложны. Должны быть приняты без всяких оговорок и смягчающих обстоятельств. Очень нетипичное для тех времен обстоятельство, когда каждый Закон имел подробные толкования: «иногда поступают так-то и так-то».

Когда Моисей сошел с горы Хорев (Синай), то обнаружил полную аморальщину и безобразия. Скрижали разбил, ушёл на повторную консультацию с Яхве. Через дополнительные сорок дней переговоров на горной вершине Бог написал и вручил Моисею новые верительные грамоты.


Тут готов отступиться немного от анализа. Как и весь научный мир. Какими бы чудесами потом этот эпизод не обрастал, понятно одно — группа израильтян Дома Иосифа сохранила весьма уникальные описания событий. Не имеющие аналогов в мировой истории. Точно не «потянули» из других верований. Очень может быть — действительно миновали гору Синай. Там что-то решали долго и мучительно.

Так или иначе, но появилось устойчивое мнение среди семитских племен: Яхве посредством Моисея, оформил особую связь с народом Израиля. Произнеся «берит» — торжественный официальный обет-клятву. Ну или выдав «обязательство», если точно следовать переводу. Впервые прозвучала удивительная фраза: «И приму вас Себе в народ, и буду вам Богом».

Синайский Завет имел двойное дно. Он являлся «обетом, принятым на себя Яхве» в качестве акта доброй воли. В тоже время став тяжким обязательством для всего еврейского народа. Подобная концепция пока не имеет полностью доказанных исторических прецедентов. Хотя с другими ранними персонажами, древнючими «пророками» — вроде разобрались.

Это легенды и предания об индивидуальных сделках. Тот же Ной и Патриархи их заключали лично для себя и крайне ограниченного круга лиц. Синайский завет же стал первым коллективным «контрактом». С ответственностью всего общества.


Кончина Патриарха

Пробыв около года (на запасах «манны небесной», не иначе) у горы Синай, израильтяне после героических мытарств пришли в Кадеш-Барнеа. Это у границ Земли Обетованной, вожделённого Ханаана. Там возник жестокий общественный диспут: стоит ли воевать с тамошними аборигенами? Бог Яхве малодушию бывших рабов высказал своё крайне гневное отношение, отправил на перевоспитание (и уничтожение престарелых) народ в пустыню. Сроком на четыре десятка лет, пока малодушные не перемрут.

Но тут… проблема. Сама же Библия сообщает о захвате Моисеем в землях Иордана некоего Хешбона, города царя аморитов Сигона. И ему… наконец, было дано право издали оглядеть Ханаан, Землю обетованную. На том счастье и помер. Где это произошло? После того, как Патриарх:

«взошел с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона».

Тут улыбки сплошные. Это происходит у города, где Моисей задолго до того уже разбивал лагерь (если текст читать Писания). Тело было погребено в долине земли Моав, напротив Бейт-Пеора.

«И никто не знает места погребения его даже до сего дня».

Уж как Библия скорбит! Живописуя сорокадневный плач и сетования о смерти Патриарха.

«Не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всей землей, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил перед глазами всего Израиля».

Вот так Исход стал ключевым моментом всей истории человечества. Он был событием, благодаря которому евреи стали народом, который Бог избрал своим. Теперь не моги даже думать в сторону! Потому что только посредством Исхода (по версии авторов Библии) был назван Вождь. Обросший каменными приобретениями монотеизма, поддержанный целой кучей немыслимых чудес.


Выводы

Пока окончательные выводы делать не буду в сумбуре этом, Читателя в комментариях послушаю в соцсетях и под статьёй. Теперь вернемся к началу статьи. И 40-ка годам «скитаний», которые были нужны только для того, чтобы выросло новое поколение, не знавшее рабства. Крепко удивитесь, но сами евреи-теологи этот «поход Моисея» трактуют не как историческое событие. Так было ещё в доисторические времена, во времена Синедрионов.

Сорокалетнее пешеходное упражнение рассматривается как прохождение «сорока духовных ступеней». Весь народ должен был их преодолеть, пока не умрут все греховные воспоминания сладкой жизни в в Египте. Главное из которых — личный эгоизм. Преодолевая новую ступень, отбрасываешь ненужное. Становишься ближе к Израилю. Новой стране, устроенной совсем по другим принципам, которые только существовали в мире. Это неизвестно другим народам. «Новые евреи» должны были научиться (ради договора с Богом) чему-то исключительному.

А пустыня? Это такое состояние греховного человека. Когда он просто не может использовать свой эгоизм. Остро присутствует желание наслаждаться, жить на полную катушку, только… увы. Нет опоры, грядки с вкусными овощами под рукой. Какое зерно не кинь, в пустыне ничего не вырастет. Внутри человека нет «воды и пищи», он не может насытиться, как бы не желал. Вот так. Не нужно искать исторического факта под названием «Исход». Это уже сами евреи давно поняли… толкуя его как богословскую доктрину. Пусть в красивых, очень реалистичных образах и событиях.Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 02 июня 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1355

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия