Как появились правила ведения войны?
Гуго Гроций - один из самых влиятельных юристов и философов, живший на рубеже XVI-XVII веков. Родился он 10 апреля 1583 года в Голландии в семье Яна де Гроота - Дельфтского патриция, юриста и первого куратора Лейденского университета. С юных лет Ян прививал своему сыну Гуго гуманистические и аристотелевские взгляды...
Гроций в 12 лет поступил в Лейденский университет, а в 16 получил ученую степень по юриспруденции, после чего активно занимался политикой Голландии, в том числе получил назначение адвокатом в Гаагу. Уже к 18 годам он был автором нескольких религиозных и философских трактатов, а в 1601 г. стал историографом Государства Голландского.
Увлекаться же международной юриспруденцией (а именно — международным правом) как наукой он стал, примерно, в 1604, и начал разрабатывать собственную концепцию права естественного. Подтолкнуло его на это участие в судебных спорах, где его соотечественников, нидерландских купцов, судили за нападение на португальское судно с последующим захватом. В то время он начал свою первую работу в направлении международного права “Об Индиях”.
Причем главу под названием “Свободное море” он издал отдельно, так как это нужно было для защиты прав его соотечественников. Но вот на составление более глубоких трудов на тему международного права его подтолкнули впечатления от Тридцатилетней войны, ужасы которой ему довелось повидать, находясь во Франции.
Во Франции он оказался после ожесточенных религиозных споров, длившихся с 1613 по 1619 гг., из-за которых чуть не началась гражданская война в Голландии. Гроция, как одного из наиболее активных участников, арестовали и посадили в тюрьму, там же он начинает свой труд “О праве войны и мира”. В 1621 г. он сбежал во Францию, где уже шла Тридцатилетняя война. По прибытии в Париж, Гроция тепло приняли и даже назначили ежегодную королевскую пенсию.
Начавшаяся 23 мая 1618, эта война вошла в историю, как одна из самых бессмысленных и жестоких в истории человечества. Три десятилетия изощренных убийств, виселиц, костров и жестоких пыток. Опустевшие и выжженные поселения, голод и болезни. Первая общеевропейская война стала самой страшной из всех войн до двадцатого века. Не зря Ф. Энгельс, описывая будущую мировую войну, сравнил ее именно с войной Тридцатилетней: «Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной, сжатое на протяжении трех-четырех лет и распространенное на весь континент.»
И Гуго Гроций не мог наблюдать за этим спокойно, все его существо горело желанием сделать все возможное, дабы если и не предотвратить подобные вещи, то хотя бы ограничить. Он хотел донести до общественности, что глас закона не заглушается грохотом оружия.
Во Франции Гроций прожил с 1621 по 1644 гг. Именно там Гроций дописал труд своей жизни. Изначальное название было “Три книги о праве войны и мира”, впоследствии его сократили до “О праве войны и мира”. Этот труд является первой успешной попыткой собрать и упорядочить нормы ведения войн и прав человека в международном масштабе. Вот как писал сам Гроций:
“Полностью убежден..., что между народами существует общий закон, который одинаково применим как к войне, так и в мирное время, у меня было много весомых причин писать на эту тему. Во всем христианском мире я наблюдал отсутствие сдержанности по отношению к войне, чего следовало бы стыдиться даже варварским расам; я наблюдал, что люди бросаются к оружию по незначительным причинам или вообще без причины, и что, когда оружие раз взято, больше нет никакого уважения к закону, божественному или человеческому; это похоже на то, как если бы в соответствии с общим декретом безумие было открыто выпущено на свободу для совершения всех преступлений...”
Трактат устанавливает правила ведения войн, обращения с пленными, мирным населением, а также большое внимание уделяется защите частной собственности. Все это выводит Гроций из единой концепции естественного права, права, соблюдение которого обязательно для всего человечества и нарушить его не в силах даже сам Бог. В результате уже в ходе Тридцатилетней войны некоторые из этих правил начинают активно применятся военачальниками, так как это позволило сильно снизить ущерб, а точнее, требовать большего возмещения от неприятелей, если они действовали слишком жестоко по отношению к населению и пленным.
Концепция естественного права, выдвинутая Гроцием, предполагала наличие справедливых войн (то есть войн оборонительных) и несправедливых захватнических.
Войны неизбежны. Гроций призывает установить правила ведения войны:
1. Не допускать напрасных захватов.
2. Щадить женщин, детей, стариков.
3. Щадить военнопленных.
4. Не воевать против мирных граждан.
Войну надо вести на принципах естественного права и стремиться заключать мир, подчиняться принципам естественного права.
Сейчас, в наше безопасное время, эти нормы могут показаться сами собой разумеющимися. Но в те жестокие времена сильные мира не задумывались о таких мелочах. И Гроций был одним из первых, кто хотел усмирить их амбиции при помощи юриспруденции.
В результате труд Гроция оставался актуален в течении 150 лет и впоследствии лег в основы современного международного права. Идеи Гроция вошли в формулировки Устава Организации Объединенных Наций и до сих пор актуальны в международной политике и в деятельности всемирных организаций, в разработке соглашений между государствами и других нормативно-правовых актов.
Так во многом благодаря ужасам Тридцатилетней войны зародилось международное право, сделав наш мир чуточку безопасней.Автор: И.Потапчик
Источник: "Масонская Ложа «Катехизис и Катарсис»"
Гроций в 12 лет поступил в Лейденский университет, а в 16 получил ученую степень по юриспруденции, после чего активно занимался политикой Голландии, в том числе получил назначение адвокатом в Гаагу. Уже к 18 годам он был автором нескольких религиозных и философских трактатов, а в 1601 г. стал историографом Государства Голландского.
Увлекаться же международной юриспруденцией (а именно — международным правом) как наукой он стал, примерно, в 1604, и начал разрабатывать собственную концепцию права естественного. Подтолкнуло его на это участие в судебных спорах, где его соотечественников, нидерландских купцов, судили за нападение на португальское судно с последующим захватом. В то время он начал свою первую работу в направлении международного права “Об Индиях”.
Причем главу под названием “Свободное море” он издал отдельно, так как это нужно было для защиты прав его соотечественников. Но вот на составление более глубоких трудов на тему международного права его подтолкнули впечатления от Тридцатилетней войны, ужасы которой ему довелось повидать, находясь во Франции.
Во Франции он оказался после ожесточенных религиозных споров, длившихся с 1613 по 1619 гг., из-за которых чуть не началась гражданская война в Голландии. Гроция, как одного из наиболее активных участников, арестовали и посадили в тюрьму, там же он начинает свой труд “О праве войны и мира”. В 1621 г. он сбежал во Францию, где уже шла Тридцатилетняя война. По прибытии в Париж, Гроция тепло приняли и даже назначили ежегодную королевскую пенсию.
Начавшаяся 23 мая 1618, эта война вошла в историю, как одна из самых бессмысленных и жестоких в истории человечества. Три десятилетия изощренных убийств, виселиц, костров и жестоких пыток. Опустевшие и выжженные поселения, голод и болезни. Первая общеевропейская война стала самой страшной из всех войн до двадцатого века. Не зря Ф. Энгельс, описывая будущую мировую войну, сравнил ее именно с войной Тридцатилетней: «Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной, сжатое на протяжении трех-четырех лет и распространенное на весь континент.»
И Гуго Гроций не мог наблюдать за этим спокойно, все его существо горело желанием сделать все возможное, дабы если и не предотвратить подобные вещи, то хотя бы ограничить. Он хотел донести до общественности, что глас закона не заглушается грохотом оружия.
Во Франции Гроций прожил с 1621 по 1644 гг. Именно там Гроций дописал труд своей жизни. Изначальное название было “Три книги о праве войны и мира”, впоследствии его сократили до “О праве войны и мира”. Этот труд является первой успешной попыткой собрать и упорядочить нормы ведения войн и прав человека в международном масштабе. Вот как писал сам Гроций:
“Полностью убежден..., что между народами существует общий закон, который одинаково применим как к войне, так и в мирное время, у меня было много весомых причин писать на эту тему. Во всем христианском мире я наблюдал отсутствие сдержанности по отношению к войне, чего следовало бы стыдиться даже варварским расам; я наблюдал, что люди бросаются к оружию по незначительным причинам или вообще без причины, и что, когда оружие раз взято, больше нет никакого уважения к закону, божественному или человеческому; это похоже на то, как если бы в соответствии с общим декретом безумие было открыто выпущено на свободу для совершения всех преступлений...”
Трактат устанавливает правила ведения войн, обращения с пленными, мирным населением, а также большое внимание уделяется защите частной собственности. Все это выводит Гроций из единой концепции естественного права, права, соблюдение которого обязательно для всего человечества и нарушить его не в силах даже сам Бог. В результате уже в ходе Тридцатилетней войны некоторые из этих правил начинают активно применятся военачальниками, так как это позволило сильно снизить ущерб, а точнее, требовать большего возмещения от неприятелей, если они действовали слишком жестоко по отношению к населению и пленным.
Концепция естественного права, выдвинутая Гроцием, предполагала наличие справедливых войн (то есть войн оборонительных) и несправедливых захватнических.
Войны неизбежны. Гроций призывает установить правила ведения войны:
1. Не допускать напрасных захватов.
2. Щадить женщин, детей, стариков.
3. Щадить военнопленных.
4. Не воевать против мирных граждан.
Войну надо вести на принципах естественного права и стремиться заключать мир, подчиняться принципам естественного права.
Сейчас, в наше безопасное время, эти нормы могут показаться сами собой разумеющимися. Но в те жестокие времена сильные мира не задумывались о таких мелочах. И Гроций был одним из первых, кто хотел усмирить их амбиции при помощи юриспруденции.
В результате труд Гроция оставался актуален в течении 150 лет и впоследствии лег в основы современного международного права. Идеи Гроция вошли в формулировки Устава Организации Объединенных Наций и до сих пор актуальны в международной политике и в деятельности всемирных организаций, в разработке соглашений между государствами и других нормативно-правовых актов.
Так во многом благодаря ужасам Тридцатилетней войны зародилось международное право, сделав наш мир чуточку безопасней.Автор: И.Потапчик
Источник: "Масонская Ложа «Катехизис и Катарсис»"
Опубликовано 30 мая 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1025
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: