Линия христианского раскола: нужно ли исповедоваться священнику…
Линия христианского раскола: нужно ли исповедоваться священнику…
В этой статье не будем заниматься историей. Перебирать дюжину течений христианства (назначенных ересями), где исповедь священнослужителю была необязательной. Даже крайне неодобряемой, строго запрещённой. Оставим за скобками анализа те учения, где вообще сан отсутствовал или вбирал в себя исключительно организационно-просветительские функции. Сегодня постараемся понять, как Священное Писание видит этот вопрос. Расколовший мир христианства в период Реформации. Сегодня в официальных церквях с исповеданием грехов принято идти к священникам. В католичестве и православии покаяние является одним из Таинств. Как это объясняется, известно. Прямой угрозой, если быть юридически точным: не исповеданный в церкви грех - останется не прощённым на небесах. Это придумка лукавого священства, очередная подтасовка и подмена понятий?

Ну как бы есть обоснование. Что священники могут принимать исповедь, прощать (от имени Бога) грехи. Теологи и богословы конфессий обязательно процитируют вам следующие стихи Нового Завета:

«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Евангелие от Иоанна)
«Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». (Матфей)

Итак, инструкция первой инстанции получена. Эти слова Иисус произнёс своим апостолам. Но просто стихов мало, придётся распутывать контексты. Понять, что именно Мессия хотел сказать, какую мысль вколотить в головы тугодумам своим. Поэтому необходимо прогуляться по главам и даже расширить анализ всего Послания. С обязательным условием: отдельный текст Библии не может противоречить остальному Её учению.


Первый же взгляд на приведённые стихи говорит: Христос разрешил своим ученикам прощать грехи простых людей, устанавливать для них правила духовной жизни. Больше подобных установок не найдём во всем Писании. Которые бы давали апостолам какую-либо власть над паствой. Христос рекомендует обращаться с молитвами напрямую к Богу-Отцу. Этому учат пророки и апостолы в двух Заветах. Неужто вопиющие противоречие тогда?

Нет. Всё на своих местах. Стоит лишь прочитать предыдущие стихи главы Евангелия от Матфея (18-ая, если хотите проверить):

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего;
если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

Это речь (инструктаж) Первосвященника. Иисус обращается к апостолам, как к представителям его Церкви на земле. Говорит о необходимости внимательного отношения к каждому верующему, персонально. Даются подробные инструкции: как нужно вразумлять согрешающих христиан.

- Первый этап — провести беседу лично.
- Второй этап — с помощью двух-трех братьев,
- Третий этап — использовать весь авторитет церкви.


При разбирательстве каждого конфликтного случая христиане должны искать Божьей Воли. Потому что только так принятое ими решение может оказать влияние на земное и небесное существование. Если всё рассмотреть с точки зрения логики Первосвященника Иисуса: речь идёт о внутри-церковном разрешении спорных вопросов между братьями по вере.

Наиболее глубоко эту инструкцию осознал апостол Павел. Впоследствии не раз говорил о необходимости применения справедливого христианского суда. Учил: все конфликты и моральные проступки братьев нужно рассматривать внутри церкви. Держась подальше от мирской, светской власти:

«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? … Вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными». (1-е Послание Коринфянам)
«Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели». (1-е Послание Тимофею)

То же правило работало со времен Ветхого Завета. Дела среди «богоизбранного народа» рассматривали «начальники в народе»: священники и специально назначенные судьи. Их решения должны были опираться на Закон Божий. Который благословлён Создателем:

«Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить … и будут несогласные мнения … приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить». (Второзаконие)
«Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их». (Книга Судей)


Вот как бы и всё. Дано право разрешать спорные ситуации между людьми в общинах. Где хоть намек на… отпущение грехов? Или разрешение «духовным наставникам» вносить изменения в закон Божий? Тем более прощать от имени Творца грехи людей?

На всём протяжении Священного Писания Бог никогда и никому не давал похожих полномочий. В Книге Чисел, Моисей и Аарон не вошли в Землю обетованную. Потому что неверно выполнили Божье повеление у вод Меривы. Практически все библейские герои веры ошибались. За это получали по шапке (воздаяние), потому что являлись грешными людьми. Весь «богоизбранный народ» (включая священство) периодически очень жестоко вразумлялся Творцом за отступление от Закона.

Дело дошло ведь до полного безобразия даже: этот народ казнил Сына-Бога. Апостолы оступались постоянно. Библия специально показывает: избранные Богом люди нарушают божественную волю регулярно. Мечутся, сомневаются… за что спрос будет очень детальный:

«От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». (Лука)

Самый простой вопрос

... неизменный, мудрый, строгий до жестокости, справедливый Бог, вдруг забыл о своей функции «взыскания»? Передал христианским служителям главные свои обязанности: прощать или не прощать грехи людей? Таким образом получается… включил их в состав правления Небесами? Да как бы — нет. В Новом Завете прямо сказано, кто в доме хозяин и Судья:

«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». (1-е Послание Коринфянам)
«Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?». (Послание Иакова)

Откуда это пришло в христианство, желание брать на себя руководящие божественные функции? Естественно, из язычества. Когда учение стало усложняться, появились руководящие структуры, произошло смешение с пост-античными культами. А там был единый догмат, другого паства не понимала: жрецы, знахари и шаманы могут навязывать богам свою волю. При хорошем «посреднике» и щедрой оплате языческие небожители прислушиваются к своим земным «наместникам», даже идут у них на поводу.


Сказалось и плохое знание Библии. А после назначения христианства имперской религией Рима — самомнение епископов стало запредельным. В их распоряжении оказалась огромнейшее государства на земле! Это ли не промысел Божий, его Воля? Богословы стали искать подтверждение в текстах… вот и нашли пару стихов. Искренне поверили в исключительность и безгрешность «церкви». Посчитали, что Господом выписан небывало щедрый аванс. На любые действия священников.

Чем дело закончилось — известно. В католичестве победило учение о непогрешимости Папы. В православии — о непогрешимости самой Церкви. Каковы результаты? Такие веро-учительные системы привели к возникновению страшных заблуждений. Какие решения принимали некоторые Папы и Соборы православные в истории… без комментариев. Политика грязная, циничный расчёт, сращение со светской властью, коррупция и все грехи смертные…

Причина такого грехопадения тоже на поверхности. Ошибся один «уважаемый христианин»… и пошел снежный ком. Сначала его соратники кивнули, не смея перечить знаниям и авторитету, потом епископы одобрили, Собор рассмотрел. Прикинул император или базилевс выгоды… Так приживались традиции.

Следующими поколениями это рассматривалось как канон «святой церкви». Оспаривать его было себе дороже. Тем более, так устроена сама Церковь. Она не может включить «заднюю передачу» тем убеждениям, которые уже прижились в ней. Это низвержение авторитета и основ. Но заблуждения со временем могли только множиться, вплоть до самых уродливых форм.


А сейчас давайте посмотрим окрест. Какова роль Бога? В головах многих верующих — он послушно внимает гласу своих служителей. Или очень внимательно именно их слушает. Ну очень Его интересует мнение раскормленного служителя, наворачивающего бекон во время Великого Поста. Или педофила с коррупционером и вором. Творец соглашается с их мнением о справедливости, трактовке своих законов и заветов? Ошибочка. Бог немного другой взгляд имеет. Он даже просьбы величайших пророков может взад завернуть:

«И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему». (Иеремия)

Роль церкви, её небывалый авторитет? Сила и власть имущих людей? Протестантская уверенность в том, что добиваясь мирского успеха, тем самым они получают Благословение? Заблуждение страшное. Всё определяет лишь Воля Божья:

«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (Исход)

Человеку не нужны посредники для общения с Богом, это аксиома. Библия никогда не учила за прощением грехов (или с исповедью) обращаться к Божьим служителям. С этими двумя понятиями Священное Писание предписывает направляться напрямую к Творцу. Только он способен выдать прощение:

«Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего». (Псалом 31)
«Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть». (Псалом 64)
«Обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле». (пророк Даниил)
«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». (Исход)
«Господи! услышь голос мой… у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою».
«Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне … прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим». (Матфей и Лука)
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1-е Послание Иоанна)
«Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего». (Деяния)
«Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». (Деяния)


В Писании имеется около трёх дюжин покаянных молитв и других просьб Господу. Все они обращены напрямую к Создателю, ни одна — к «посреднику», исповеднику и священнику. Нет ни одного примера, чтобы даже «богоизбранный народ» в ветхозаветные времена ходил (поодиночке либо группой) с исповедью, покаянием или за молитвенной поддержкой к патриарху, пророку или священнику. Люди заступались перед Богом за других? Да. Герои веры и простые верующие молились за других людей:

- Авраам просил за царя Авимелеха, пожелавшего его жену Сарру;
- фараон через Моисея и Аарона взывал к Богу об избавлении Египта от язв;
- Моисей просил Бога пощадить народ, когда тот после заключения завета вновь впал в идолопоклонство;
- Иов молился за своих друзей;
- царь Езекия молился за свой народ и т.д. ...

Эти эпизоды имеют одну общую черту и особенность: молящиеся не были постоянными просителями Бога за людей. На момент подачи просьбы… были живы. Эти библейские истории являются частными случаями. Всегда сопровождаются ответами Творца на молитвы верующих. Помним так же, что Создатель не всегда удовлетворяет просьбы даже героев веры. Будь их молитвы за себя или за другого человека.

Почему так? Наверное в волшебной сущности божества так заложено: видеть всю картину изнутри и снаружи. Только так можно принять справедливое решение. Внять просьбе или вразумить лукавого. В любом случае, оба решения всегда — в интересах человека:

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду». (Иеремия и Исход)


Любой грех всегда будет иметь последствия, его можно лишь смягчить прямой молитвой к Господу. Искренним раскаянием. По молитве Моисея было отменено истребление народа Израилева, роптавшего на Него множество раз. Но некоторые отступники так и не ступили на Землю обетованную. Это тонко, моё почтение. Бог — как хирург. Спасая весь организм, иссекает очаг заражения. Но иногда приходится Ему и более действенные методы применять, вразумлять через наказания:

«Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя. Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились». (Иеремия)
«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». (1-е Послание Коринфянам)

Выводы

Фиксируем факт: патриархи и пророки иногда заступались за людей. Это были всегда индивидуальные акты. Открытые, произнесённые во всеуслышание молитвы к Творцу. Основные их «посреднические» функции, как прямых избранников Божьих, заключались в оглашении Воли. Или обучении верующих законам божественным. Могли они выступать в справедливом разрешении спорных, конфликтных ситуаций между людьми. Но чтобы оказывать молитвенную поддержку перед Господом — такого не было. Прочитайте диалог Моисея с его тестем… кто не верит.


Тянулись люди к праведникам и избранным людям, кому Бог открылся? Конечно. Обращались с просьбой помолиться за них? Всегда и во все времена? Но каков главный функционал этих «посредников» был? Правильно, сказать поучительные слова в самых различных вариациях: нужно молиться самому. А чтобы молитва имела большую силу, просить об этом молиться знакомых верующих:

«Непрестанно молитесь. Братия! молитесь о нас». (1-е Послание Фессалоникийцам)
«Молитесь друг за друга». (Иаков)
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». (Матфей)

А что до грехов, их прощения… к месту будет вспомнить Евангельскую историю «об исцелении расслабленного». Христос сказал больному: «Прощаются тебе грехи твои» (Лука). Его тут же упрекнули законоучители Израиля:

«Кто это, который богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?». (Лука и Марк)

Возмущение книжников было законным, именно так евреи понимали (и правильно понимали) Ветхий Завет. Никто не мог прощать грехи, кроме одного господа. Их ошибка была лишь в том, что они ослабели верой. И не поверили… что перед ними был сам Бог. Что ещё нужно для понимания «отпущения греха»?Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 24 мая 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1151

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия