Летописная «Золотая Баба» Севера. Или сокровища Бабы-Яги?
Очень интересная тема. Народы коми зовут эту реликвию «Зарни Ань» или «Зарни Инь», ханты величают «Сорни Най», манси — «Калтась Эква». Русским и любознательным европцам, весьма наслышанным о каком-то древнем идоле из чистого золота в северных землях, — больше глянулось название «Золотая Баба».
Некоторые Читатели должны помнить одноименный фильм Свердловской киностудии 1986-го года. Или, как Бушков в своем «Следе пираньи» красиво описал таинственную пещеру, где хранится Золотая Баба. Был роман Иванова «Сердце пармы», повесть Эрнста Бутина «Золотой огонь Югры», приключенческая повесть Курочкина «Легенда о Золотой бабе»…
Хотя это произведение в беллетристику трудно занести. Очень уж много исторического исследования, несколько легенд, фольклор и очень любопытный краеведческий материал. Само собой, фантазии «гибели группы Дятлова» связаны с Ней. Как шаманы сделали жертвоприношение своей загадочной богине из студентов неосмотрительных. Можно вспомнить «Золотое дело» Булыгина, где некто Косой, стряпчий Разбойного приказа, зимой 1595 года ищет в Югорской земле следы неуловимой ведьмы «Золотая баба»…
Исторические свидетельства
Первые упоминания о Золотом Идоле Севера встречаются в исландских сагах. Там очень подробно рассказано, как ватаги безбожников-варягов с IX по XII века очень хотели овладеть несметными богатствами неведомой страны Биармия (Бьярма). Простиралась она в представлении средневековых хищников между Белым морем— до Урала, вплоть до верховьев Камы. Саги рассказывают о Золотом Идоле по имени Юмала, храме некой загадочной богини:
Первым решил проверить легенды скальдов некто Карли, знатный соратник короля Норвегии Олафа. В поход взял брата Гунштейна и наемников известного разбойника Торира «Собаки». Разведку начали в устье Двины, прикинувшись купцами. Поторговав при свете дня с местными, вожаки с небольшой группой головорезов ночью отправились на поиски храма Юмалы. Он был неподалеку, где-то в глухом и дремучем лесу.
Торир «Собака» и Карли, дождавшись смены стражи, перелезли через частокол, в святилище богини набили карманы золотом, ограбили саму статую отрубили ей голову. Каким-то чудом спаслись, скрывшись от преследователей в Студёном море…
Европцы активно вспоминают Золотую Бабу, легендарный идол Севера после 1517 года. Когда был опубликован «Трактат о двух Сарматиях» за авторством ректора Краковского университета Матвея Меховского. Ученый-географ писал:
Тему поддержал австрийский посол в Московии Герберштейн. Будучи крайне романтичным, любознательным и при этом высокообразованным дипломатом-шпионом, нашими широтами интересовался особо усердно. Выучил русский язык, прочитал (и перевел) почти все официальные летописи тех лет. В 1549 году в «Записках о Московии» составил карту и дал пояснения:
Эта информация отодвинула местоположение Золотой Бабы за Урал, спутав прежние представления о Двинском ареале. Через тридцать лет итальянец Александр Гваньини в «Описании европейской Сарматии» это подтвердил. Сообщил: идол находится в низовьях Оби, ему поклоняются не только самоеды (ненцы), но и «народы Югры и другие племена». Байку про «трубный рёв» тоже помянул.
Сообщения Гваньини говорят: Золотую Бабу в очередной раз переместили. Еще дальше за Урал. Цель? Скорее всего спасая богиню от уничтожения, поскольку тогда Пермский край подвергался активной христианизации. Самым известным «проповедником» Зауралья был Стефан Великопермский. Именно с его именем связано первое сообщение о Золотой Бабе в наших летописях (1398 г.):
Информацию о реликвии подтверждает митрополит Симон, своим гневным Посланием пермичам 1510 года. Где осуждает поклонение местных племён — Золотой Бабе. Действительно, легенд и фольклора в тех краях — немерено. Многие истории настолько реалистичны, что грех было не поискать…
Розыск сокровища
Вплотную к Золотой Бабе подобраться получилось казакам из ватаги Ермака, покорявшим Сибирь в 1582 году. По рассказам немногих выживших участников дерзкого налёта на сибирское ханство Кучума, дотошно записанных сановником Ремезовым, — чубатые отчаюги услышали о «золотом идоле» от беглого чуваша. Узнали: ханты молятся некоему «богу литому золотому, в чаше сидит».
Конный отряд казаков был послан Ермаком на Обь. Нашли только-только очищенное местными огромное святилище у Белогорья. Ханты выскребли все, самого «идола» где-то спрятали. Растворились в бескрайних лесах… Известный голландец, учёный, политик и предприниматель Николаас Витсен в своей «Северной и Восточной Тартарии» (1705г.), ссылаясь на данные Дженкинсона, Гваньини и некого «знатного русского господина», написал:
Пленённый в 1703 году под Полтавой шведский офицер и путешественник Иоганн Филипп фон Страленберг провел в русскому плену дюжину лет. Собранный богатый этнографический и картографический материал об открытиях в Сибири издал в «Историко-географическом описании северной и восточной частей Европы и Азии» (1730 г.). Впервые забросил в научный мир не просто описание Золотой Бабы. Попытался дать феномену объяснение, был уверен: речь идет о Йомали (Юмалу) из скандинавских саг. Которые народы Великой Перми величают «Золотой Старухой».
Само собой, проблемой увлеклись этнографы. Особенно плотно занялись вопросом в XVIII веке. На зуб легенды пробовал И. Лепехин, предположив: речь идет о древнем божестве народов коми. Которую спрятали за Обью язычники, категорически не желавшие креститься. Миллер в «Истории Сибири» описывает:
Первый серьёзный исследователь мифологии сибирских народов Новицкий поставил простую научную задачу: найти туземных истуканов, сделанных по образу и подобию человека. Раскопать связанные мифы, нащупать там следы Золотой Бабы. Ученый увидел одного божка. Это была обычная доска с носом-трубой, небольшими рогами на голове и золотой женской грудью.
При крайней нужде ханты «отнимали» у идола кусочки золота, после трудных времен вновь «возвращали» взятое на время золото. Говорили о каком-то ещё «огромном идоле». Где он находится — категорически не признавались. «Спрятан», и точка.
Нащупать след…
Столь частые упоминания в летописях, легендах и фольклоре привели этнографов к мысли: речь всё-таки идёт о некоем реальном историческом артефакте. Но как золотая скульптура попала на север и почему ненцы, ханты, манси и другие народы считают её своей богиней? Первые отгадки забрезжили в конце 80-ых годов ХХ века. Когда советские археологи планомерно вскрывали древнее святилище на реке Священный Лес. Это местечко в большеземельской тундре за Полярным Кругом. Работы велись без малого два десятка лет.
Были найдены предметы двух тысячелетий до нашей эры, первых веков начала нашей. Улов был богат: несколько сотен деталей или обломков женских украшений. Скорее всего, главным божеством тут была некая богиня. Уж не наша ли Золотая Баба? Стали проверять данные этнографов, нашли много любопытного.
Например, «Яга-баба» в переводе с ненецкого означает «речная баба», «речная женщина», «речной предок». Хотя правильное произношение «Баба Яха». На современных картах можно найти множество топонимов в двух вариантах. Русская «Баба-Яга» — ненецкая богиня? Нет, эту версию даже не рассматривали всерьез. Потому что языческая религиозность северных народов отвергает «привязку к образу божества».
Северный абориген поклоняется, приносит дары и жертвенных животных домашнему идолу. Или любому другому, ближайшему в окрестности. Никак его не называя. Просто… «бог». Если охота была неудачной, или случилось несчастье с родственником — виноват «бог». Его нужно наказать. Избить, плюнуть, даже выбросить, если беда большая. Северные народы не могли выбрать себе «Бабу Ягу» в божество, это против правил. Тем более — дать имя конкретному идолу.
Еще один аргумент — это неимоверная древность святилища «Священный Лес», жертвоприношения там творились задолго до появления ненцев. Вполне может быть, представления о какой-то «речной богине» бытовали у их предшественников. Множество географических названий по обе стороны Северного Урала принадлежат этому народу. Они щедро поделились своими географическими (и не только) понятиями. Словами с окончанием на «гласный плюс носовой согласный» звуками: Надым, Пим, Аган, Ляпин, Сабун, Вымь, Локчим, Ухтым и .тд. …
Баба-Яга
Востоковед и лингвист, академик РАН Николай Яковлевич Марр ещё в 1920-е годы называл древние народы европейского севера, жившими тут до появления финно-угорских племен, — «северными сарматами» (или «руссами»). Ненцы называли их — «сиртя». Она же «чудь белоглазая» в новгородских и ладожских преданиях, подземный народ неимоверного богатства. Статья была на сайте, можно ознакомиться: «Цивилизация Гипербореи: карлики-рудокопы и «чудь белоглазая».
Было сделано предположение: задолго до прихода на север ненецких и финно-угорских племён здесь существовал культ «водной, речной богини». Позже его адаптировали к собственной культуре пришельцы Северного Алтая. Назначив древнюю богиню «речным предком», духом, второстепенным мифическим персонажем. Очень похоже на то. Даже в современном и искаженном образе «Бабы-яги» явственно видны несколько слоев древнейших верований.
Она — представительница иного мира: богов или что-то к ним очень близкого. Старуха со сверхспособностями (девицу красную пока не берём в анализ, это южные верования другого корня). Владычица и хозяйка лесов, ей подчиняется весь животный мир. Бабе-Яге служат стихии воды и воздуха, от неё зависит плодородие. Живет странно. Избушка на «курьих ножках» (столбы), забор из человеческих костей и венчающих его черепов. Засовы — человеческие руки и ноги, замки — рот с острыми зубами, печь с огнём и лопатой, полёты в ступе с помелом…
Баба-яга — судья, тонко разбирающийся в «правильности и неправедности». Хороший человек после общения с ней, изо рта каменьями драгоценными будет сыпать. Плохой — жабами плеваться станет круглые сутки. Триединая богиня. На все руки мастерица, все миры связала в узел.
Теперь на Юга отправимся. Там образ Бабы-Яги другой. Находится много схожих черт с Деметрой, одной из главных богинь древнегреческого пантеона. Тут она молодая девица красоты неописуемой. Благорасположена к людям, заведует плодородием, может принять деятельное участие в тонкостях борьбы жизни и смерти.
Единая богиня?
Но вернемся в святилище за Полярным Кругом. Помимо женских украшений, там найдены культовые изображения человека-лося в бронзе. Антропоморфные «иконки» с лосиной головой. Не самцы-лоси с рогами, исключительно самки-лосихи. Вот и отгадка. Северные народы охотников предпочитали культ этого животного (реже — оленя). Потом верования вытеснялись культом медведя.
Это имело небесное «отражение». У славян — в двух созвездиях, называемых сначала Лосями. Потом — Медведицами. В конце I тысячелетия приуральские народы тоже стали почитать «прокурош тайги», но культы «звёздных лосей» не забыли. Из известных «медвежьих тем» — имя древнегреческой богини Артемиды, «медведицы», «медвежьей богини» за пределами мира эллинов.
Её мама, богиня Лето — родом с далекого Севера. Чужая в крито-минойском Пантеоне древнегреческих божеств. Дочь назначила Охотницей, покровительницей дикого лесного зверья. В ритуалах Артемиды жрецы облачены в медвежьи шкуры (как шаманы Западной Сибири). Ее священные животные — лани, оленихи, лосихи.
А теперь фокус главный. Артемида — неразрывно связана с Гекатой. Которую первые верования греков тоже считали богиней-охотницей, ночной Артемидой. Связующим звеном двух миров: живого и потустороннего. Геката страшненькая баба: ужасное лицо, змеи в волосах, пылающий факел в руке, надзирательница могил и хозяйка мертвецов с призраками. Триединая. Баба-Яга? Вполне…
Можно подобрать в анализ схожесть черт «Бабы-яги» и хеттских жриц, которые отвечали за погребальные обряды. В Малой Азии (за тысячу лет до появления греков-эллинов на берегах Эгейского моря) ритуал выглядел так: жрица берёт специальным приспособлением «lappa» сожжённый прах покойника, кости складывает в серебряный сосуд. Толкований множество, но сходятся в одном — это забытый обряд проводов души, оценки содеянного потусторонними «подругами жрицы», справедливый суд и путеводная карта потустороннего мира.
Еще. «Ступа» Бабы-яги с санскрита означает — «могила». Индийцы «ступой» называют конусообразные памятники на могилах Будд, прочих мудрецов. Избушка «на курьих ножках»? Как-то напоминает деревянные вместилища сожжённого праха покойного, поднимаемые на столбы. Так иногда хоронили покойников народы «срубной культуры» (II тысячелетие до н. э.) от Днепра до Урала.
Соберем всё
... в «напёрсток», встряхнем. Образы несколько ипостасей древнегреческих богинь, верования о загробном мире индо-европейцев, животные культы. «Яга-баба» вылитая. Как славяне её сначала звали. Триединая богиня. Уж не отсюда ли Троица Святая потом вылупилась, а у индусов — Тримурти (триединство Брахмы, Шивы и Вишну)? Не египтяне ли потом всех своих богов заставляли «на троих соображать», как и римляне?
Образ «триединой богини» хорошо знаком нашим археологам, часто находился в бронзовых языческих идолах I-III вв. нашей эры. На Нижней Оби, верхнекамских бронзовых «иконках» VIII века (трехголовой крылатой богини), владеющей трёхуровневым миром. На серебряном медальоне XII века из Северной Месопотамии, с изображением владычицы животного мира, водной и воздушной стихий… который как-то оказался в старом святилище близ Салехарда, на Полярном Круге.
Золотая Баба…? Это молодка. Тень верований в Великую Богиню, Мать Мира. У нас она сохранилась архаичной Бабой-Ягой. В греческой мифологии это Кибела, прародительница богов Олимпа. С последующей передачей своего функционала богине Лето, потом — Артемиде.
А как проходили ритуалы Кибеле? О, это была ярость и забвение всего мирского! Безумный восторг и экстаз, когда жрецы ножами и мечами наносили себе страшные раны. Жизнь храмового служителя Кибелы была не очень долгой, но вела (как считалось) к самым вершинам искусства «общения с богами». Принадлежность самых старших служителей культа отмечалась… зубчатой короной. На шаманов сибирских не похоже ли?Источник: "Исторические наперстки"
Исторические свидетельства
Первые упоминания о Золотом Идоле Севера встречаются в исландских сагах. Там очень подробно рассказано, как ватаги безбожников-варягов с IX по XII века очень хотели овладеть несметными богатствами неведомой страны Биармия (Бьярма). Простиралась она в представлении средневековых хищников между Белым морем— до Урала, вплоть до верховьев Камы. Саги рассказывают о Золотом Идоле по имени Юмала, храме некой загадочной богини:
«На скульптуре богини внутри храма было ожерелье в несколько фунтов золота, венец на голове осыпан был драгоценными каменьями, а на коленях стояла золотая чаша такой величины, что четверо богатырей могли утолить из неё жажду».
Первым решил проверить легенды скальдов некто Карли, знатный соратник короля Норвегии Олафа. В поход взял брата Гунштейна и наемников известного разбойника Торира «Собаки». Разведку начали в устье Двины, прикинувшись купцами. Поторговав при свете дня с местными, вожаки с небольшой группой головорезов ночью отправились на поиски храма Юмалы. Он был неподалеку, где-то в глухом и дремучем лесу.
Торир «Собака» и Карли, дождавшись смены стражи, перелезли через частокол, в святилище богини набили карманы золотом, ограбили саму статую отрубили ей голову. Каким-то чудом спаслись, скрывшись от преследователей в Студёном море…
Европцы активно вспоминают Золотую Бабу, легендарный идол Севера после 1517 года. Когда был опубликован «Трактат о двух Сарматиях» за авторством ректора Краковского университета Матвея Меховского. Ученый-географ писал:
«…за областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол, Золотая баба… Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости, не минует идола. Идут с приношениями…».
Тему поддержал австрийский посол в Московии Герберштейн. Будучи крайне романтичным, любознательным и при этом высокообразованным дипломатом-шпионом, нашими широтами интересовался особо усердно. Выучил русский язык, прочитал (и перевел) почти все официальные летописи тех лет. В 1549 году в «Записках о Московии» составил карту и дал пояснения:
«У Золотой бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые берут начало из горы Камень Большого Пояса (Урал) и соединённых с ней скал ... Золотая баба есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Этот идол есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына, и что там виден другой ребёнок…
Уверяют, что там поставлены какие-то инструменты, которые издают постоянный звук вроде трубного. Если это так, то, по моему мнению, ветры сильно и постоянно дуют в эти инструменты».
Эта информация отодвинула местоположение Золотой Бабы за Урал, спутав прежние представления о Двинском ареале. Через тридцать лет итальянец Александр Гваньини в «Описании европейской Сарматии» это подтвердил. Сообщил: идол находится в низовьях Оби, ему поклоняются не только самоеды (ненцы), но и «народы Югры и другие племена». Байку про «трубный рёв» тоже помянул.
Сообщения Гваньини говорят: Золотую Бабу в очередной раз переместили. Еще дальше за Урал. Цель? Скорее всего спасая богиню от уничтожения, поскольку тогда Пермский край подвергался активной христианизации. Самым известным «проповедником» Зауралья был Стефан Великопермский. Именно с его именем связано первое сообщение о Золотой Бабе в наших летописях (1398 г.):
«…Это был блаженный епископ Стефан, божий человек, живущий посреди неверных: не знающих бога, не ведающих законов, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и кудесникам, и волхвам, и деревьям…».
Информацию о реликвии подтверждает митрополит Симон, своим гневным Посланием пермичам 1510 года. Где осуждает поклонение местных племён — Золотой Бабе. Действительно, легенд и фольклора в тех краях — немерено. Многие истории настолько реалистичны, что грех было не поискать…
Розыск сокровища
Вплотную к Золотой Бабе подобраться получилось казакам из ватаги Ермака, покорявшим Сибирь в 1582 году. По рассказам немногих выживших участников дерзкого налёта на сибирское ханство Кучума, дотошно записанных сановником Ремезовым, — чубатые отчаюги услышали о «золотом идоле» от беглого чуваша. Узнали: ханты молятся некоему «богу литому золотому, в чаше сидит».
Конный отряд казаков был послан Ермаком на Обь. Нашли только-только очищенное местными огромное святилище у Белогорья. Ханты выскребли все, самого «идола» где-то спрятали. Растворились в бескрайних лесах… Известный голландец, учёный, политик и предприниматель Николаас Витсен в своей «Северной и Восточной Тартарии» (1705г.), ссылаясь на данные Дженкинсона, Гваньини и некого «знатного русского господина», написал:
«У подножия горы, в Обдории, стоит высеченная статуя Золотая Баба в виде женщины. Слова «Злата Баба» означают «золотая старуха». Мне сообщают, что остяки и другие язычники — туземцы около Тобола и на Оби, поклоняются дьяволу, который, они говорят, появляется им в виде женщины с детьми на коленях. У неё на теле звенящие колокольчики. Её очень боятся и почитают…»
Пленённый в 1703 году под Полтавой шведский офицер и путешественник Иоганн Филипп фон Страленберг провел в русскому плену дюжину лет. Собранный богатый этнографический и картографический материал об открытиях в Сибири издал в «Историко-географическом описании северной и восточной частей Европы и Азии» (1730 г.). Впервые забросил в научный мир не просто описание Золотой Бабы. Попытался дать феномену объяснение, был уверен: речь идет о Йомали (Юмалу) из скандинавских саг. Которые народы Великой Перми величают «Золотой Старухой».
Само собой, проблемой увлеклись этнографы. Особенно плотно занялись вопросом в XVIII веке. На зуб легенды пробовал И. Лепехин, предположив: речь идет о древнем божестве народов коми. Которую спрятали за Обью язычники, категорически не желавшие креститься. Миллер в «Истории Сибири» описывает:
«Это изваяние языческой богини, державшей ребёнка на коленях, которой «остяки» (ханты) приносили жертвы, за что она оказывала им помощь на охоте, рыбной ловле и во всех их делах».
Первый серьёзный исследователь мифологии сибирских народов Новицкий поставил простую научную задачу: найти туземных истуканов, сделанных по образу и подобию человека. Раскопать связанные мифы, нащупать там следы Золотой Бабы. Ученый увидел одного божка. Это была обычная доска с носом-трубой, небольшими рогами на голове и золотой женской грудью.
При крайней нужде ханты «отнимали» у идола кусочки золота, после трудных времен вновь «возвращали» взятое на время золото. Говорили о каком-то ещё «огромном идоле». Где он находится — категорически не признавались. «Спрятан», и точка.
Нащупать след…
Столь частые упоминания в летописях, легендах и фольклоре привели этнографов к мысли: речь всё-таки идёт о некоем реальном историческом артефакте. Но как золотая скульптура попала на север и почему ненцы, ханты, манси и другие народы считают её своей богиней? Первые отгадки забрезжили в конце 80-ых годов ХХ века. Когда советские археологи планомерно вскрывали древнее святилище на реке Священный Лес. Это местечко в большеземельской тундре за Полярным Кругом. Работы велись без малого два десятка лет.
Были найдены предметы двух тысячелетий до нашей эры, первых веков начала нашей. Улов был богат: несколько сотен деталей или обломков женских украшений. Скорее всего, главным божеством тут была некая богиня. Уж не наша ли Золотая Баба? Стали проверять данные этнографов, нашли много любопытного.
Например, «Яга-баба» в переводе с ненецкого означает «речная баба», «речная женщина», «речной предок». Хотя правильное произношение «Баба Яха». На современных картах можно найти множество топонимов в двух вариантах. Русская «Баба-Яга» — ненецкая богиня? Нет, эту версию даже не рассматривали всерьез. Потому что языческая религиозность северных народов отвергает «привязку к образу божества».
Северный абориген поклоняется, приносит дары и жертвенных животных домашнему идолу. Или любому другому, ближайшему в окрестности. Никак его не называя. Просто… «бог». Если охота была неудачной, или случилось несчастье с родственником — виноват «бог». Его нужно наказать. Избить, плюнуть, даже выбросить, если беда большая. Северные народы не могли выбрать себе «Бабу Ягу» в божество, это против правил. Тем более — дать имя конкретному идолу.
Еще один аргумент — это неимоверная древность святилища «Священный Лес», жертвоприношения там творились задолго до появления ненцев. Вполне может быть, представления о какой-то «речной богине» бытовали у их предшественников. Множество географических названий по обе стороны Северного Урала принадлежат этому народу. Они щедро поделились своими географическими (и не только) понятиями. Словами с окончанием на «гласный плюс носовой согласный» звуками: Надым, Пим, Аган, Ляпин, Сабун, Вымь, Локчим, Ухтым и .тд. …
Баба-Яга
Востоковед и лингвист, академик РАН Николай Яковлевич Марр ещё в 1920-е годы называл древние народы европейского севера, жившими тут до появления финно-угорских племен, — «северными сарматами» (или «руссами»). Ненцы называли их — «сиртя». Она же «чудь белоглазая» в новгородских и ладожских преданиях, подземный народ неимоверного богатства. Статья была на сайте, можно ознакомиться: «Цивилизация Гипербореи: карлики-рудокопы и «чудь белоглазая».
Было сделано предположение: задолго до прихода на север ненецких и финно-угорских племён здесь существовал культ «водной, речной богини». Позже его адаптировали к собственной культуре пришельцы Северного Алтая. Назначив древнюю богиню «речным предком», духом, второстепенным мифическим персонажем. Очень похоже на то. Даже в современном и искаженном образе «Бабы-яги» явственно видны несколько слоев древнейших верований.
Она — представительница иного мира: богов или что-то к ним очень близкого. Старуха со сверхспособностями (девицу красную пока не берём в анализ, это южные верования другого корня). Владычица и хозяйка лесов, ей подчиняется весь животный мир. Бабе-Яге служат стихии воды и воздуха, от неё зависит плодородие. Живет странно. Избушка на «курьих ножках» (столбы), забор из человеческих костей и венчающих его черепов. Засовы — человеческие руки и ноги, замки — рот с острыми зубами, печь с огнём и лопатой, полёты в ступе с помелом…
Баба-яга — судья, тонко разбирающийся в «правильности и неправедности». Хороший человек после общения с ней, изо рта каменьями драгоценными будет сыпать. Плохой — жабами плеваться станет круглые сутки. Триединая богиня. На все руки мастерица, все миры связала в узел.
Теперь на Юга отправимся. Там образ Бабы-Яги другой. Находится много схожих черт с Деметрой, одной из главных богинь древнегреческого пантеона. Тут она молодая девица красоты неописуемой. Благорасположена к людям, заведует плодородием, может принять деятельное участие в тонкостях борьбы жизни и смерти.
Единая богиня?
Но вернемся в святилище за Полярным Кругом. Помимо женских украшений, там найдены культовые изображения человека-лося в бронзе. Антропоморфные «иконки» с лосиной головой. Не самцы-лоси с рогами, исключительно самки-лосихи. Вот и отгадка. Северные народы охотников предпочитали культ этого животного (реже — оленя). Потом верования вытеснялись культом медведя.
Это имело небесное «отражение». У славян — в двух созвездиях, называемых сначала Лосями. Потом — Медведицами. В конце I тысячелетия приуральские народы тоже стали почитать «прокурош тайги», но культы «звёздных лосей» не забыли. Из известных «медвежьих тем» — имя древнегреческой богини Артемиды, «медведицы», «медвежьей богини» за пределами мира эллинов.
Её мама, богиня Лето — родом с далекого Севера. Чужая в крито-минойском Пантеоне древнегреческих божеств. Дочь назначила Охотницей, покровительницей дикого лесного зверья. В ритуалах Артемиды жрецы облачены в медвежьи шкуры (как шаманы Западной Сибири). Ее священные животные — лани, оленихи, лосихи.
А теперь фокус главный. Артемида — неразрывно связана с Гекатой. Которую первые верования греков тоже считали богиней-охотницей, ночной Артемидой. Связующим звеном двух миров: живого и потустороннего. Геката страшненькая баба: ужасное лицо, змеи в волосах, пылающий факел в руке, надзирательница могил и хозяйка мертвецов с призраками. Триединая. Баба-Яга? Вполне…
Можно подобрать в анализ схожесть черт «Бабы-яги» и хеттских жриц, которые отвечали за погребальные обряды. В Малой Азии (за тысячу лет до появления греков-эллинов на берегах Эгейского моря) ритуал выглядел так: жрица берёт специальным приспособлением «lappa» сожжённый прах покойника, кости складывает в серебряный сосуд. Толкований множество, но сходятся в одном — это забытый обряд проводов души, оценки содеянного потусторонними «подругами жрицы», справедливый суд и путеводная карта потустороннего мира.
Еще. «Ступа» Бабы-яги с санскрита означает — «могила». Индийцы «ступой» называют конусообразные памятники на могилах Будд, прочих мудрецов. Избушка «на курьих ножках»? Как-то напоминает деревянные вместилища сожжённого праха покойного, поднимаемые на столбы. Так иногда хоронили покойников народы «срубной культуры» (II тысячелетие до н. э.) от Днепра до Урала.
Соберем всё
... в «напёрсток», встряхнем. Образы несколько ипостасей древнегреческих богинь, верования о загробном мире индо-европейцев, животные культы. «Яга-баба» вылитая. Как славяне её сначала звали. Триединая богиня. Уж не отсюда ли Троица Святая потом вылупилась, а у индусов — Тримурти (триединство Брахмы, Шивы и Вишну)? Не египтяне ли потом всех своих богов заставляли «на троих соображать», как и римляне?
Образ «триединой богини» хорошо знаком нашим археологам, часто находился в бронзовых языческих идолах I-III вв. нашей эры. На Нижней Оби, верхнекамских бронзовых «иконках» VIII века (трехголовой крылатой богини), владеющей трёхуровневым миром. На серебряном медальоне XII века из Северной Месопотамии, с изображением владычицы животного мира, водной и воздушной стихий… который как-то оказался в старом святилище близ Салехарда, на Полярном Круге.
Золотая Баба…? Это молодка. Тень верований в Великую Богиню, Мать Мира. У нас она сохранилась архаичной Бабой-Ягой. В греческой мифологии это Кибела, прародительница богов Олимпа. С последующей передачей своего функционала богине Лето, потом — Артемиде.
А как проходили ритуалы Кибеле? О, это была ярость и забвение всего мирского! Безумный восторг и экстаз, когда жрецы ножами и мечами наносили себе страшные раны. Жизнь храмового служителя Кибелы была не очень долгой, но вела (как считалось) к самым вершинам искусства «общения с богами». Принадлежность самых старших служителей культа отмечалась… зубчатой короной. На шаманов сибирских не похоже ли?Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 18 мая 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1400
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: