Проблема Спаса Нерукотворного и прочих «чудесных образов»…
Опять в иконоборчество пойдем. На вопрос Читателя об евангелисте Луке, как он иконы рисовал, — вроде бы ответ дал. Теперь более сложную загадку будем колоть. Спас Нерукотворный, как образ Христа. Немного поговорим об изображениях лица Иисуса и Марии. Насколько они соответствуют прямым установлениям Священного Писания.
Один из главных аргументов иконопочитателей: если Господь запрещает любые изображения, даже во славу свою… откуда появилось предание о нерукотворном образе Христа, отпечатанном на тканях (убрусах). Называется он в православии — Спас Нерукотворный. Но. Не единственный, вообще-то. О каком спорить будем?
Лик Христа — это гордость двух церквей, западной и восточной. Легенд тоже две. Значит, было когда-то единое предание? Расколовшееся потом, по политическим соображениям, и поделившее церковь на католичество и православие? Когда они стали мнить себя единственно верными учениями.
Версии Запада
Католики рассказывают историю так. Некая благочестивая еврейка Вероника (очень иудейское имя) во время восшествия Иисуса на Голгофу подала ему платок. Он отёр лицо от пота и крови. Само собой, на ткани остался запечатлённый божественной силой — негатив. Лик Спасителя. Эта бесценная реликвия где-то хранилась неимоверное количество столетий. Источники говорят о «плате Вероники» через 600-1500 лет после Христа с разной степенью …хм, достоверности. Хранится теперь реликвия в святая святых — римском соборе св. Петра (Ватикан).
Кто такая Вероника? Бог весть, но в апокрифических Деяниях Пилата она присутствует. Это документы датировок IV или V века. Платок там отсутствует. Ватикан не спешит отдать реликвию на независимую экспертизу, чтобы подтвердить возраст артефакта. При этом, конечно же, не сомневается в её подлинности.
В 1628 году Папа Урбан VIII запретил публичный показ «плата Вероники». По сей день он извлекается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году, в пятую воскресную вечерю Великого Поста. Время показа ограничено, расстояние немалое до реликвии. Поскольку разглядеть что-то с высокой лоджии Столпа Святой Вероники — проблематично. Прикасаться к артефакту имеют право только избранные служители (канонники) базилики Святого Петра.
Католики не были бы католиками… если бы не путали следы, не плодили сущности. Есть ещё один платок, из Маноппелло. Хранится в базилике рядом с этим городом (провинция Абруццо). Немецкий священник-иезуит Франк Генрих Фейфер, изучая реликвию, крепко удивил мир сенсационными заявлениями. Прозрачная, красновато-коричневая вуаль из драгоценной ткани запечатлела лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней не обнаружено. Изображение проявляется в зависимости от наклона лучей солнца.
Изображение есть с обеих сторон, оба полностью идентичны. То есть, научно говоря: реликвия представляет собой смесь диапозитива и голограммы. Читается лицо человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Тонкая борода и выщипанные брови выглядят почти как фотография. При тусклом освещении изображение теряет свой цвет, черты лица «Христа» становятся мертвенными, как у покойника. Вуаль сделана из баснословно дорогущего в древности (и сегодня) виссона.
Многие исследователи уверены: если говорить о реалистичности предания — то именно этот «плат Вероники» является подлинным. По причинам действительно необыкновенного качества изображения, схожего лишь с Туринской плащаницей. Но это не всё. Есть ещё один артефакт. Прямоугольный кусок полотна из льняного батиста, что хранится в испанском городе Аликанте. Там Лик Христа просматривается откровенно иконописно. Пятнами засохшей крови.
Православная версия
Лик Христа. Он же — «Лик из Эдессы», «Спас Нерукотворный», «Спас Мокрая Борода». Это восточная легенда впервые появляется во второй половине V века у армянского историка Моисея Хоренского. В ней рассказывается о царе Эдессы, Авгаре. Сей государь, будучи смертельно больным, послал придворного художника написать образ Иисуса. Который был еще жив, ураганил с проповедями по всей Иудее. Весть о чудесах распространялась быстрее света, поэтому Авгар напоследок решил испробовать и такое лекарство.
Мастер кисти не смог нарисовать Христа. Причин было две: невозможность передать божественный лик и отсутствие нормальных условий труда. К Иисусу просто невозможно пробиться из-за толп сопровождающих его людей. Иисус, сжалившись над несчастным живописцем, проблему решил по-божески оригинально. Отер лицо платком (убрусом) и передал художнику уже запечатлённый там Лик. Естественно, царь выздоровел, нерукотворный образ (Мандилион) стал священнейшим предметом. Как водится у христиан, впоследствии «пропал где-то», в конце IX века.
Это не всё. Церковная история имеет ещё одно, более древнее письменное свидетельство события. Епископ Евсевий Кесарийский Памфил (263-340 гг.), первый историк Церкви, сообщает: он видел в архивах Эдессы послание царя Авгара к Христу. Даже ответ Спасителя (!). Приводит дословный текст этой переписки, ведущейся на… сирийском языке. Мало кто знает об этом, поэтому приведу полностью оба послания:
Царь Авгарь:
Ответ Иисуса:
По словам епископа Евсевия, к этим письмам прилагалось свидетельство на сирийском языке:
А теперь главный вопрос к иконопочитателям. Переписка, какой бы она ни была (реальной или вымышленной), полностью вписывается в учение Библии. О невозможности изображений Господа. Однако, после победы на Вселенских соборах, любители крашеных досок аккуратно задвинули в пыльный чулан оригинал истории об Иисусе, Авгаре и Фаддее. В этом переводе епископа Евсевия. На божий свет вытащили очень поздний, полностью искажённый вариант армянского историка Моисея Хоренского.
Исторические вопросы
В первую очередь тем Читателям, кто комментарии засоряет Спасом Нерукотворным, как главным аргументом разрешённого иконопочитания. К вопросу можно подойти с любой стороны. Но выберем самый сложный маршрут, теологический. Что мы имеем с этой (этих) реликвий?
Во-первых, полное их отсутствие в Новом Завете. Библии вообще. Это краеугольный камень почитания изображений, на минутку. Если Богу угодно в будущем такое служение, Он должен включить в Священное Писание текст (или намек) на свою волю. Хотя бы на изображения лика Иисуса, как православные утверждают.
Второе. Иисусу не нужно было плодить сущности с передачей кусков ткани. Исцелить царя Авгара можно на расстоянии, как было продемонстрировано: со слугой сотника, дочерью женщины Хананеянки и десятью прокаженными. Есть такие эпизоды? Новая грань «чудодейственности» Сына-Бога должна найти отражение в Писании, через описание некой великой реликвии. Но, увы…
Иисус за время своей бренной жизни не выдал своим ученикам каких-либо платков, сандаликов, ложек или чашек. Любых других чудодейственных или целительных предметов. Почему? Можно было оставить сотни, если не тысячи волшебных кусочков чего угодно. Они бы путешествовали по миру, творя чудеса исцеления. Одним махом обращая в новую веру сотни тысяч язычников. Но нет, апостолам выдавался под прижизненное ответственное хранение (с ограниченными условия применения) … лишь Святой Дух:
Иисус, как человек образованный (а Его Отец — как сущность величайшей мудрости), мог с легкостью оставить несколько своих изображений. Хоть «апостолам-художникам» заказать, хоть в скале запечатлеть правильный образ Спасителя. Чтобы не кривиться потом две тысячи лет от убогих, корявых и откровенно пошлых фантазий. Почему не предусмотрел?
Как известно, сформировали Новый Завет 27 канонических книг. Обращаю внимание, даже намёка на описания внешности Христа там нет. Тем более, черт лица. Неизвестно, какого цвета кожа была. Почему нет упоминаний о внешнем виде Марии или апостолов, других учеников? Ответ: все внимание обращается на внутреннее «содержание» человека и учение Господа.
А вот Ветхий Завет содержит противоречивые описания Мессии. Он в одной версии должен быть прекрасен, в другой — полная обыденность, неотличимая от других:
И самое загадочное… Почему в многочисленных письменных «свидетельствах» современников жизни Христа нет намека на образ? Апостолы, все «семьдесят проповедников», их ученики и ученики учеников… как в рот воды набрали. С чего такой заговор молчания? Уж не связан он с прямым запретом, который в Писании не раз и не два повторен?
Вы думаете, истинно верующие мыслители и отцы церкви не задумывались, как выглядел Спаситель? Я вас умоляю. В первые века шли такие богословские споры… дым коромыслом. Всё пришло к тому, что богословы-христиане согласились со злопыхателями (типа Цельса) — Иисус не являлся эталоном красоты. Климент Александрийский, Иустин Мученик, Тертуллиан… Все они крайне осторожно, но вполне определённо говорили: Христос был непривлекателен лицом.
Что за безобразие творится сегодня? Красивое лицо молодого мужчины с бородкой, с длинными волосами, разделёнными пробором. Вопрос главный — кто это придумал? Есть здравая версия одна: художники (когда иконопочитание было ересью) отталкивались от фрески из катакомбы, крупно изображающей лицо мужчины с нимбом и подписью альфа и омега «ΑΩ». Вот этой…
Более ранних попыток нарисовать лицо Христа (Альфа и Омега по Книге Откровения ассоциируются с Иисусом) — не найдено. Это IV век, кстати. И сложно ответить на вопрос, почему иконописцы оттолкнулись именно от этой фрески. На ней Иисус изображен далеко не привлекательным мужчиной с отрешённым взглядом. В катакомбной живописи Христос чаще изображался символически. Не зрелым мужем 33 лет от роду. А в виде доброго пастыря, безбородого юноши.
«Лик» Христа берет своё начало от появившихся у церкви святынь — убрусов или Туринской плащаницы? О ней впервые помянуто, кажется, в V веке. Но потом начинается камаринская пляска с источниками, вплоть до откровенной порнографии XIV века, простите. Когда образ Иисуса писали с прекраснейшего лицом, но распутного развратника Чезаре Борджиа, сына Папы Александра VI (1492-1503 гг.).
Как бы то ни было: на иконах везде лица разных людей. Это плоды фантазии художников на заданную тему, а не Лик Иисуса. Никаких канонических пропорций (если вдруг потерялись в глубине веков, а вдруг?). Разного размера глаза, рот, нос, борода, пропорции лица, цвет кожи и т.д. И главная проблема: Христа, Марию и апостолов чаще всего изображают светлокожими европейцами. Спросите любого историка… как выглядел доморощенный иудей в начале нового времени, крепко удивитесь. Даже к историкам не ходите. Взгляните на обитателей Израиля, по запросу «коренное население».
Рисовали Лик Богоматери Марии ранние христиане? Вранье. Изображали в катакомбах фрески только. Не её лик, а иллюстрацию библейской истории о волхвах, которые принесли дары родившемуся Мессии. Столь же невозможно найти того умника, который стал первоисточником образа Марии, столь традиционный сегодня.
И выводы…
Очень забавляют православные мантры на тему, из телика часто звучит: «Икона — это рисованное Евангелие». Зримая, понятная каждому, особенно необразованному и идущему к Богу — человеку. Проповедь о Господе в художественном исполнении. Угу… Проверяем.
«Икона», в переводе с греческого (εικών) — «образ, изображение». А слово «Евангелие» — с того же греческого означает (εύαγγέλιον) — «радостная весть, благая весть». И вот… картина маслом. Неофит, схваченный за ухо богомольной бабкой, или ражий мужик (под спудом жизненных неурядиц) — приходят в православный храм. Об Евангелии слыхом не слыхивают оба.
Теперь решите умодробительную задачку. Как тем набором крашенных дощечек получится объяснить «Радостную Весть»? Вот изображение женщины с младенцем, мужчины с продолговатым красивым лицом, каких-то старцев с нимбами… И всё. Это Радость? Это Весть? Какая к шайтану это иллюстрация, чего именно? Ах, без толкований тут не обойтись… А лучше, чтобы истории впечатались глубже — письменного комментария к этим изображениям.
Вот тут главный вопрос: какие именно «комментарии» читать рекомендуют? Священное Писание? Нет. Там ассоциаций не возникает с увиденным вообще, хоть тресни мозг. Дадут почитать то, что не несёт информации о Творце, Его Законе и Спасителе. Предложат стопок несколько. Сопутствующей факультативной литературы с «неимоверно глубоким духовным опытом святых людей».
Не спорю, изображения вполне могут служить наглядным пособием для иллюстрации истории, Библии — в том числе. Но когда «благая весть» уже донесена. Даже продемонстрированы зрительные образы к ней. Нужны после этого рисунки второй раз, одному и тому же человеку? Какое «евангелие» верующий получит от многократного просмотра одной доски (или десятка), тем более с чином очень одобряемого ползания на коленях и лобызания предмета?
Каждый новый «подход» приоткрывает что-то новое? Очень интересно, поделитесь в комментариях духовным опытом открытий… А проще можно путь начертить неофиту или истинно верующему? Чтобы Первоисточник почаще читал. Там даже для отбитого атеиста куча всего неизведанного каждый раз, что уж говорить для воцерковлённого христианина.
И… закрывая (наверное) тему икон. Вопросы короткие. Бог не дал икон, запретил почитание любых своих изображений Ветхим Заветом. Оставил недосказанность (признаю, это спорный момент) в Новом, касательно Сына. Образовательный уровень общества тех дремучих лет представили себе? Ох, как бы с картинками ладней было! Но почему-то иудеям времен Ветхого Завета не нужны были иконы.
Как жили первые христиане и апостолы без икон? Ущербной, тайной, неполноценной духовной жизнью, так получается? Нет. Как все отцы церкви тех лет говорят: очень даже воодушевленно. С борьбой и верой. Силы неимоверной. Как-то она находилась для мученичества в амфитеатрах, проповедей под страхом страшной смерти. С обязательным местом в сердце: для жизни, счастья, общения с Богом, роста в Нем, понимания Его воли:
Обещанный Иисусом Дух Святой, научил апостолов всему, что было нужно. Без икон, предметов и мощей:
Вот и всё, что хотелось сказать. Атеистам, агностикам и верующим людям. С уважением. Первые христиане были Богом научены всему. Им был дан строжайший наказ не прибавлять ничего к полученному от апостолов. Даже под страхом анафемы запрет звучал.
Поэтому… если кто заикнется при вас о необходимости «чтить иконы» — вежливо попросите показать сноску на это указание в Библии. Ядовито-осторожно поинтересуйтесь… а не торговец ли перед вами. Или мошенник, убеждающий, что косточки, тряпочки и досочки нужны «некоторым верующим, чтобы ощущать себя ближе к небесным силам». Напомните при этом слова Иисуса, советы апостолов:
И т.д. … не грешите, одним словом...Источник: "Исторические наперстки"
Версии Запада
Католики рассказывают историю так. Некая благочестивая еврейка Вероника (очень иудейское имя) во время восшествия Иисуса на Голгофу подала ему платок. Он отёр лицо от пота и крови. Само собой, на ткани остался запечатлённый божественной силой — негатив. Лик Спасителя. Эта бесценная реликвия где-то хранилась неимоверное количество столетий. Источники говорят о «плате Вероники» через 600-1500 лет после Христа с разной степенью …хм, достоверности. Хранится теперь реликвия в святая святых — римском соборе св. Петра (Ватикан).
Кто такая Вероника? Бог весть, но в апокрифических Деяниях Пилата она присутствует. Это документы датировок IV или V века. Платок там отсутствует. Ватикан не спешит отдать реликвию на независимую экспертизу, чтобы подтвердить возраст артефакта. При этом, конечно же, не сомневается в её подлинности.
В 1628 году Папа Урбан VIII запретил публичный показ «плата Вероники». По сей день он извлекается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году, в пятую воскресную вечерю Великого Поста. Время показа ограничено, расстояние немалое до реликвии. Поскольку разглядеть что-то с высокой лоджии Столпа Святой Вероники — проблематично. Прикасаться к артефакту имеют право только избранные служители (канонники) базилики Святого Петра.
Католики не были бы католиками… если бы не путали следы, не плодили сущности. Есть ещё один платок, из Маноппелло. Хранится в базилике рядом с этим городом (провинция Абруццо). Немецкий священник-иезуит Франк Генрих Фейфер, изучая реликвию, крепко удивил мир сенсационными заявлениями. Прозрачная, красновато-коричневая вуаль из драгоценной ткани запечатлела лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней не обнаружено. Изображение проявляется в зависимости от наклона лучей солнца.
Изображение есть с обеих сторон, оба полностью идентичны. То есть, научно говоря: реликвия представляет собой смесь диапозитива и голограммы. Читается лицо человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Тонкая борода и выщипанные брови выглядят почти как фотография. При тусклом освещении изображение теряет свой цвет, черты лица «Христа» становятся мертвенными, как у покойника. Вуаль сделана из баснословно дорогущего в древности (и сегодня) виссона.
Многие исследователи уверены: если говорить о реалистичности предания — то именно этот «плат Вероники» является подлинным. По причинам действительно необыкновенного качества изображения, схожего лишь с Туринской плащаницей. Но это не всё. Есть ещё один артефакт. Прямоугольный кусок полотна из льняного батиста, что хранится в испанском городе Аликанте. Там Лик Христа просматривается откровенно иконописно. Пятнами засохшей крови.
Православная версия
Лик Христа. Он же — «Лик из Эдессы», «Спас Нерукотворный», «Спас Мокрая Борода». Это восточная легенда впервые появляется во второй половине V века у армянского историка Моисея Хоренского. В ней рассказывается о царе Эдессы, Авгаре. Сей государь, будучи смертельно больным, послал придворного художника написать образ Иисуса. Который был еще жив, ураганил с проповедями по всей Иудее. Весть о чудесах распространялась быстрее света, поэтому Авгар напоследок решил испробовать и такое лекарство.
Мастер кисти не смог нарисовать Христа. Причин было две: невозможность передать божественный лик и отсутствие нормальных условий труда. К Иисусу просто невозможно пробиться из-за толп сопровождающих его людей. Иисус, сжалившись над несчастным живописцем, проблему решил по-божески оригинально. Отер лицо платком (убрусом) и передал художнику уже запечатлённый там Лик. Естественно, царь выздоровел, нерукотворный образ (Мандилион) стал священнейшим предметом. Как водится у христиан, впоследствии «пропал где-то», в конце IX века.
Это не всё. Церковная история имеет ещё одно, более древнее письменное свидетельство события. Епископ Евсевий Кесарийский Памфил (263-340 гг.), первый историк Церкви, сообщает: он видел в архивах Эдессы послание царя Авгара к Христу. Даже ответ Спасителя (!). Приводит дословный текст этой переписки, ведущейся на… сирийском языке. Мало кто знает об этом, поэтому приведу полностью оба послания:
Царь Авгарь:
«Авгарь, сын Ухамы, топарх, шлет приветствие Иисусу, Спасителю благому, явившемуся в пределах Иерусалимских. Дошел до меня слух о Тебе и об исцелениях Твоих, что Ты творишь их без лекарств и трав. Ты, рассказывают, возвращаешь слепым зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и демонов. Ты излечиваешь страдающих долгими болезнями и воскрешаешь мертвых.
Слушал я все это о Тебе и усвоил умом одно из двух: или Ты Бог и, сойдя с неба, творишь такие чудеса, или Ты Сын Божий, творящий чудеса. Поэтому я и написал Тебе и прошу Тебя: потрудись, приезжай ко мне и болезнь мою исцели. Слышал я еще, что иудеи ропщут на Тебя и против Тебя злоумышляют. Город мой очень маленький, но почтенный, и его нам двоим хватит».
Ответ Иисуса:
«Блажен ты, если уверовал в Меня, не видев Меня. Написано обо Мне: видевшие Меня не уверуют в Меня, чтобы неувидевшие уверовали и ожили. А что ты приглашаешь Меня к себе, то надлежит Мне исполнить здесь всё, ради чего Я послан; а когда исполню, то вознесусь к Пославшему Меня. Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь твою и даровал жизнь тебе и тем, кто с тобой».
По словам епископа Евсевия, к этим письмам прилагалось свидетельство на сирийском языке:
«После Вознесения Иисуса Иуда, прозванный Фомой, послал к Авгарю апостола Фаддея, одного из семидесяти. Тот, придя, возложил руки на царя и произнес: «Во имя Его возлагаю на тебя руку мою». И как только он сказал это, как Авгарь исцелился от болезни и страданий своих. Фаддей исцелил еще много их сограждан, творил великие чудеса и проповедовал слово Божие».
А теперь главный вопрос к иконопочитателям. Переписка, какой бы она ни была (реальной или вымышленной), полностью вписывается в учение Библии. О невозможности изображений Господа. Однако, после победы на Вселенских соборах, любители крашеных досок аккуратно задвинули в пыльный чулан оригинал истории об Иисусе, Авгаре и Фаддее. В этом переводе епископа Евсевия. На божий свет вытащили очень поздний, полностью искажённый вариант армянского историка Моисея Хоренского.
Исторические вопросы
В первую очередь тем Читателям, кто комментарии засоряет Спасом Нерукотворным, как главным аргументом разрешённого иконопочитания. К вопросу можно подойти с любой стороны. Но выберем самый сложный маршрут, теологический. Что мы имеем с этой (этих) реликвий?
Во-первых, полное их отсутствие в Новом Завете. Библии вообще. Это краеугольный камень почитания изображений, на минутку. Если Богу угодно в будущем такое служение, Он должен включить в Священное Писание текст (или намек) на свою волю. Хотя бы на изображения лика Иисуса, как православные утверждают.
Второе. Иисусу не нужно было плодить сущности с передачей кусков ткани. Исцелить царя Авгара можно на расстоянии, как было продемонстрировано: со слугой сотника, дочерью женщины Хананеянки и десятью прокаженными. Есть такие эпизоды? Новая грань «чудодейственности» Сына-Бога должна найти отражение в Писании, через описание некой великой реликвии. Но, увы…
Иисус за время своей бренной жизни не выдал своим ученикам каких-либо платков, сандаликов, ложек или чашек. Любых других чудодейственных или целительных предметов. Почему? Можно было оставить сотни, если не тысячи волшебных кусочков чего угодно. Они бы путешествовали по миру, творя чудеса исцеления. Одним махом обращая в новую веру сотни тысяч язычников. Но нет, апостолам выдавался под прижизненное ответственное хранение (с ограниченными условия применения) … лишь Святой Дух:
«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; … возложат руки на больных, и они будут здоровы». (Марк)
Иисус, как человек образованный (а Его Отец — как сущность величайшей мудрости), мог с легкостью оставить несколько своих изображений. Хоть «апостолам-художникам» заказать, хоть в скале запечатлеть правильный образ Спасителя. Чтобы не кривиться потом две тысячи лет от убогих, корявых и откровенно пошлых фантазий. Почему не предусмотрел?
Как известно, сформировали Новый Завет 27 канонических книг. Обращаю внимание, даже намёка на описания внешности Христа там нет. Тем более, черт лица. Неизвестно, какого цвета кожа была. Почему нет упоминаний о внешнем виде Марии или апостолов, других учеников? Ответ: все внимание обращается на внутреннее «содержание» человека и учение Господа.
А вот Ветхий Завет содержит противоречивые описания Мессии. Он в одной версии должен быть прекрасен, в другой — полная обыденность, неотличимая от других:
«Ты прекраснее сынов человеческих … и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды». (Псалом 44).
«Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему». (Исход).
И самое загадочное… Почему в многочисленных письменных «свидетельствах» современников жизни Христа нет намека на образ? Апостолы, все «семьдесят проповедников», их ученики и ученики учеников… как в рот воды набрали. С чего такой заговор молчания? Уж не связан он с прямым запретом, который в Писании не раз и не два повторен?
Вы думаете, истинно верующие мыслители и отцы церкви не задумывались, как выглядел Спаситель? Я вас умоляю. В первые века шли такие богословские споры… дым коромыслом. Всё пришло к тому, что богословы-христиане согласились со злопыхателями (типа Цельса) — Иисус не являлся эталоном красоты. Климент Александрийский, Иустин Мученик, Тертуллиан… Все они крайне осторожно, но вполне определённо говорили: Христос был непривлекателен лицом.
Что за безобразие творится сегодня? Красивое лицо молодого мужчины с бородкой, с длинными волосами, разделёнными пробором. Вопрос главный — кто это придумал? Есть здравая версия одна: художники (когда иконопочитание было ересью) отталкивались от фрески из катакомбы, крупно изображающей лицо мужчины с нимбом и подписью альфа и омега «ΑΩ». Вот этой…
Более ранних попыток нарисовать лицо Христа (Альфа и Омега по Книге Откровения ассоциируются с Иисусом) — не найдено. Это IV век, кстати. И сложно ответить на вопрос, почему иконописцы оттолкнулись именно от этой фрески. На ней Иисус изображен далеко не привлекательным мужчиной с отрешённым взглядом. В катакомбной живописи Христос чаще изображался символически. Не зрелым мужем 33 лет от роду. А в виде доброго пастыря, безбородого юноши.
«Лик» Христа берет своё начало от появившихся у церкви святынь — убрусов или Туринской плащаницы? О ней впервые помянуто, кажется, в V веке. Но потом начинается камаринская пляска с источниками, вплоть до откровенной порнографии XIV века, простите. Когда образ Иисуса писали с прекраснейшего лицом, но распутного развратника Чезаре Борджиа, сына Папы Александра VI (1492-1503 гг.).
Как бы то ни было: на иконах везде лица разных людей. Это плоды фантазии художников на заданную тему, а не Лик Иисуса. Никаких канонических пропорций (если вдруг потерялись в глубине веков, а вдруг?). Разного размера глаза, рот, нос, борода, пропорции лица, цвет кожи и т.д. И главная проблема: Христа, Марию и апостолов чаще всего изображают светлокожими европейцами. Спросите любого историка… как выглядел доморощенный иудей в начале нового времени, крепко удивитесь. Даже к историкам не ходите. Взгляните на обитателей Израиля, по запросу «коренное население».
Рисовали Лик Богоматери Марии ранние христиане? Вранье. Изображали в катакомбах фрески только. Не её лик, а иллюстрацию библейской истории о волхвах, которые принесли дары родившемуся Мессии. Столь же невозможно найти того умника, который стал первоисточником образа Марии, столь традиционный сегодня.
И выводы…
Очень забавляют православные мантры на тему, из телика часто звучит: «Икона — это рисованное Евангелие». Зримая, понятная каждому, особенно необразованному и идущему к Богу — человеку. Проповедь о Господе в художественном исполнении. Угу… Проверяем.
«Икона», в переводе с греческого (εικών) — «образ, изображение». А слово «Евангелие» — с того же греческого означает (εύαγγέλιον) — «радостная весть, благая весть». И вот… картина маслом. Неофит, схваченный за ухо богомольной бабкой, или ражий мужик (под спудом жизненных неурядиц) — приходят в православный храм. Об Евангелии слыхом не слыхивают оба.
Теперь решите умодробительную задачку. Как тем набором крашенных дощечек получится объяснить «Радостную Весть»? Вот изображение женщины с младенцем, мужчины с продолговатым красивым лицом, каких-то старцев с нимбами… И всё. Это Радость? Это Весть? Какая к шайтану это иллюстрация, чего именно? Ах, без толкований тут не обойтись… А лучше, чтобы истории впечатались глубже — письменного комментария к этим изображениям.
Вот тут главный вопрос: какие именно «комментарии» читать рекомендуют? Священное Писание? Нет. Там ассоциаций не возникает с увиденным вообще, хоть тресни мозг. Дадут почитать то, что не несёт информации о Творце, Его Законе и Спасителе. Предложат стопок несколько. Сопутствующей факультативной литературы с «неимоверно глубоким духовным опытом святых людей».
Не спорю, изображения вполне могут служить наглядным пособием для иллюстрации истории, Библии — в том числе. Но когда «благая весть» уже донесена. Даже продемонстрированы зрительные образы к ней. Нужны после этого рисунки второй раз, одному и тому же человеку? Какое «евангелие» верующий получит от многократного просмотра одной доски (или десятка), тем более с чином очень одобряемого ползания на коленях и лобызания предмета?
Каждый новый «подход» приоткрывает что-то новое? Очень интересно, поделитесь в комментариях духовным опытом открытий… А проще можно путь начертить неофиту или истинно верующему? Чтобы Первоисточник почаще читал. Там даже для отбитого атеиста куча всего неизведанного каждый раз, что уж говорить для воцерковлённого христианина.
«Слово Божие живо и действенно». (Послание к Евреям)
И… закрывая (наверное) тему икон. Вопросы короткие. Бог не дал икон, запретил почитание любых своих изображений Ветхим Заветом. Оставил недосказанность (признаю, это спорный момент) в Новом, касательно Сына. Образовательный уровень общества тех дремучих лет представили себе? Ох, как бы с картинками ладней было! Но почему-то иудеям времен Ветхого Завета не нужны были иконы.
Как жили первые христиане и апостолы без икон? Ущербной, тайной, неполноценной духовной жизнью, так получается? Нет. Как все отцы церкви тех лет говорят: очень даже воодушевленно. С борьбой и верой. Силы неимоверной. Как-то она находилась для мученичества в амфитеатрах, проповедей под страхом страшной смерти. С обязательным местом в сердце: для жизни, счастья, общения с Богом, роста в Нем, понимания Его воли:
«От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия».
Обещанный Иисусом Дух Святой, научил апостолов всему, что было нужно. Без икон, предметов и мощей:
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Иоанн)
Вот и всё, что хотелось сказать. Атеистам, агностикам и верующим людям. С уважением. Первые христиане были Богом научены всему. Им был дан строжайший наказ не прибавлять ничего к полученному от апостолов. Даже под страхом анафемы запрет звучал.
Поэтому… если кто заикнется при вас о необходимости «чтить иконы» — вежливо попросите показать сноску на это указание в Библии. Ядовито-осторожно поинтересуйтесь… а не торговец ли перед вами. Или мошенник, убеждающий, что косточки, тряпочки и досочки нужны «некоторым верующим, чтобы ощущать себя ближе к небесным силам». Напомните при этом слова Иисуса, советы апостолов:
- «Блаженны невидевшие и уверовавшие».
- «Мы ходим верою, а не видением».
- «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».
- «Вера от слышания, а слышание от слова Божия»…
И т.д. … не грешите, одним словом...Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 16 мая 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1048
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: