Стена Кайманава: как политики запрещают историю
Стена Кайманава: как политики запрещают историю
Новая Зеландия – далёкое и редко упоминаемое в новостных сводках государство. Тихая и размеренная жизнь четырехмиллионной страны прельщает путешественников и людей, мечтающих сбежать от городской суеты и ежедневных проблем. Зеленые просторы далеких островов создают образ беспечного государства, живущего своей жизнью вдали от мировых потрясений. Всё это, конечно, обманчиво. Современные реалии минимизируют влияние огромных расстояний на быт людей. И всё же, при упоминании Новой Зеландии, в первую очередь, представляются бескрайние живописные пейзажи, а не политические интриги, влияющие не только на историю этого государства, но и на древнюю историю человечества...

Согласно общепринятой версии заселения Новой Зеландии, первыми её жителями были полинезийцы, добравшиеся до архипелага, ориентировочно, в XIII веке нашей эры. Столь позднее заселение делает территорию Новой Зеландии одной из самых недавних в историческом смысле земель, на которых впервые появился человек. Считается, что предки маори пришли с территории современной Индонезии, а позже разделились на несколько культур, включая народ мориори. Мориори, в отличие от маори, славились своей миролюбивостью, за что и поплатились, в том числе и от рук более воинственных маори. Последний чистокровный мориори скончался в 1933 году.


Мориори
Мориори

Весьма распространено было и людоедство в среде племен маори. Территория Новой Зеландии пестрила яркими локальными событиями и противостояниями и до 1642 года, когда архипелаг впервые посетили европейцы. Столетия влияния Старого Света на культуру островитян не прошли бесследно. Будучи доминионом Британской империи, территория Новой Зеландии испытала на себе все прелести колониализма.

Современный маори
Современный маори

При всех очевидных потерях от прибытия европейцев, маори не казались невинными жертвами. Да, болезни, стрелковое оружие, алкоголь и крысы стали причинами неумолимого сокращали населения островитян. Но и сами они не отказывались лишний раз вырезать соседние племена. Как например, после визита маорийского вождя Хонги Хика в Англию в 1820 году. По возвращению вождь продал все подарки английского короля Георга IV, закупил в Австралии ружья и вырезал 1500 человек из соседнего племени. Добавляя ко всему этому еще и свойственный островитянам каннибализм не как средство выживания, а скорее, как приятный ритуал в условиях изобилия белковой пищи, вряд ли можно проникнуться сочувствием к маори.

Воины маори
Воины маори

Несмотря на серьезные конфликты, связанные с перераспределением и конфискацией земель у маори, целый ряд проведенных реформ позволил к концу XIX века получить немалую политическую независимость в отношении внутренних процессов колонии и принять ряд важных и интересных законов, являвшихся уникальными не только внутри Британской империи, но и в мире. Стоит отметить, что в будущем результаты «новозеландских земельных войн» 1860-1870 годов станут, по-видимому, одним из главных факторов запрета властями Новой Зеландии древней истории архипелага. Но об этом чуть позже.

Современный маори
Современный маори

В 1977 году на территории Новой Зеландии начал свою работу, так называемый, «суд Вайтанги». Он признал угнетение коренного населения архипелага властями метрополии. И наделил маори «правом первородства». Политика британской короны признаёт факт того, что маори были первыми людьми, заселившими территорию Новой Зеландии, а последующее колониальное управление ущемляло и угнетало права маори, попутно лишая их земель и прочих свобод. В особенности рассматривались земельные потери маори по результатам «земельных войн» второй половины XIX века. С начала действия «суда Вайтанги» коренное население Новой Зеландии начало получать значительные компенсации и преференции.

Запомним это и ненадолго перейдём ненадолго к другой теме – возможному существованию древних каменных руин на Северном острове Новой Зеландии.


В центре острова Северный недалеко от озера Таупо располагается заповедный лес Кайманава, где в 90-х годах XX века туристами была найдена мегалитическая каменная кладка, покрытая слоем грунта. На первый взгляд, остатки стен очень напоминают те, что есть в Перу или на острове Пасхи.


Однако природа нередко любит поиграть с нашим воображением, и делать однозначных выводов в пользу искусственного происхождения каменной стены не следует.


Здесь нужно сделать оговорку и сказать, что никто из нашей команды на данном объекте не был, а делать выводы по фотографиям – дело весьма неблагодарное. Иногда, как, например, в случае с «боснийской пирамидой», горой Кайлас или горной Шорией наибольшую популярность получают фотографии с удобных ракурсов, на которых естественные образования внешне напоминают искусственную каменную кладку. Однако просмотр других ракурсов и личное посещение объектов развеивают версии искусственного происхождения. С Новой Зеландией дело обстоит сложнее по причине как удаленности этой страны, так и отсутствия в открытом доступе фотографий окружающего стену пространства. Впрочем, даже если бы они и были, вряд ли бы это сильно помогло. По-видимому, каменная «кладка» обнажилась в результате сильных дождей. И не случись они или находись "кладка" чуть глубже, так и была бы она по-прежнему скрыта грунтом.

Стена Кайманава
Стена Кайманава

В любом случае, общественность в Новой Зеландии обсуждает эту стену уже три десятилетия, а воз и ныне там. Есть сторонники как у искусственного происхождения объекта, так и у тех, кто считает его природным образованием. Причем, на стороне и тех, и других находятся и академические исследователи. В принципе, проверить происхождение стены несложно. Для этого нужно сделать раскоп и посмотреть принцип соединения каменных блоков, если он вообще есть, а видимые соединения не являются просто трещинами в породе, которые бывают довольно прямыми.


"Внутренности" стены Кайманава
"Внутренности" стены Кайманава

И вот тут мы подходим к самому интересному. В другой части острова Северный, в лесу Вайпуа, ведутся археологические раскопки. Однако в 1988 году все результаты полевых археологических работ в этом регионе были строго засекречены на 75 лет, то есть до 2063 года! Это произошло ещё до обнаружения стены Кайманава, но уже тогда вызвало серьезный резонанс в обществе. Правительство, хоть и пыталось оправдать как-то своё столь непопулярное решение, но по итогу, так и не изменило свою позицию.


Лес Вайпуа
Лес Вайпуа

Что же такого обнаружили археологи Новой Зеландии в лесу Вайпуа? Ответить однозначно невозможно по причине закрытости как мест раскопок, так и более-менее вразумительного упоминания о них. Однако, вряд ли подобный запрет появился на ровном месте. Но причина же должна быть? И тут как раз стоит вспомнить «суд Вайтанги» и компенсации коренному населению архипелага.


Лес Вайпуа
Лес Вайпуа

Дело в том, что любое фактическое подтверждение того, что маори не были первыми обитателями территории Новой Зеландии, ставит крест на любых экономических и политических притязаниях маори. А ведь на момент 2008 года маори уже получили более 900 миллионов долларов в качестве компенсаций за "земельные войны" XIX века, что немало, учитывая их немногочисленность. А опасаться действительно есть чего.


Лес Вайпуа
Лес Вайпуа

Ещё в первой трети XX века в школьной программе Новой Зеландии по истории маори утверждалось, что до их появления на архипелаге здесь уже жили другие полинезийские племена – мориори. Позже маори их вырезали, заодно определив в качестве одной из групп, отмежевавшихся от маори-первооткрывателей, позднее оформившихся в отличную от маори культуру. То есть, налицо явное переписывание истории в угоду политико-экономическим выгодам.

Лес Вайпуа
Лес Вайпуа

Учитывая, что в правительстве Новой Зеландии немало представителей как маори, так и их лоббистов, любые попытки признания заселения архипелага в домаорский период будут встречать ярое неприятие и противоборство. Поэтому, вероятнее всего, на территории леса Вайпуа было найдено нечто, ставящее под сомнение «первородности» маори на территории Новой Зеландии. По сообщению некоторых газет, речь может идти о руинах огромного каменного города, расположенного на площади до двух квадратных километров. И это при том, что сами маори не были замечены в масштабном каменном строительстве. Действительно это так или же подобная информация является лишь газетной уткой – на данный момент проверить невозможно. Однако в свете подобных событий стена Кайманава представляется ещё более интересным объектом.


Неудивительно, что официальные структуры Новой Зеландии не торопятся проводить серьезные археологические работы возле стены Кайманава. Закрыть её уже нельзя – информации, пусть и скудной, преимущественно в виде фотографий, по сети ходит немало. Закрытие этого объекта однозначно свидетельствовало бы в пользу его искусственного происхождения. А вот замалчивать – самое то. Бездействие в данном случае весьма выгодно и сохраняет статус-кво.


Пока же в прессе ходят различные версии происхождения стены, включая как то, что это дело рук первых поселенцев домаорийской Новой Зеландии, так и то, что это руины госпиталя, недостроенного в середине XX века. Впрочем, абсурдность последней версии слишком уж очевидна.

В конце концов, неважно даже, является ли стена Кайманава искусственной или естественной. Территория Северного острова Новой Зеландии – явный пример того, как древняя история запрещается без каких бы то ни было теорий заговора. Запрещается по вполне приземленным финансовым причинам, которые управляют многими обществами на нашей планете. А желание быть исключительными лишь усиливает это.

Можно порассуждать на тему того, что если всё-таки объект в Кайманаве окажется искусственным сооружением, то вряд ли его строителями были мориори. И внешнее сходства с культурой, построившей мегалиты острова Пасхи и Южной Америки действительно, можно уловить. Однако делать я этого не буду.


Аху Винапу. Остров Пасхи
Аху Винапу. Остров Пасхи

Аху Винапу. Остров Пасхи
Аху Винапу. Остров Пасхи

История переписывалась. История переписывается и будет переписываться до тех пор, пока во главе угла человеческих культур не встанет желание добиваться объективности в исследованиях, желания изучать историю в её максимально натуральном виде не только ради построения правдивой картины прошлого, но и для того, чтобы построить действительно великое будущее для человеческой цивилизации. Однако сиюминутные выгоды, будь то экономические, политические, религиозные по-прежнему вносят слишком много корректив в процесс изучения истории. И не стоит думать, что Новая Зеландия и маори стоят здесь особняком. Скорее наоборот, они хотя бы честны, если вообще данное слово в таком контексте уместно, со своими согражданами.

В качестве же заключения мне хочется привести цитату российского историка Андрея Юрьевича Низовского:


«Многие маори сегодня являются депутатами парламента, крупными предпринимателями, уважаемыми людьми с высшим образованием, и постоянно напоминать этим людям о том, что ещё недавно их дедушки ходили без штанов и кушали человеков, выглядит не вполне корректно. В угоду этой пресловутой «политкорректности» в сегодняшней Новой Зеландии язык маори объявлен вторым государственным (хотя на нём мало кто говорит), в среде «пакеха» культивируется постоянное чувство вины перед маори, «страдающим от постколониальной травмы», деятельность англиканских и католических миссионеров всячески принижается (хотя именно миссионеры несколько смягчили нравы туземцев, научили их носить одежду и мыть руки перед едой), гипертрофированные формы приобретает «возрождение» культуры и традиционного образа жизни маори — т. н.з. «маоританга» — которое выглядит скорее как навязывание этой культуры всем не-маори. В русле этой политики переписываются и школьные учебники».

Такая вот запретная тема истории...Автор: С. Дешевой
Источник: "Запретные Темы Истории"
Опубликовано 13 мая 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1186

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия