Какой год сейчас на самом деле? Зачем Петр I поменял летоисчисление?
Для реформаторской энергии Петра Первого не было мелочей и препятствий. Многие свои шаги царь совершал одномоментно и без оглядки на мнение общества.
Так внезапно 20 декабря 7208 года по тогдашнему исчислению Петр объявил, что меняет и календарь, и дату смены лет. И первого января для ошарашенных подданных империи неожиданно наступил не 7208 год, а 1700-й.
Почему Петр так внезапно поменял календарь?
Чем объясняется разница между двумя этими традициями летоисчисления?
Какой порядок «отсчета» является правильным?
Тайна летоисчислений
До сих пор загадкой для историков является вопрос: как вели отсчет лет древние русичи до принятия христианства?
Неизвестно даже — было ли вообще единое летоисчисление у восточных славян до Х века.
Лишь с принятием христианства и появлением первых летописей появилась некоторая ясность.
Древняя Русь приняла для себя византийский подход, где подсчет лет велся с даты «сотворения мира».
Откуда взялась «точка отсчета» для календарей?
Дата эта была абсолютно условной и фантастической. Ее чисто технически «вывели» религиозные хронологи на основе анализа библейских текстов. В Книге Бытия приводится генеалогия и продолжительность жизни первых патриархов, начиная от Адама, затем в Книге Судий и Книге Царств аналогично перечисляется время правления каждого главы израильского государства. Религиозный историк Евсевий Памфил по этим данным составил таблицу и вывел общую сумму лет от Адама до восстановления Иерусалимского храма.
А дальше в ход пошла вообще кабалистика. Основываясь на отрывке из книги пророка Даниила о том, что от восстановления Иерусалима «…до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины» было высчитано 7х(7+62) = 483. Оно имело сакральный смысл — божественную аналогию в форме мистического «корня» с числом 6 и разложения на половину числа Бога — 360 и числовой ряд 123, символизирующий начало.
Таким фантастическим образом было получено некое условное число лет — 5500, которое было принято как нулевой год - сотворение мира.
К реальной действительности эта дата не имела никакого отношения, история началась задолго до этого.
Но у отсчета «от сотворения мира» были и свои плюсы. Это была первая общеупотребительная хронология. К тому же в нее укладывались все известные тогда европейским историкам события, начиная с Древнего Египта.
Но позже появилась альтернативная версия. В Евангелиях упоминается, что Христос начал проповедовать в пятнадцатый год правления императора Тиберия, а было Иисусу примерно тридцать лет. На основе этого была выведена предположительная дата рождения Иисуса: ее объявили «нулевой».
Дата была не менее фантастической, так как при ее расчете использовали и условно установившийся народный праздник Благовещение плюс 9 месяцев беременности, и астрономические данные предположительной Вифлеемской звезды, и римские хроники, тоже не отличавшиеся точностью. Но новый вариант постепенно приняла католическая церковь.
Впервые так стал вести свою летопись папский архивариус Дионисий Малый, помечая хронологию «Anno Domini» — «лето господне», то есть год от условного рождения Иисуса.
У этой хронологии был «минус»: то есть годы до предполагаемого события обозначались в обратном порядке «до Рождества Христова». Зато ею можно было охватить любую древность, сколько бы новых фактов не открывалось историкам.
Постепенно установилась принципиальная разница: православная церковь считала «от сотворения мира», римско-католическая и большинство европейцев вслед за ней — «от рождества Христова».
Почему Петр меняет календарь?
У Петра были три основные причины для внезапной смены летоисчисления: европеизация, единообразие, светскость.
Во-первых, новый российский правитель был сторонником европеизации отечественной культуры. Одежда, этикет, правила — все менялось по западным образцам. Поэтому Петр вводит не только «европейский» календарь от Рождества Христова, но и переносит новый год.
До этого единого принципа определения даты нового года в России не было. В разные периоды истории датой нового года считали и 1 марта, и весеннее равноденствие 22 марта, и 14 сентября — окончание сбора урожая и т.п. Поэтому второй причиной для Петра было введение общего правила для определения начала календарного года.
В-третьих, не смотря на религиозный подтекст отсчета лет от Рождества Христова, этот календарь приобрел в Европе более широкий, светский характер. Так датировались книги, газеты, такой вариант проставлялся в официальных документах.
Естественно, резкая смена летоисчисления не могла пройти без разногласий и недовольства. Приближенная к Петру верхушка радостно приняла новый подход и связанные с ним новогодние праздники. Но церковные ортодоксы, особенно старообрядцы, были против перехода на «католический» календарь.Источник: "С другого угла"
Тайна летоисчислений
До сих пор загадкой для историков является вопрос: как вели отсчет лет древние русичи до принятия христианства?
Неизвестно даже — было ли вообще единое летоисчисление у восточных славян до Х века.
Лишь с принятием христианства и появлением первых летописей появилась некоторая ясность.
Древняя Русь приняла для себя византийский подход, где подсчет лет велся с даты «сотворения мира».
Откуда взялась «точка отсчета» для календарей?
Дата эта была абсолютно условной и фантастической. Ее чисто технически «вывели» религиозные хронологи на основе анализа библейских текстов. В Книге Бытия приводится генеалогия и продолжительность жизни первых патриархов, начиная от Адама, затем в Книге Судий и Книге Царств аналогично перечисляется время правления каждого главы израильского государства. Религиозный историк Евсевий Памфил по этим данным составил таблицу и вывел общую сумму лет от Адама до восстановления Иерусалимского храма.
Книга Царств
А дальше в ход пошла вообще кабалистика. Основываясь на отрывке из книги пророка Даниила о том, что от восстановления Иерусалима «…до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины» было высчитано 7х(7+62) = 483. Оно имело сакральный смысл — божественную аналогию в форме мистического «корня» с числом 6 и разложения на половину числа Бога — 360 и числовой ряд 123, символизирующий начало.
Таким фантастическим образом было получено некое условное число лет — 5500, которое было принято как нулевой год - сотворение мира.
К реальной действительности эта дата не имела никакого отношения, история началась задолго до этого.
Но у отсчета «от сотворения мира» были и свои плюсы. Это была первая общеупотребительная хронология. К тому же в нее укладывались все известные тогда европейским историкам события, начиная с Древнего Египта.
Но позже появилась альтернативная версия. В Евангелиях упоминается, что Христос начал проповедовать в пятнадцатый год правления императора Тиберия, а было Иисусу примерно тридцать лет. На основе этого была выведена предположительная дата рождения Иисуса: ее объявили «нулевой».
Дата была не менее фантастической, так как при ее расчете использовали и условно установившийся народный праздник Благовещение плюс 9 месяцев беременности, и астрономические данные предположительной Вифлеемской звезды, и римские хроники, тоже не отличавшиеся точностью. Но новый вариант постепенно приняла католическая церковь.
Впервые так стал вести свою летопись папский архивариус Дионисий Малый, помечая хронологию «Anno Domini» — «лето господне», то есть год от условного рождения Иисуса.
У этой хронологии был «минус»: то есть годы до предполагаемого события обозначались в обратном порядке «до Рождества Христова». Зато ею можно было охватить любую древность, сколько бы новых фактов не открывалось историкам.
Постепенно установилась принципиальная разница: православная церковь считала «от сотворения мира», римско-католическая и большинство европейцев вслед за ней — «от рождества Христова».
Почему Петр меняет календарь?
У Петра были три основные причины для внезапной смены летоисчисления: европеизация, единообразие, светскость.
Пётр I
Во-первых, новый российский правитель был сторонником европеизации отечественной культуры. Одежда, этикет, правила — все менялось по западным образцам. Поэтому Петр вводит не только «европейский» календарь от Рождества Христова, но и переносит новый год.
До этого единого принципа определения даты нового года в России не было. В разные периоды истории датой нового года считали и 1 марта, и весеннее равноденствие 22 марта, и 14 сентября — окончание сбора урожая и т.п. Поэтому второй причиной для Петра было введение общего правила для определения начала календарного года.
В-третьих, не смотря на религиозный подтекст отсчета лет от Рождества Христова, этот календарь приобрел в Европе более широкий, светский характер. Так датировались книги, газеты, такой вариант проставлялся в официальных документах.
Естественно, резкая смена летоисчисления не могла пройти без разногласий и недовольства. Приближенная к Петру верхушка радостно приняла новый подход и связанные с ним новогодние праздники. Но церковные ортодоксы, особенно старообрядцы, были против перехода на «католический» календарь.Источник: "С другого угла"
Опубликовано 11 мая 2021
Комментариев 0 | Прочтений 5150
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: