Вооруженная охрана Иисуса Христа... или «Легендарный Меч апостола Петра»
Помимо «Священного Копья Судьбы», в христианской мифологии есть не менее эпичное оружие. И куда более спорное, если речь идет о подлинности предмета. Но так или иначе — оно когда-то было, наверное. Поскольку благословлено упоминанием в самой главной книжке мировых чудес - Новом Завете. Итак, бежим к первоисточнику:
«…Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. … Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, — да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых ты Мне дал, Я не погубил никого. Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин. 18: 3–5,8–10).
Если позволите, в статье буду новозаветные события излагать с точки зрения разумного их осмысления. Без умодробительной фантастики и божия промысла, да простят меня истинно верующие...
Предыстория. Итак, Иисус Христос появился в Иерусалиме и устроил знатный переполох в том курятнике. Поскольку нес Благую Весть, талантливо проповедовал и ниспровергал, творил всякие непотребства чудеса, повергая в ужас официальные религиозные власти, погрязшие в коррупции и стяжательстве. Главный иудейский поп — первосвященник Каиафа, был главой Синедриона. То есть, предводителем религиозной шайки таких же мерзавцев, как и он сам. Доверием у честного еврейского люда этот шалман не пользовался, поскольку «прогнулся под римлян» и всячески давил народно-освободительное… что-то там.
Как показали первые дни официального визита Иисуса — он стал прямой угрозой финансовому благополучию Храма и Синедриона. Сдать его римлянам, как на этом настаивает Библия, попросив смертной казни проповедника у Пилата, — был немалый риск. Тот не жаловал Синедрион, откровенно презирал Каифу и вообще… был политиком тонким. Любил поиграть в «сдерживание и противовесы». Иисус сотоварищи был прекрасным способом прищемить хвосты первосвященникам. И хотя с уголовными и политическими римляне не особо церемонились, и приговоры утверждались наместником чуть ли не заочно… Но в случае с Христом данная практика была невозможна. У Пилата тоже были уши, он всячески приветствовал миротворческую риторику «раскольников».
Каифе и Синедриону ничего другого не оставалось: только по-тихому пристукнуть самозванца-ниспровергателя. Но и это было сделать не так уж просто. Во-первых, Иисус — был прирожденный конспиратор, имел широкую народную поддержку. И самое важное — немало сторонников в среде знатных и богатых иудеев. И… всюду ходил с вооруженной охраной. Причем не с какими-то там ножичками для потрошения рыбок. По крайней мере, один его апостол — был профессиональным воином. И был вооружен мечом. Как вы поняли — речь о Петре.
Ну и какой это рыбак? Сей персонаж в христианской мифологии — один из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа. Считается и называется Перво-Верховным Апостолом. У католиков назначен первым Папой Римским. Символически изображается с ключами от Рая, стражем которого и является. Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон. Был женат и продолжал рыбацкое дело отца вместе со своим братом Андреем. Встретив их, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» . Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Доклад окончен.
И тут сразу возникают очень ехидные вопросы к Евангелистам и иже с ними. Петр разгуливал по Иерусалиму с мечом. Данная смертоносная железяка — редкая привилегия в Иудее того времени. Ходить с оружием разрешено только римским гражданам — это их неотъемлемое право. Туземцам-евреям за ношение меча — мучительная смерть через распятие, как мятежникам. Даже храмовая стража Синедриона была вооружена только деревянными дубинками да кольями. Значит Петр — римский гражданин? Только так выходит. И за перевыполнение плана по добыче рыбных запасов — этот паспорт (буллу) не заслужить. Единственный «социальный лифт» для варвара, возможность получить заветное гражданство — это исключительные гражданские или военные заслуги перед Римом.
Самый очевидный способ: стать римским наемником во вспомогательных войсках легионов. Была тогда одна войнушка — некто Германик, племяш римского кесаря, воевал в Каппадокии и Армении. Как и положено, имел кучу вспомогательных отрядов. Набранных по месту: в Иудее, Ливане, Сирии, Африке. Именно там мог оказаться и Петр. Наемникам за особые воинские заслуги перед Римом выдавали награду — Крепостной венок или Гражданский венок. Именно эти головные уборы из лаврушки автоматически гарантировали гражданство. Получается тогда так. Петр был римским ветераном и геройским парнем. Нет, можно, конечно, предположить, что он был рабом и его освободил некий патриций. И дал паспорт. Или усыновил. Или апостол был изначально рожден от «граждан»… Но не верится что-то.
Копаем еще дальше. Наемники без гражданства из «местных варваров» никогда не попадали в пехотный строй классического римского Легиона. В те времена — абсолютно точно. Они служили в туземной кавалерии обычно. Или в легкой пехоте — стрелками да метателями всякой смертоносной пакости. И очевидно, у Петра на поясе красовался не короткий меч римского легионера — гладиус. А классический, длинный кавалерийский — спата. Впрочем, мог быть какой другой — но обязательно был «легальным оружием». Поскольку Петр сопроводил арестованного Иисуса в тюрьму Синедриона «с мечом в руках», чтобы удостовериться в его неприкосновенности. И уши рабам Каифы в саду лихо рубил.
Упертые в истинности евангельских описаний могут сказать: «Петр имел короткий меч и носил его под одеждой нелегально»... «Ага» три раза. Мог носить. Если он имел справку от психиатра с диагнозом: «суицидальная идеация», сиречь — «склонность к самоубийству». Человек в праздничном Иерусалиме, где на каждом шагу римские патрули, таскает с собой оружие? Под постоянным приглядом шпионов Синедриона и Пилата? Умереть хочет геройски на кресте? Не смешите, право слово. Петр носил меч открыто. И наверняка его на улице не раз останавливал римские солдаты и требовали буллу — знак о гражданстве. И Петр этот «римский паспорт» имел…
Что это за железяка? Простите за скепсис к правдивости всей этой глобальной истории, от начала и до конца (Ветхий и Новый Заветы), но что имеем, как говорится... Народ так считает, наученный пастухами, ага. Поэтому анализировать все-таки придется.
Во-первых, трудновато вообще себе представить: мог ли сохраниться до наших дней этот самый меч? Которым бравый апостол Петр отсек ухо Малха. И который описал его брат по апостольскому служению — некто евангелист Иоанн, непосредственный очевидец событий Гефсиманской ночи. Но… Как бы то ни было, существует одна историческая реликвия, которая претендует на великое звание «Священной Железяки». И называется недвусмысленно: Мечом святого Петра.
Раньше он хранился в кафедральном соборе польского города Познань. Сейчас Меч находится в музее Познанской архиепархии, а в соборе выставлена точная копия.
История меча прослеживается, без всяких фортелей Священного Копья и диких христианских баек — более чем на тысячу лет вглубь веков. Точно такой же возраст (если не больше) имеет архи-кафедральная базилика Святого Петра и Святого Павла в Познани. Это старейшая католическая кафедра польских земель. У кого будет возможность — обязательно посетите, есть на что глянуть помимо святой железяки.
Считается, что именно в Познани о 966 годе принял святое крещение князь Мешко (Мечислав) I из династии Пястов. Фактический основатель польского государства. В стенах кафедрального собора, в «Золотой часовне», и упокоился. Позже получил и соседа — своего сына Болеслава I Храброго. Об исторических памятниках, находящихся в стенах Познанского кафедрального собора, можно даже пару статей написать, ну очень богатый реликварий…
Но венцом всего — является древний меч св.Петра. Как он там очутился? Судя по хронике известного поляка Яна Длугоша в работе «Жизнеописание познанских епископов» от 1480 года — Меч святого Петра был подарен в 968 году папой Стефаном VII первому познанскому епископу Иордану:
Ну… Для начала первая ошибка: Длугош ошибается в имени дарителя. Папа Стефан VII в действительности умер еще в 931 году. А в 968 протирал папскую кафедру афронтом — Иоанн ХIII. Второе — это уже к дареному предмету относится. Его подлинность вызывала сомнения уже во времена Яна Длугоша: рассказывая о реликвии, летописец прямо говорит: «как считается». И даже больше — может быть, это даже не тот самый меч-оригинал. А «другой такой же, сделанный вместо этого».
Короче. В Познань скорее всего была прислана не сама реликвия. Ее копия или обычный реликвариум, заключавший в себе часть подлинного Меча. Таким «крафтом» Церковь обожала заниматься, кстати...
Проверка исходных данных. Хвала Тэнгри, что в других источниках сохранились упоминания и записи о таинственном мече, хранящемся в Познанском соборе. В 1699 году о нем поведал познанский архидьякон Залашовский. Мужчина явно располагал более детальной информацией о реликвии, нежели Ян Длугош:
О как. Архидьякон был уверен, что подлинной реликвией является не сам меч, а «часть меча святого Петра». Подозрения на «крафт» становятся более устойчивыми. Нечто «святое» было вмонтировано в меч-реликварий, подаренный папой епископу Иордану. Так или иначе, народ польский не заморачивал свои католические головы такими мыслями. На протяжении столетий Меч святого Петра выносили во время торжественных процессий. Выставляли для обозрения верующими. В 1721 году, когда традиция процессий с мечом прекратилась по понятным причинам (чума и Северная Война), его перенесли из собора в Дом Капитула на длительное хранение.
Первая научная работа о Мече св. Петра появилась в 1859 году за авторством каноника кафедрального капитула Яна Ябчинского. Но… как описательная. Ни пан Ян, ни другие поздние «аналитики» так и не пришли к однозначному мнению: подлинный это меч или поздняя копия. Скрафченая по образцу оригинала. Хотя сразу возникает логичный вопрос — этот каким таким макаром Церковь умудрилась профукать столь ценный артефакт? В какие такие лихие времена? Или его бывший владелец забрал, поскольку связкой ключей Врата Рая оборонять не шибко сподручно? Ответов нет. Ватикан молчит как белорусский партизан на допросе, оригинала Меча в своих подвалах — не мает, проверено…
Кстати, пора к самой Святой Железяке обратиться. Когда ее первый раз увидел на экскурсии в Познанском кафедральном Соборе — сразу скептически зачесал всё, что может зудеть у интеллигентного человека с немалым историческим самообразованием. Форма меча не обычна от слова «совсем». Сами посмотрите: клинок странной веслообразной формы, откован из одной полосы железа. Не меч, а мачете (именно так сказал мой дружок на экскурсии). Длина меча сейчас составляет 70,2 см. В первозданном виде был длиннее сантиметра два, их поела коррозия. Рукоять защищена просто исполненной крестовиной, служащей дополнением к клинку.
Долго пытался добиться правды у «оружейных исследований» и реконов современных. Однозначного ответа не получил. Но лично уверен: это всё что угодно, только не боевая железяка времен I века. Типология и техника изготовления Меча абсолютно не характерна для восточных провинций Римской империи. Датировка может лежать в диапазоне от X века до 1-й четверти XIV столетия. Поскольку «петров инструмент» как две капли похож на типичный «фальшион» — причем английского или венецианского производства.
Этой железякой поголовно вооружались знаменитые стрелки-йомены, Робин Гуды доморощенные... И венецианские и прочие средиземноморские моряки. Хотя…могу и ошибаться. Кто «шарит» — укажите на истину. Хотя верю в такие чудеса с трудом. Уж слишком много чернил пролилось за полтораста лет, и никто не смог доказательно версию «меча — современника Христа» обосновать.Источник: "Исторические наперстки"
Предыстория. Итак, Иисус Христос появился в Иерусалиме и устроил знатный переполох в том курятнике. Поскольку нес Благую Весть, талантливо проповедовал и ниспровергал, творил всякие непотребства чудеса, повергая в ужас официальные религиозные власти, погрязшие в коррупции и стяжательстве. Главный иудейский поп — первосвященник Каиафа, был главой Синедриона. То есть, предводителем религиозной шайки таких же мерзавцев, как и он сам. Доверием у честного еврейского люда этот шалман не пользовался, поскольку «прогнулся под римлян» и всячески давил народно-освободительное… что-то там.
Христос перед судом Синедриона
Как показали первые дни официального визита Иисуса — он стал прямой угрозой финансовому благополучию Храма и Синедриона. Сдать его римлянам, как на этом настаивает Библия, попросив смертной казни проповедника у Пилата, — был немалый риск. Тот не жаловал Синедрион, откровенно презирал Каифу и вообще… был политиком тонким. Любил поиграть в «сдерживание и противовесы». Иисус сотоварищи был прекрасным способом прищемить хвосты первосвященникам. И хотя с уголовными и политическими римляне не особо церемонились, и приговоры утверждались наместником чуть ли не заочно… Но в случае с Христом данная практика была невозможна. У Пилата тоже были уши, он всячески приветствовал миротворческую риторику «раскольников».
Каифе и Синедриону ничего другого не оставалось: только по-тихому пристукнуть самозванца-ниспровергателя. Но и это было сделать не так уж просто. Во-первых, Иисус — был прирожденный конспиратор, имел широкую народную поддержку. И самое важное — немало сторонников в среде знатных и богатых иудеев. И… всюду ходил с вооруженной охраной. Причем не с какими-то там ножичками для потрошения рыбок. По крайней мере, один его апостол — был профессиональным воином. И был вооружен мечом. Как вы поняли — речь о Петре.
«Тайная вечеря» Леонардо. Единственный, кто вооружен, хоть и ножом - Петр
Ну и какой это рыбак? Сей персонаж в христианской мифологии — один из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа. Считается и называется Перво-Верховным Апостолом. У католиков назначен первым Папой Римским. Символически изображается с ключами от Рая, стражем которого и является. Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон. Был женат и продолжал рыбацкое дело отца вместе со своим братом Андреем. Встретив их, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» . Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Доклад окончен.
И тут сразу возникают очень ехидные вопросы к Евангелистам и иже с ними. Петр разгуливал по Иерусалиму с мечом. Данная смертоносная железяка — редкая привилегия в Иудее того времени. Ходить с оружием разрешено только римским гражданам — это их неотъемлемое право. Туземцам-евреям за ношение меча — мучительная смерть через распятие, как мятежникам. Даже храмовая стража Синедриона была вооружена только деревянными дубинками да кольями. Значит Петр — римский гражданин? Только так выходит. И за перевыполнение плана по добыче рыбных запасов — этот паспорт (буллу) не заслужить. Единственный «социальный лифт» для варвара, возможность получить заветное гражданство — это исключительные гражданские или военные заслуги перед Римом.
Самый очевидный способ: стать римским наемником во вспомогательных войсках легионов. Была тогда одна войнушка — некто Германик, племяш римского кесаря, воевал в Каппадокии и Армении. Как и положено, имел кучу вспомогательных отрядов. Набранных по месту: в Иудее, Ливане, Сирии, Африке. Именно там мог оказаться и Петр. Наемникам за особые воинские заслуги перед Римом выдавали награду — Крепостной венок или Гражданский венок. Именно эти головные уборы из лаврушки автоматически гарантировали гражданство. Получается тогда так. Петр был римским ветераном и геройским парнем. Нет, можно, конечно, предположить, что он был рабом и его освободил некий патриций. И дал паспорт. Или усыновил. Или апостол был изначально рожден от «граждан»… Но не верится что-то.
Вспомогательные «восточные войска» древнего Рима
Копаем еще дальше. Наемники без гражданства из «местных варваров» никогда не попадали в пехотный строй классического римского Легиона. В те времена — абсолютно точно. Они служили в туземной кавалерии обычно. Или в легкой пехоте — стрелками да метателями всякой смертоносной пакости. И очевидно, у Петра на поясе красовался не короткий меч римского легионера — гладиус. А классический, длинный кавалерийский — спата. Впрочем, мог быть какой другой — но обязательно был «легальным оружием». Поскольку Петр сопроводил арестованного Иисуса в тюрьму Синедриона «с мечом в руках», чтобы удостовериться в его неприкосновенности. И уши рабам Каифы в саду лихо рубил.
Упертые в истинности евангельских описаний могут сказать: «Петр имел короткий меч и носил его под одеждой нелегально»... «Ага» три раза. Мог носить. Если он имел справку от психиатра с диагнозом: «суицидальная идеация», сиречь — «склонность к самоубийству». Человек в праздничном Иерусалиме, где на каждом шагу римские патрули, таскает с собой оружие? Под постоянным приглядом шпионов Синедриона и Пилата? Умереть хочет геройски на кресте? Не смешите, право слово. Петр носил меч открыто. И наверняка его на улице не раз останавливал римские солдаты и требовали буллу — знак о гражданстве. И Петр этот «римский паспорт» имел…
Самый «дешманский вариант» буллы-амулета. Обычно их старались делать из драгметаллов
Что это за железяка? Простите за скепсис к правдивости всей этой глобальной истории, от начала и до конца (Ветхий и Новый Заветы), но что имеем, как говорится... Народ так считает, наученный пастухами, ага. Поэтому анализировать все-таки придется.
Во-первых, трудновато вообще себе представить: мог ли сохраниться до наших дней этот самый меч? Которым бравый апостол Петр отсек ухо Малха. И который описал его брат по апостольскому служению — некто евангелист Иоанн, непосредственный очевидец событий Гефсиманской ночи. Но… Как бы то ни было, существует одна историческая реликвия, которая претендует на великое звание «Священной Железяки». И называется недвусмысленно: Мечом святого Петра.
Раньше он хранился в кафедральном соборе польского города Познань. Сейчас Меч находится в музее Познанской архиепархии, а в соборе выставлена точная копия.
Место хранения оригинала Меча - Национальный Музей Познани
История меча прослеживается, без всяких фортелей Священного Копья и диких христианских баек — более чем на тысячу лет вглубь веков. Точно такой же возраст (если не больше) имеет архи-кафедральная базилика Святого Петра и Святого Павла в Познани. Это старейшая католическая кафедра польских земель. У кого будет возможность — обязательно посетите, есть на что глянуть помимо святой железяки.
Считается, что именно в Познани о 966 годе принял святое крещение князь Мешко (Мечислав) I из династии Пястов. Фактический основатель польского государства. В стенах кафедрального собора, в «Золотой часовне», и упокоился. Позже получил и соседа — своего сына Болеслава I Храброго. Об исторических памятниках, находящихся в стенах Познанского кафедрального собора, можно даже пару статей написать, ну очень богатый реликварий…
Но венцом всего — является древний меч св.Петра. Как он там очутился? Судя по хронике известного поляка Яна Длугоша в работе «Жизнеописание познанских епископов» от 1480 года — Меч святого Петра был подарен в 968 году папой Стефаном VII первому познанскому епископу Иордану:
«Папа Стефан VII, отправляя епископа Иордана к проживающему в Познани князю Мечиславу, чтобы вступление его на Познанскую кафедру тем приятнее сделать духовенству и люду, дал ему меч, которым, как считается, святой Петр отсек в Гефсиманском саду ухо Малху, слуге первосвященника, или другой такой же, сделанный вместо этого и благословленный; и то в память славного дела апостола».
Ян Длугош за работой
Ну… Для начала первая ошибка: Длугош ошибается в имени дарителя. Папа Стефан VII в действительности умер еще в 931 году. А в 968 протирал папскую кафедру афронтом — Иоанн ХIII. Второе — это уже к дареному предмету относится. Его подлинность вызывала сомнения уже во времена Яна Длугоша: рассказывая о реликвии, летописец прямо говорит: «как считается». И даже больше — может быть, это даже не тот самый меч-оригинал. А «другой такой же, сделанный вместо этого».
Короче. В Познань скорее всего была прислана не сама реликвия. Ее копия или обычный реликвариум, заключавший в себе часть подлинного Меча. Таким «крафтом» Церковь обожала заниматься, кстати...
Проверка исходных данных. Хвала Тэнгри, что в других источниках сохранились упоминания и записи о таинственном мече, хранящемся в Познанском соборе. В 1699 году о нем поведал познанский архидьякон Залашовский. Мужчина явно располагал более детальной информацией о реликвии, нежели Ян Длугош:
«В ризнице Кафедрального собора хранится часть меча святого Петра апостола, принесенная в Познань Иорданом, первым познанским епископом, которая на некоторое время для обозрения верными выставляема бывает».
Вахтер Рая - св. Петр
О как. Архидьякон был уверен, что подлинной реликвией является не сам меч, а «часть меча святого Петра». Подозрения на «крафт» становятся более устойчивыми. Нечто «святое» было вмонтировано в меч-реликварий, подаренный папой епископу Иордану. Так или иначе, народ польский не заморачивал свои католические головы такими мыслями. На протяжении столетий Меч святого Петра выносили во время торжественных процессий. Выставляли для обозрения верующими. В 1721 году, когда традиция процессий с мечом прекратилась по понятным причинам (чума и Северная Война), его перенесли из собора в Дом Капитула на длительное хранение.
Первая научная работа о Мече св. Петра появилась в 1859 году за авторством каноника кафедрального капитула Яна Ябчинского. Но… как описательная. Ни пан Ян, ни другие поздние «аналитики» так и не пришли к однозначному мнению: подлинный это меч или поздняя копия. Скрафченая по образцу оригинала. Хотя сразу возникает логичный вопрос — этот каким таким макаром Церковь умудрилась профукать столь ценный артефакт? В какие такие лихие времена? Или его бывший владелец забрал, поскольку связкой ключей Врата Рая оборонять не шибко сподручно? Ответов нет. Ватикан молчит как белорусский партизан на допросе, оригинала Меча в своих подвалах — не мает, проверено…
Так выглядит Меч св.Петра сейчас
Кстати, пора к самой Святой Железяке обратиться. Когда ее первый раз увидел на экскурсии в Познанском кафедральном Соборе — сразу скептически зачесал всё, что может зудеть у интеллигентного человека с немалым историческим самообразованием. Форма меча не обычна от слова «совсем». Сами посмотрите: клинок странной веслообразной формы, откован из одной полосы железа. Не меч, а мачете (именно так сказал мой дружок на экскурсии). Длина меча сейчас составляет 70,2 см. В первозданном виде был длиннее сантиметра два, их поела коррозия. Рукоять защищена просто исполненной крестовиной, служащей дополнением к клинку.
Долго пытался добиться правды у «оружейных исследований» и реконов современных. Однозначного ответа не получил. Но лично уверен: это всё что угодно, только не боевая железяка времен I века. Типология и техника изготовления Меча абсолютно не характерна для восточных провинций Римской империи. Датировка может лежать в диапазоне от X века до 1-й четверти XIV столетия. Поскольку «петров инструмент» как две капли похож на типичный «фальшион» — причем английского или венецианского производства.
Этой железякой поголовно вооружались знаменитые стрелки-йомены, Робин Гуды доморощенные... И венецианские и прочие средиземноморские моряки. Хотя…могу и ошибаться. Кто «шарит» — укажите на истину. Хотя верю в такие чудеса с трудом. Уж слишком много чернил пролилось за полтораста лет, и никто не смог доказательно версию «меча — современника Христа» обосновать.Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 20 марта 2021
Комментариев 0 | Прочтений 2489
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: