Бродят по Руси "коркодилы" да лютые звери: занимательная зоология русских летописей
Бродят по Руси "коркодилы" да лютые звери: занимательная зоология русских летописей
Что наша земля полна чудесами, сомнений нет. Но вот с флорой и фауной не везло всегда. Очень средненько, серо, обыденно. Хоть и душевно. Особенно березки, с бродящими вокруг мишками. Но вот… давным-давно, например, во Второй Новгородской (архивной) Летописи описываются очень будоражащие воображения случаи. Есть странная запись за 1581 год...

«В лето 7090. Поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютые звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша...»

О как. Тема, может и изъезженная для статьи, но сайт с историческим уклоном, обязан отметиться. Свой «наперсток» опрокинуть за богатство родной природы. Распутать эту нелепицу (на первый взгляд). С одной стороны, что тут думать: какие могут быть «коркодили-крокодилы» в северных русских реках? Сомы, водяные да щуки. А в пергаментах монастырских: только подделки, приписки, изъятые целые эпохи, ага. Списать эпизод на меды стоялые, что летописцу в корчме поднесли накануне? Можно, но не хочется. Пытливый ум исследователя должен искать скрытые смыслы, аллегории…

Самый вкусный комментарий этого летописного сообщения… пристегивайтесь. Таким замысловатым художественным приемом было подчеркнуто внутриполитическое «нестроение» в нашей земле. В православной Руси всё смешалось, Божий мир пошатнулся тем годом. Породил неведомых допрежь монстров в умах христиан. Не от браг и медов, а как предвестие… убийства Иваном Грозным своего сына. Вот такое объяснение. Умный человек писал, на секундочку. Глубоко погруженный в аллегорические смыслы русской Церкви.

Если вы думаете, что случай единичный, — три раза «ага». Через семь лет, в 1589 году, некто Джером Горсей (агент английской торговой компании) едет на работу. В Москву, где неплохо пристроился. Путь лежит через Польшу, а там такое…

«Выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иностранцу, что чудесно поправился». (Джером Горсей «Записки о России)


Джером Горсей (Иллюстрация из открыты...
Джером Горсей (Иллюстрация из открытых источников)

Не будь сообщения Новгородской Летописи, данный опус стоило откувыркать историку-психиатру. Чтобы поразмыслил, что такое мог нюхать англ Горсей. За сотни лет до изобретения чудодейственных запрещенных порошков. Однако, чтобы быть справедливым, стоит вспомнить место, где дохлого рептилоида Джером видел. Неподалеку от Кракова дело было, на реке Висле. А у поляков существует легенда основания города. Под холмом Вавель жил змей, пожиравший людей. Этого змея убил богатырь Крак, на освободившемся месте построив одноименный град.

Еще есть нечто странное, в вопросе зоологии русских хищных рептилий. За семьдесят лет до Джерома, очень странное животное описал Сигизмунд Герберштейн, австрийский посол к царю Ивану III. Гостил сей паршивец у нас в 1517 и 1526 годах. Из его описаний Литвы:

«Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом, имеющих не более трех пядей в длину и называемых Гивоитами; именно в положенные дни они очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище, до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место». (Герберштейн С. «Записки о московских делах»)

Что делали литовцы-язычники, широко известно. Культ ползучих гадов даже веком позже никто не отменял в тех широтах, попы плевались на раскормленных домашних ужей хитрой паствы. Небольшие животные 50-70 см длиной, с короткими лапами — это уже интереснее… Реликты какие-то? Мини-крокодилы? Другие виды пресмыкающихся?


Хотя можно копнуть аллегории, применительно к тем землям. Поклонение Ящеру, общеславянскому божеству. Можно поискать у соседей балтов: полян Польши, псковских кривичей, поильменских словен. Есть сообщения о веровании там в … Мирового Змея. Предшественника Ящера. Вспомнить нужно наставления монастырские и епископские. Как они рекомендовали бороться с язычеством «гадов». Называемых, кстати — крокодилами.

Бесстрастна археология. Непонятных скелетов рептилий не обнаружила, но отмечает: в Новгородской и Псковской областях слишком много изображений ящеров. На стропилах домов, вёслах, шаманских бляхах, ручках ковшей. Очень реалистичные существа с вытянутой мордой и огромной зубастой пастью. Копии мозазавров из реконструкций палеонтологов. Языческие культы, вот ответ сей науки.

В XI век отправимся, 1068 год. «Беседа Григория Богослова об испытании града». Там есть раздел, посвященный рыболовству. В увязке с богомерзкими языческими обрядами. Там «некто» приносит благодарственную жертву (за добрый улов) … «богу-зверю»:

«…реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».

Ничего не понятно. Но с осторожностью можно провести аналогию с Индрик-зверем, Всем зверям Отцу, очень схожие ритуалы. Этнограф Афанасьев тоже оставил интересную запись:

«Крестьяне покупают миром лошадь, три дня ее откармливают хлебом, потом надевают ей на шею два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь».


Лошадь? Что за аппетиты у этого водяного… Зимой, в самое голодное время его кормят. А летом «подводного царя» на диете держат, что объяснимо. По рассказам местных и суеверных поильмецев, он действительно перекрывал иногда «водный путь», как Новгородская Летопись сообщала. Нападая на плывущих рыбаков и купцов, топя и переворачивая лодки. Останки людей не находили. Хотя… с тамошними раками, дело нехитрое.

Поедем опять к крокодильему вольеру. 1200 год, Галицко-Волынская летопись очень-очень странно хвалит Романа Галицкого (за такое на дыбу, ага). В описании неимоверных воинских качеств Рюриковича применен такой прием:

«Сердит же бысть яко рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их, яко и орел, храбр бо бе яко и тур».

Сомнительно, что летописец видел такую тварь. Поостерегся бы про любимого князя такое придумывать. Но смысл понятен. Монастырские чернильные души явно слышали о подобных рептилиях, Византия под боком. Там не такое в Константинополе водилось. В дар Базилевсам привезенное…

Дальше собираем фактуру и слухи

Очень толковый комментатор язычества Древней Руси, академик Рыбаков считал: запись о появлении крокодилов в Новгородской земле — документальна. По очень многим признакам. Может быть истолкована… как «реальное нашествие речных ящеров». Видимо писано это было под впечатлением одной находки:

«Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Гусли представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки ящерят».


Символизм был расшифрован так. На оборотной стороне инструмента были изображены лев и птица. Первый обозначал Землю, вторая — Небо. Ящер символизировал подводный мир (загробный). Сюда же маститый академик подверстал легенду «О Садко», одну из самых древних в Новгородских землях.

Самые старинные версии былины не знают его, как путешественника. Садко приходит с гуслями на берега озер и рек, играет «водяному царю». Тот выходит (лично) из расступающихся вод, обещает регулярный богатый улов, выдает в пользование золотую рыбку. Для того, чтобы музыкант мог победить в споре с купцами.

Можно было бы похихикать над академиком Рыбаковым, но позже этнографы очень точно очертили территорию, где именно такая версия сказки часто встречалась. Озеро Ильмень, что у истока Волхова. И почти весь западный берег реки. Археологи в 1952 году там раскопали языческое капище, легендарную Перынь. Рыбаков безапелляционно заявил: это святилище «коркодила».

И предложил изучить интересное чтиво: «Книга, глаголемая летописец великий земли Российская…». Там описаны мифические события самой древней славянской истории, связанной с великим князем Словеном:

«Большой же сын Словена был бесоугодник и своими бесовскими ухищрениями превращался в лютого зверя крокодила, залегал в реке Волхове путь водный и непокоряющихся ему пожирал, которых опрокидывал и топил».


Живое божество?

Очень вкусная идея. Много чего объяснить может, если «наперстки» пару раз наполнить. Почитаем еще Рыбакова:

«…славянский Ящер, женившийся на утопленной девушке, соответствует Аиду, богу подземного мира, супругу Персефоны. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно-подводных сил, содействующих плодородию, т.е. Ящеру, Аиду, Посейдону».

Святилища Ящера стали искать подле болот, на берегах рек и озер, заново переосмысливать археологию языческих капищ. Версия Рыбакова получила право на жизнь. Но возникла проблема. А не Перуну ли поклонялись в них, ведь именно на этом идоле монахи зациклены были. Ящера поминают только недалеко от Новгорода. Именно там, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. Древнерусский летописец называет Ящера «князем Волхова», «богом Волхова», перекрывающим водный путь. Не поклоняющихся ему он жрёт в три горла, иных топит. Чтобы задобрить лютое божество, ему кидали черных кур, а также молодых девушек.

Оставлю за скобками долгий и научный спор исследователей новгородских Летописей, зафиксирую лишь результат. Действительно, монахи-переписчики поздних лет не слышали о культе поклонения Ящеру. Перепутали что только можно, объединив гибель этого культа с описаниями борьбы с язычеством Перуна. Ситуация прояснилась, когда в оборот ввели знаменитый «Цветник» 1665 года, Рукопись Синодальной библиотеки. Там вот что писано:

«О сем окаянном чародеи и волхве — яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтании бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег против волховного оного городка, иже ныне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою.
И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех убо днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово. И могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы тоя стоит не наполняйся».

Бестиарий славян, изображение на котле
Бестиарий славян, изображение на котле

Перевожу. Загадочный «крокодил» был удавлен в реке, волшебной силой его унесло… вверх по течению Волхова. Выбросило на берег у подножья Перыни, священного капища-городка. Который был построен этим же существом для языческих ритуалов. Обитал же «бог Волхова» где-то в реке, ниже Новгорода («Словенска Великого»). Похоронили его с «тризной поганской» в этом святилище. Очень осторожно научный мир кивает. Да, так должны были хоронить… живое существо. А не деревянные идолы свергнутых славянских и балтских богов. Аут. Но это еще не всё.

Опять внимательно читая

сообщение Новгородской Летописи, нужно отметить построение нужной нам фразы: «изыдоша коркодили лютые звери из реки». Оставив в покое рептилий, предлагаю подумать над синонимом — «лютые звери». Часто ведь употребляется термин в источниках. Всегда без видового названия. Понимается автоматически как нечто эмоциональное, описательное, обобщенное. А мог быть «лютый зверь» — конкретным животным? Нам неизвестным, но хорошо знакомым на древней Руси и в Московии?

Вводим критерии поиска. Существо … явно хищник, способно напасть (и одолеть) на людей. Зверь лют, свиреп, беспощаден. Чуть Владимира Мономаха не сожрал. Тот в своем «Поучении» прямо написал, описывая свои княжеские охоты:

«Лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже».


Эта гадина идет в перечне агрессивных, но знакомых нам животных. Великий Князь руками ловит диких лошадей; туры, олени и лоси его всячески забодать пытаются и стоптать; медведь прокусил потник седла, вепрь отрывает меч с поясом. А какой-то «лютый зверь» сносит богатыря-князя вместе с конем… Что за диковина?

Академики бают — это рысь. Сомнительно. Невеликая весом кошка так не нападает, она на голову и плечи с ветки спрыгивает. На конного — никогда, дед так говорил. А чтобы две туши уронить, человеческую и лошадиную… не подходит, в топку. Странная атака очень — «на бедры скочил». Кто в хищной зоологии силен, милости прошу с комментариями.

Выводы

Которых не будет. Все умозрительные конструкты разбиваются. Ввиду отсутствия окаменелостей скелетов рептилий. Достаточно крупных, чтобы держать в ужасе новгородские земли. И любые другие. Можно читать что угодно, предлагать художественный нарратив богатый (легенды, записи путешественников, миниатюры, рисунки, скульптуры, барельефы, иллюстрации). Но… Без косточек дело никуда не двинется.

А ведь так близки мы были к разгадке великой тайны. Во времена европца Петра Первого Алексеевича, пациент насмотрелся в заморских кунсткамерах различных диковин. Решил свою организовать, разослал Указ соответствующий: собирать различных «уродов и монстров». Кто ослушается, тому кнутов и вон с должности. Некий ретивый земский комиссар Василий Штыков доложил:

«Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийскорго Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных, и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»

Что было отправлено — тайна, «змий-монстр» потерялся. Как вариант, был использован в качестве закуски коррупционно настроенной солдатней, вскрывшей тайком бочку с «двойным крепким вином». А крокодилы… Могли они случайно оказаться в водах рек северных? Вполне. Если потерпело аварию судно-перевозчик. Огромных же осетров и белуг веками перевозили в специальных трюмах, живыми куда угодно доставляли по России. Вот и тут… зоопарк вдруг утонул какой, ага...Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 12 марта 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1984

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия