На гравюрах Пиранези следы глобальной катастрофы? О чём нам расскажет вилла в Тиволи и при чём здесь масоны?
На гравюрах Пиранези следы глобальной катастрофы? О чём нам расскажет вилла в Тиволи и при чём здесь масоны?
Для начала давайте посмотрим на гравюру итальянского археолога, архитектора, художника и исследователя римских ценностей, которая называется "Вид на виллу Тиволи" (Вилла д’Эсте), создана она в 1778 году...

На ней мы видим одну из самых знаменитых итальянских вилл XVI века, которая изображена в плачевном состоянии. Фонтан без воды, кругом раскиданы какие-то камни или обломки окружающих строений, стены и бордюры повреждены, парк опустошён. Вдали на аллее мы видим людей. Создаётся впечатление, что они наводят порядок, убирают территорию. Что послужило причиной произошедшего? На этот вопрос постараюсь ответить позже, а пока вернёмся к самому мастеру гравюры.


Данное изображение создано Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) - единственного в своём роде художника, составившего полную картину античных памятников, обнаруженных в его время. Он родился в семье каменотёса. Что для нас является важной деталью. Получил отличное языковое образование, постигал основы архитектуры в Венеции. А в 1740 году переезжает в Рим и начинает работать чертёжником у венецианского посла при Папе Римском Бенедикте XIV, продолжает обучаться, гравюре и перспективе. А вскоре открывает собственную мастерскую. До самой смерти живёт в Риме, посвятив себя памятникам древности.








Основной его работой стало многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности». В предисловии к данному сборнику Пиранези говорит о том, что ему было невыносимо наблюдать за тем, как множество останков античных сооружений Рима и памятников древности, что были разбросаны повсеместно на обрабатываемых землях, исчезали из-за ущерба, наносимого временем и владельцами земель, как их растаскивали для строительства новых зданий. Именно поэтому, он решил сохранить эту память посредством гравюр. Это указывает на то, что мастер в данных работах пытался детально изобразить городские пейзажи. Давайте посмотрим на них.








А теперь вернёмся к нашей вилле д’Эсте. Вот что о ней говорится в официальных источниках:

"Назначенный папой Юлием III губернатором Тиволи в 1550 году, кардинал Ипполито II д’Эсте (сын Лукреции Борджиа) задумал разбить парк на крутом склоне у дворца. Проект создания парка между церковью Святого Петра и средневековыми стенами окончательно оформился к 1560 году. Автор проекта — архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с 1550 осуществлявший раскопки на вилле Адриана."

И так, на данном месте уже стоят различные сооружения, вилла Адриана (подробнее можно ознакомиться здесь), средневековые стены и дворец. Кстати, в дворец был переделан бывший бенедиктинский монастырь IX века (более подробной информации о нём я не нашёл).


В начале XVII века кардинал Алессандро приступает к обновлению парка. Работы по обновлению продолжаются вплоть до 1670 года. Таким образом, мы понимаем, что на протяжении XVII века парк облагораживают, за сооружениями и строениями следят и ухаживают. Но вдруг (об этом периоде я не нашёл абсолютно никакой информации), на рубеже XVII-XVIII веков что-то происходит и вилла переживает длительный период запустения. Собственно, что мы и видим на гравюре Пиранези. А с учётом предыдущих гравюр мастера из его многотомного издания, напрашивается вывод, что "это что-то" носило глобальный характер. Но так как сам мастер родился в 1720 году, то не успел застать тех событий, зато максимально детально зафиксировал их последствия.


"Подожди, автор, не так всё просто!" — скажет кто-то. И будет прав. Дело в том, что у Джованни Баттиста есть ещё одна знаменитая серия офортов, которая называется «Фантастические изображения тюрем» и являются полностью плодом воображения художника (по крайней мере, так заявляют официальные источники). Рассмотрим эти работы. Огромные помещения с арочными сводами, цепи, решётки, орудия пыток, великаны и карлики — действительно, ничего общего с нашей реальностью.






А теперь посмотрим на его работу «Марсово поле». Мастер пытался воссоздать облик старого Рима с его античными постройками. При чём он делал карты отдельных районов Марсова поля изображающие разные исторические периоды Древнего Рима: времени Ромула, Тарквиниев, первых консулов, эпохи Августа. Пиранези исключил из своих работ вмешательство архитекторов других эпох, сделав акцент на античности. Или...


И вот здесь вспомним, о том, что он родился в семье каменотёса, получил отличное образование, работал под руководством лучших мастеров, переехал в Рим, получил заказ от папы Климент XIII на постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано, работал над оформлением площади Кавальери-ди-Мальта (резиденции Мальтийского ордена) с эффектными стелами и обелисками на Авентинском холме в Риме, перестраивал церковь Санта-Мария дель Приорато (Santa Maria del Priorato), прежде Санта-Мария Авентина, был избран почётным членом Общества антикваров Лондона. А ещё, вероятнее всего, был масоном. Слышали о такой строительной гильдии вольных каменщиков, которая как раз и возникла в середине XVII начале XVIII веков и выросла в "тайное общество".


И если предположить последнее, тогда станет понятным, чей заказ он отрабатывал. Возможно именно поэтому, Пиранези хотел в первый том сборника «Римские древности» включить листы придуманной им карты Марсова поля.


Чем дольше я пытался разобраться в гравюрах мастера, тем дальше Пиранези ускользал от меня. В одной из его работ я даже нашёл "следы" великанов (или антов) - погибшей цивилизации (как считают сторонники альтернативной истории).



Если катастрофы в тот период действительно никакой не было, то откуда расцвет так называемой "руинной живописи". Появляются множество художников-руинистов. Они что, вдруг, все разом сговорились и писали с одной кальки, в одном стиле, изображая реальную действительность совместно с плодами своей фантазии?


А вы как считаете: Пиранези фантазировал, привнося что-то своё и убирая из работы лишнее, мешающее образу? Или с документальной точностью фиксировал следы глобальной катастрофы?Источник: "Азимут"
Опубликовано 25 февраля 2021 Комментариев 1 | Прочтений 2214

Ещё по теме...

Комментарии
1 | Андрей 26 февраля 2021 21:19:43
удивительно, что размер черепов намного больше голов изображённых на гравюре людей
Добавить комментарий
Периодические издания






Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия



Электронный журнал:

THE X-FILES...
Все тайны эпохи человечества