Кем на самом деле был Варрава простой разбойник или иудейский партизан
"Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву", - Евангелие от Иоанна (18:39-40).
Некоторые события из жизни Иисуса четыре евангелиста излагают в разных трактовках. Но данный эпизод у них всех передан практически одинаково: по традиции Пилат в праздник Пасхи отпускал одного из преступников - того, кого выбирала толпа. И он предложил собравшимся жителям Иудеи две кандидатуры: Варраву и Иисуса. Народ хором назвал имя Варравы, а про Христа раздались выкрики: «Распни его!» (данная деталь упоминается в Евангелии от Марка)...
Про личность Варравы известно очень мало. В Евангелиях о нём сказано буквально следующее: «Был тогда у них известный узник, называемый Варавва» (Матфей, 27:16), «Тогда был в узах [некто], по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство» (Марк, 15:7), «Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство» (Лука, 23:19), «Варавва же был разбойник» (Иоанн, 18:40). Ещё о Варраве есть упоминание в Книге деяний святых апостолов, апостол Пётр говорит: «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу» (Деяния, 3:14).
В последнее время пользуется популярностью теория о том, что якобы Иисус Христос и Варрава — одно и то же лицо. Это мнение базируется на имени последнего: «вар авва» в буквальном переводе означает «сын отца». А ведь из тех же Евангелий известно, что Иисус неоднократно называл себя сыном своего небесного отца. Следовательно, народ иудейский, отвечая Пилату, имел в виду именно Иисуса, но римлянин не понял, что люди имеют в виду мирного проповедника, а не разбойника, поэтому Иисус был казнён. Могло ли такое быть?
Увы, эта версия совершенно несостоятельна. Вар-авва и в самом деле не имя, а прозвище. Во все времена и во всех странах разбойники пользовались кличками, не была исключением и древняя Иудея. А спутать известного узника, да ещё такого, который сидел в темнице со своими сообщниками, при этом обвиняемого в убийстве, со схваченным буквально несколько часов назад Иисусом не могли ни Пилат, ни тем более собравшаяся толпа.
Апостол Пётр впоследствии прямо обвинил «мужей Израиля» в том, что они отдали на казнь Иисуса, а разбойника просили помиловать. Если бы имела место путаница, то Пётр не мог о ней не знать, да и обвиняемые им люди сразу ответили бы, что они здесь вовсе ни при чём, это римляне выпустили не того человека. Уже в тот момент, когда некоего разбойника отпустили вместо Иисуса, толпа немедленно заметила бы подмену и возмутилась. Следовательно, Иисус и Варрава всё-таки два разных человека.
Но в таком случае почему народ просил у римских властей выпустить именно Варраву, а не Иисуса? Богословы предложили следующую версию. Жители Иерусалима не могли знать, что Иисус сам решил пойти на казнь. Он называл себя мессией и творил чудеса, поэтому люди решили: если он в самом деле посланец Господа, то высшие силы освободят его из темницы. А если ангелы его не спасут от позорной казни, стало быть, никакой он не мессия, а очередной шарлатан. Поэтому ученикам Иисуса после того, как их учителя распяли, пришлось скрываться от тех самых людей, которые буквально несколько дней назад пели осанну Христу, въезжающему в город. Народ почувствовал себя обманутым и больше не желал помогать апостолам, которым пришлось немедленно бежать из Иерусалима.
Но есть ещё одна загадка, связанная с личностью Варравы. Почему люди захотели, чтобы заведомый убийца (в чём сходятся все тексты) оказался на свободе? Как справедливо заметил митрополит Антоний (Храповицкий): «За простых разбойников народ не заступается, а требует для них более строгих кар, нежели судебная власть». Ключом к решению этого вопроса являются употреблённые в Евангелиях в связи с Варравой выражения «произведенное в городе возмущение» и «мятеж». В то время любой мятеж в Иудее был мятежом против римлян.
В глазах жителей Иерусалима Варрава был отнюдь не бандитом, а повстанцем, сражавшимся против языческой Империи, оккупировавшей их родину. Неудивительно, что народ хотел его освободить из римского плена. Такого же мнения о роде деятельности Варравы придерживался и папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Алоиз Ратцингер), писавший в энциклике «Spe Salvi»: «Иисус не был Спартаком, он не был вовлечён в борьбу за политическое освобождение, как Варавва или Бар-Кохба».Автор: Б.Мамлиев
Источник: "SPQR | Древний Рим и Древний Мир"
Про личность Варравы известно очень мало. В Евангелиях о нём сказано буквально следующее: «Был тогда у них известный узник, называемый Варавва» (Матфей, 27:16), «Тогда был в узах [некто], по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство» (Марк, 15:7), «Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство» (Лука, 23:19), «Варавва же был разбойник» (Иоанн, 18:40). Ещё о Варраве есть упоминание в Книге деяний святых апостолов, апостол Пётр говорит: «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу» (Деяния, 3:14).
Кадр из фильма «Варрава», 1961 г.
Кадр из фильма «Варрава», 2012 г.
В последнее время пользуется популярностью теория о том, что якобы Иисус Христос и Варрава — одно и то же лицо. Это мнение базируется на имени последнего: «вар авва» в буквальном переводе означает «сын отца». А ведь из тех же Евангелий известно, что Иисус неоднократно называл себя сыном своего небесного отца. Следовательно, народ иудейский, отвечая Пилату, имел в виду именно Иисуса, но римлянин не понял, что люди имеют в виду мирного проповедника, а не разбойника, поэтому Иисус был казнён. Могло ли такое быть?
Выбор между Христом и Варравой. Кадр из фильма «Страсти Христовы»
Увы, эта версия совершенно несостоятельна. Вар-авва и в самом деле не имя, а прозвище. Во все времена и во всех странах разбойники пользовались кличками, не была исключением и древняя Иудея. А спутать известного узника, да ещё такого, который сидел в темнице со своими сообщниками, при этом обвиняемого в убийстве, со схваченным буквально несколько часов назад Иисусом не могли ни Пилат, ни тем более собравшаяся толпа.
«Распни его!» И.И. Глазунов, 1994 г.
Апостол Пётр впоследствии прямо обвинил «мужей Израиля» в том, что они отдали на казнь Иисуса, а разбойника просили помиловать. Если бы имела место путаница, то Пётр не мог о ней не знать, да и обвиняемые им люди сразу ответили бы, что они здесь вовсе ни при чём, это римляне выпустили не того человека. Уже в тот момент, когда некоего разбойника отпустили вместо Иисуса, толпа немедленно заметила бы подмену и возмутилась. Следовательно, Иисус и Варрава всё-таки два разных человека.
«Иисус и Пилат». Современное постановочное фото
Но в таком случае почему народ просил у римских властей выпустить именно Варраву, а не Иисуса? Богословы предложили следующую версию. Жители Иерусалима не могли знать, что Иисус сам решил пойти на казнь. Он называл себя мессией и творил чудеса, поэтому люди решили: если он в самом деле посланец Господа, то высшие силы освободят его из темницы. А если ангелы его не спасут от позорной казни, стало быть, никакой он не мессия, а очередной шарлатан. Поэтому ученикам Иисуса после того, как их учителя распяли, пришлось скрываться от тех самых людей, которые буквально несколько дней назад пели осанну Христу, въезжающему в город. Народ почувствовал себя обманутым и больше не желал помогать апостолам, которым пришлось немедленно бежать из Иерусалима.
Фрагмент фрески «Апостолы в Гефсиманском саду». Афон, XIV в. н.э.
Но есть ещё одна загадка, связанная с личностью Варравы. Почему люди захотели, чтобы заведомый убийца (в чём сходятся все тексты) оказался на свободе? Как справедливо заметил митрополит Антоний (Храповицкий): «За простых разбойников народ не заступается, а требует для них более строгих кар, нежели судебная власть». Ключом к решению этого вопроса являются употреблённые в Евангелиях в связи с Варравой выражения «произведенное в городе возмущение» и «мятеж». В то время любой мятеж в Иудее был мятежом против римлян.
Иудейские подпольщики в представлении современного художника
В глазах жителей Иерусалима Варрава был отнюдь не бандитом, а повстанцем, сражавшимся против языческой Империи, оккупировавшей их родину. Неудивительно, что народ хотел его освободить из римского плена. Такого же мнения о роде деятельности Варравы придерживался и папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Алоиз Ратцингер), писавший в энциклике «Spe Salvi»: «Иисус не был Спартаком, он не был вовлечён в борьбу за политическое освобождение, как Варавва или Бар-Кохба».Автор: Б.Мамлиев
Источник: "SPQR | Древний Рим и Древний Мир"
Опубликовано 26 декабря 2020
Комментариев 0 | Прочтений 3125
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: