Каков был шанс у гладиаторов дожить до старости?
Стальные мускулы, суровый лик, изукрашенный шрамами, неизменные меч и щит в руке, кровавое ремесло артиста-убийцы… И вечная угроза быть приконченным по сиюминутному капризу толпы. Этот образ гладиатора создан школьной программой, а затем дополнен множеством фильмов, сериалов и книг. Но такими ли были эти бойцы на самом деле? Действительно ли грозила им смерть в каждом бою, на который посылали профессиональных воинов-рабов жестокие хозяева? Многие ли, несмотря ни на что, умерли естественной смертью, после долгих лет жизни? Вокруг этих вопросов сложилось немало мифов.
Началось все еще в девятнадцатом веке. Большой интерес к античности возник вместе с революцией во Франции. Мифы, связанные с гладиаторскими боями, уходят корнями в картины тогдашних художников, - великолепные по своему исполнению… Но совершенно точно не подходящие в качестве своеобразного учебника истории.
Отличным примером тут может послужить полотно Жан-Леона Жерома под говорящим названием «Пальцы вниз». Красиво, талантливо, достойно всяких похвал – спору нет… Правда, к реальной истории отношения имеет не слишком много. Миф о «дислайке» от императора, приводящем к смерти побежденного, - один из самых живучих. В действительности же никаких «пальцев вверх» (или вниз) зрители не показывали. Жест с опущенным большим пальцем был характерен для самого бойца – именно того, кто оказывался побежденным. Таким образом он демонстрировал свою готовность сдаться более сильному противнику.
Благодаря художественным произведениям считается, что такой знак приводит исключительно к смерти. Убивали ли сдавшегося в итоге? Упаси Марс! Гладиаторы стоили огромных денег – редкий богач мог позволить себе разбрасываться таким ценным имуществом. Всего на один сестерций можно было приобрести целый килограмм мяса – а толковый воспитанник гладиаторской школы стоил пару тысяч этих денежных единиц! Что уж говорить об «отличниках»: за них и по пятнадцать тысяч отдавали.
В целом из трех зрелищ, устраиваемых на песчаной арене, бои профессиональных вооруженных борцов были самыми мирными и даже контролировались судьями, носящимися по «рингу» вместе с бойцами. Другие два действа, казнь преступников и сражение со зверем (нечто вроде корриды), всегда заканчивались чьей-нибудь гибелью – но раб-артист мог погибнуть только по случайности. Раскопки могил говорят о том, что тех, кто давал возможность насладиться созерцанием зрелищного боя, напротив, очень тщательно лечили. Их питание включало вещества, необходимые для нарастания жирового «щита»: нечего зарабатывать лишние раны!
Да и сами бои с одним и тем же бойцом устраивались не так уж часто. Гладиаторы были кем-то вроде древнеримской версии современных боксеров, а их сражение представляло собой в первую очередь представление, а вовсе не кровавую расправу. Соперники подбирались друг для друга не «с потолка», а примерно одинаковые в плане подготовки, силы и так далее. Так драка получалась более впечатляющей, а ее исход – менее очевидным, что только добавляло интереса для публики.
Кстати, еще один популярный миф связан с оружием. Гладиусы – знаменитые мечи, - разумеется, были в ходу не только у киношных бойцов… Но ими ассортимент вооружения вовсе не ограничивался. На арене можно было увидеть практически все вооружение, подходящее для рукопашного боя, что было доступно римлянам. А костюмы с декорированной броней и вовсе отдавались на волю фантазии. Зачастую они напоминали то зверей, то иностранных воинов: и различить сражающихся можно хоть с самых верхних трибун, и выглядит такое облачение оригинально.
Естественно, среди гладиаторов были как слабаки и середнячки, так и истинные звезды. Выбившись наверх в «рейтинге», можно было даже заслужить себе свободу! Один из легендарных бойцов, кстати, успел за время своей карьеры проделать это целых четыре раза – и все равно возвращался «на ринг», будучи уже свободным. Все же не всякому свободному человеку доступны такая слава и всенародная популярность, как по-настоящему хорошему в своем деле артистичному воину! За этими же преимуществами шли в гладиаторы даже изначально свободные люди.
Что же происходило, когда какой-нибудь удачливый, сильный и знаменитый гладиатор уже не мог продолжать заниматься боями на арене? Он мог уйти в тренеры, благо школам гладиаторов они были нужны еще как. А еще можно было стать «лицом» какого-нибудь древнеримского бренда и жить на гонорары: сохранилось немало изображений с гладиаторами, рекламирующими чьи-нибудь товары. Кроме того, многие получившие свободу заводили семьи, как и большинство римских граждан, и совершенно спокойно доживали до преклонного возраста. Таких примеров, подтвержденных наукой, – чересчур много для того, чтобы всерьез поверить в современную киноленту, безусловно зрелищную, но довольно сильно приправленную фантазией сценариста! Шансы на естественную смерть от старости были довольно высоки по сравнению с
Но если история упорно твердит, что гладиатор имел немалые шансы дожить до старых лет, - как же быть со всеми этими кровавыми реками, которые демонстрируют в кино, комиксах и книгах? До какого момента шел бой? Все очень просто: всего лишь до первой крови. Если отправлять в могилу каждого побежденного бойца – во всем Риме и окрестностях гладиаторов не напасешься.
Началось все еще в девятнадцатом веке. Большой интерес к античности возник вместе с революцией во Франции. Мифы, связанные с гладиаторскими боями, уходят корнями в картины тогдашних художников, - великолепные по своему исполнению… Но совершенно точно не подходящие в качестве своеобразного учебника истории.
Отличным примером тут может послужить полотно Жан-Леона Жерома под говорящим названием «Пальцы вниз». Красиво, талантливо, достойно всяких похвал – спору нет… Правда, к реальной истории отношения имеет не слишком много. Миф о «дислайке» от императора, приводящем к смерти побежденного, - один из самых живучих. В действительности же никаких «пальцев вверх» (или вниз) зрители не показывали. Жест с опущенным большим пальцем был характерен для самого бойца – именно того, кто оказывался побежденным. Таким образом он демонстрировал свою готовность сдаться более сильному противнику.
Капитулирующий гладиатор. Кадр из сериала «Спартак»
Благодаря художественным произведениям считается, что такой знак приводит исключительно к смерти. Убивали ли сдавшегося в итоге? Упаси Марс! Гладиаторы стоили огромных денег – редкий богач мог позволить себе разбрасываться таким ценным имуществом. Всего на один сестерций можно было приобрести целый килограмм мяса – а толковый воспитанник гладиаторской школы стоил пару тысяч этих денежных единиц! Что уж говорить об «отличниках»: за них и по пятнадцать тысяч отдавали.
Постер к сериалу «Спартак»
В целом из трех зрелищ, устраиваемых на песчаной арене, бои профессиональных вооруженных борцов были самыми мирными и даже контролировались судьями, носящимися по «рингу» вместе с бойцами. Другие два действа, казнь преступников и сражение со зверем (нечто вроде корриды), всегда заканчивались чьей-нибудь гибелью – но раб-артист мог погибнуть только по случайности. Раскопки могил говорят о том, что тех, кто давал возможность насладиться созерцанием зрелищного боя, напротив, очень тщательно лечили. Их питание включало вещества, необходимые для нарастания жирового «щита»: нечего зарабатывать лишние раны!
Да и сами бои с одним и тем же бойцом устраивались не так уж часто. Гладиаторы были кем-то вроде древнеримской версии современных боксеров, а их сражение представляло собой в первую очередь представление, а вовсе не кровавую расправу. Соперники подбирались друг для друга не «с потолка», а примерно одинаковые в плане подготовки, силы и так далее. Так драка получалась более впечатляющей, а ее исход – менее очевидным, что только добавляло интереса для публики.
Гладиатор на арене, промо к сериалу «Спартак. Боги Арены»
Кстати, еще один популярный миф связан с оружием. Гладиусы – знаменитые мечи, - разумеется, были в ходу не только у киношных бойцов… Но ими ассортимент вооружения вовсе не ограничивался. На арене можно было увидеть практически все вооружение, подходящее для рукопашного боя, что было доступно римлянам. А костюмы с декорированной броней и вовсе отдавались на волю фантазии. Зачастую они напоминали то зверей, то иностранных воинов: и различить сражающихся можно хоть с самых верхних трибун, и выглядит такое облачение оригинально.
Поединок гладиаторов в представлении современного художника
Естественно, среди гладиаторов были как слабаки и середнячки, так и истинные звезды. Выбившись наверх в «рейтинге», можно было даже заслужить себе свободу! Один из легендарных бойцов, кстати, успел за время своей карьеры проделать это целых четыре раза – и все равно возвращался «на ринг», будучи уже свободным. Все же не всякому свободному человеку доступны такая слава и всенародная популярность, как по-настоящему хорошему в своем деле артистичному воину! За этими же преимуществами шли в гладиаторы даже изначально свободные люди.
Редкий случай когда вооружение гладиаторов (двух на переднем плане) в сериале «Спартак» показано более-менее адекватно
Что же происходило, когда какой-нибудь удачливый, сильный и знаменитый гладиатор уже не мог продолжать заниматься боями на арене? Он мог уйти в тренеры, благо школам гладиаторов они были нужны еще как. А еще можно было стать «лицом» какого-нибудь древнеримского бренда и жить на гонорары: сохранилось немало изображений с гладиаторами, рекламирующими чьи-нибудь товары. Кроме того, многие получившие свободу заводили семьи, как и большинство римских граждан, и совершенно спокойно доживали до преклонного возраста. Таких примеров, подтвержденных наукой, – чересчур много для того, чтобы всерьез поверить в современную киноленту, безусловно зрелищную, но довольно сильно приправленную фантазией сценариста! Шансы на естественную смерть от старости были довольно высоки по сравнению с
Но если история упорно твердит, что гладиатор имел немалые шансы дожить до старых лет, - как же быть со всеми этими кровавыми реками, которые демонстрируют в кино, комиксах и книгах? До какого момента шел бой? Все очень просто: всего лишь до первой крови. Если отправлять в могилу каждого побежденного бойца – во всем Риме и окрестностях гладиаторов не напасешься.
Опубликовано 25 сентября 2020
Комментариев 0 | Прочтений 1513
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: