Ученые поняли, как фараоны выбирали места для пирамид
Итальянский математик утверждает, что нашел общий принцип, по которому фараоны, начиная с Хеопса, выбирали места строительства пирамид. Двумя династиями правителей Египта управляла непонятная "скромность" - нежелание показываться на глаза жрецам храма Ра.
Количество известных древних захоронений на территории Египта, которые археологи относят к числу пирамид, превышает сотню, еще две-три сотни считаются неоткрытыми.
Самая известная - пирамида Хеопса, или Хуфу, фараона IV династии, правившего в период с 2604 по 2581 годы. Две другие, что стоят рядом с ней, - пирамиды Хефрена и Микерина.
Известно, что пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина выстроены в одну линию - юго-западные углы сооружений лежат строго на одной прямой - так называемой "диагонали Гизы", указывающей точно на храм бога Солнца в Гелиополе.
Есть такая же диагональ, указывающая ровно на тот же храм, и у трех пирамид в Абусире, в которых покоятся фараоны V династии Сахура, Нефериркара и Ранефереф. Притом для этих пирамид "управляющая диагональ" является, по сути, виртуальной - из Абусира не видно ни Гелиополя, ни храма Ра: их загораживает скальное плато. Наличие этой "виртуальной" диагонали в очередной раз свидетельствует о высочайшем уровне развития геометрии у древних египтян.
Как правило, такую ориентацию принимали за попытку фараонов утвердить свое родство с величайшим божеством и через него - провозгласить величие.
С этим утверждением готов поспорить Джулио Мальи - итальянский математик, специалист по теоретической космологии и одновременно египтолог-самоучка, к мнению которого, тем не менее, иногда прислушиваются профессионалы. В статье, с которой можно ознакомиться на сайте электронных препринтов Корнельского университета, Мальи утверждает, что нашел общий принцип, в соответствии с которым расположены пирамиды большинства фараонов IV и V династий. Этот принцип - не тщеславие, а скромность и экономия.
В течение двух веков, от Хеопса до Шепсескара, все пирамиды строились так, чтобы их не было видно из Гелиополя, и с уважением к замыслу самого Хеопса. Притом строились пирамиды в тех невидимых местах, где постройка была бы наименее затратной.
Собственно, профессиональные египтологи уже давно отказались от геродотовых представлений о фараонах-строителях гигантских пирамид как о безжалостных правителях, не считавшихся с затратами и глухих к страданиям людей, которым пришлось воплощать в жизнь причуды фараонов. Судя по многим находкам, многие строители были не бесправными рабами, а вольнонаемными рабочими, труд которых достойно вознаграждали.
Да и место для строительства пирамид выбирали не просто так, там где захотелось фараону, а из вполне практических соображений. Мальи последовательно перечисляет пирамиды фараонов IV и V династий и показывает, что они точно следовали заветам скромности и экономии - иногда прибегая к неожиданным и весьма оригинальным уловкам, чтобы им подчиниться. Так, наследник (сын или брат) Хеопса Хефрен построил свою пирамиду сразу же за пирамидой Хеопса - и ровно так, чтобы она не высовывалась из-за величайшей пирамиды, если смотреть от храма бога Солнца. То же самое сделал и наследник Хефрена Микерин, насколько хватило его недолгого царства.
У сына Микерена Шепсескафа такой возможности уже не было - к пирамиде его отца и так надо было выдвигаться на километр в пустыню.
Возить камень дальше не было возможности, а ставить свою пирамиду рядом с пирамидой не то деда, не то прадеда Хеопса не позволяла скромность - так ее было бы видно из Гелиополя. Шепсескаф в итоге решил обойтись без классической пирамиды, построив себе мастабу на юге Саккары, где ни о каком виде Гелиополя и речи быть не могло.
Не менее оригинальным было и решение проблемы основателем V династии Усеркафа. Он построил свою пирамиду почти вплотную к древнейшей пирамиде Джосера, подчеркнув тем самым свою близость к III династии. Одновременно он воспользовался тем же методом выравнивания по диагонали юго-восточных углов на Гелиополь, что и Хеопс со своими последователями, что, должно быть, символизировало преемственность с IV династией.
В то же время Сахура, последний слог имени которого уже говорит о возврате к особому почитанию Ра, решил стать "вторым Хеопсом" и основать новую династическую диагональ. Для этого он выбрал ближайшее к пирамиде Хеопса место, которое не было видно от храма Солнца, - и расположил свою усыпальницу на берегу Нила ровно там, где его начинало прикрывать скальное плато. Двое его последователей - Нефериркара и Ранефереф - продолжили диагональ.
У Шепсескара возможности продолжить диагональ V династии не было по той же причине, что и у Шепсескафа - слишком далеко в пустыню пришлось бы забираться.
На этом вся история с диагоналями закончилась, к этой идее позднее возвращались лишь эпизодически и символически.
Зачем понадобился фараонам принцип "скромности", Мальи не знает. Не факт, что он вообще интерпретировал нежелание фараонов "не высовываться" перед лицом Ра как проявление скромности, а не, скажем, символ преемственности.
Но будучи не только любителем-египтологом, но и астрономом, математик Мальи показал еще три странных символа. Если диагональ самых северных захоронений левого берега Нила своим южным концом указывает на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния, то диагонали Гизы и Абусира - на точки захода ярких звезд созвездий Центавра и Киля. Что означают эти символы - пока такая же загадка, как и скромность фараонов.Источник: Газета.ru
Количество известных древних захоронений на территории Египта, которые археологи относят к числу пирамид, превышает сотню, еще две-три сотни считаются неоткрытыми.
Самая известная - пирамида Хеопса, или Хуфу, фараона IV династии, правившего в период с 2604 по 2581 годы. Две другие, что стоят рядом с ней, - пирамиды Хефрена и Микерина.
Известно, что пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина выстроены в одну линию - юго-западные углы сооружений лежат строго на одной прямой - так называемой "диагонали Гизы", указывающей точно на храм бога Солнца в Гелиополе.
Есть такая же диагональ, указывающая ровно на тот же храм, и у трех пирамид в Абусире, в которых покоятся фараоны V династии Сахура, Нефериркара и Ранефереф. Притом для этих пирамид "управляющая диагональ" является, по сути, виртуальной - из Абусира не видно ни Гелиополя, ни храма Ра: их загораживает скальное плато. Наличие этой "виртуальной" диагонали в очередной раз свидетельствует о высочайшем уровне развития геометрии у древних египтян.
Как правило, такую ориентацию принимали за попытку фараонов утвердить свое родство с величайшим божеством и через него - провозгласить величие.
С этим утверждением готов поспорить Джулио Мальи - итальянский математик, специалист по теоретической космологии и одновременно египтолог-самоучка, к мнению которого, тем не менее, иногда прислушиваются профессионалы. В статье, с которой можно ознакомиться на сайте электронных препринтов Корнельского университета, Мальи утверждает, что нашел общий принцип, в соответствии с которым расположены пирамиды большинства фараонов IV и V династий. Этот принцип - не тщеславие, а скромность и экономия.
В течение двух веков, от Хеопса до Шепсескара, все пирамиды строились так, чтобы их не было видно из Гелиополя, и с уважением к замыслу самого Хеопса. Притом строились пирамиды в тех невидимых местах, где постройка была бы наименее затратной.
Собственно, профессиональные египтологи уже давно отказались от геродотовых представлений о фараонах-строителях гигантских пирамид как о безжалостных правителях, не считавшихся с затратами и глухих к страданиям людей, которым пришлось воплощать в жизнь причуды фараонов. Судя по многим находкам, многие строители были не бесправными рабами, а вольнонаемными рабочими, труд которых достойно вознаграждали.
Да и место для строительства пирамид выбирали не просто так, там где захотелось фараону, а из вполне практических соображений. Мальи последовательно перечисляет пирамиды фараонов IV и V династий и показывает, что они точно следовали заветам скромности и экономии - иногда прибегая к неожиданным и весьма оригинальным уловкам, чтобы им подчиниться. Так, наследник (сын или брат) Хеопса Хефрен построил свою пирамиду сразу же за пирамидой Хеопса - и ровно так, чтобы она не высовывалась из-за величайшей пирамиды, если смотреть от храма бога Солнца. То же самое сделал и наследник Хефрена Микерин, насколько хватило его недолгого царства.
У сына Микерена Шепсескафа такой возможности уже не было - к пирамиде его отца и так надо было выдвигаться на километр в пустыню.
Возить камень дальше не было возможности, а ставить свою пирамиду рядом с пирамидой не то деда, не то прадеда Хеопса не позволяла скромность - так ее было бы видно из Гелиополя. Шепсескаф в итоге решил обойтись без классической пирамиды, построив себе мастабу на юге Саккары, где ни о каком виде Гелиополя и речи быть не могло.
Фараоны исходили из принципов скромности и практичности
Не менее оригинальным было и решение проблемы основателем V династии Усеркафа. Он построил свою пирамиду почти вплотную к древнейшей пирамиде Джосера, подчеркнув тем самым свою близость к III династии. Одновременно он воспользовался тем же методом выравнивания по диагонали юго-восточных углов на Гелиополь, что и Хеопс со своими последователями, что, должно быть, символизировало преемственность с IV династией.
В то же время Сахура, последний слог имени которого уже говорит о возврате к особому почитанию Ра, решил стать "вторым Хеопсом" и основать новую династическую диагональ. Для этого он выбрал ближайшее к пирамиде Хеопса место, которое не было видно от храма Солнца, - и расположил свою усыпальницу на берегу Нила ровно там, где его начинало прикрывать скальное плато. Двое его последователей - Нефериркара и Ранефереф - продолжили диагональ.
У Шепсескара возможности продолжить диагональ V династии не было по той же причине, что и у Шепсескафа - слишком далеко в пустыню пришлось бы забираться.
На этом вся история с диагоналями закончилась, к этой идее позднее возвращались лишь эпизодически и символически.
Зачем понадобился фараонам принцип "скромности", Мальи не знает. Не факт, что он вообще интерпретировал нежелание фараонов "не высовываться" перед лицом Ра как проявление скромности, а не, скажем, символ преемственности.
Но будучи не только любителем-египтологом, но и астрономом, математик Мальи показал еще три странных символа. Если диагональ самых северных захоронений левого берега Нила своим южным концом указывает на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния, то диагонали Гизы и Абусира - на точки захода ярких звезд созвездий Центавра и Киля. Что означают эти символы - пока такая же загадка, как и скромность фараонов.Источник: Газета.ru
Опубликовано 07 апреля 2009
Комментариев 0 | Прочтений 2829
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: