Плита Гроба Господня хранится в России?
Ниже мы расскажем об интересной версии возможного местонахождения плиты Гроба Господня, выдвинутой известным историком Андреем Синельниковым. Учёный считал, что уникальный религиозный артефакт может храниться в России...
Утраченная реликвия
Во второй половине 2010-х годов археологи открыли плиту, с 1555 года закрывавшую погребальное ложе Иисуса Христа в Иерусалиме. Однако кроме груды камней, не представляющих исторического интереса, ничего обнаружено не было.
Возникает вопрос о местонахождении плиты Гроба Господня, на которой три дня пролежало тело Христа после распятия, как об этом рассказывает Священное писание.
В святости данного места сомнений нет, поскольку именно здесь ежегодно происходит сошествие небесного огня. За свою историю часовня неоднократно разрушалась, а современное здание возвели лишь в 1810 году. При этом существует версия, что в часовне хранится лишь копия Гроба Господня, тогда как оригинал плиты, по мнению Андрея Синельникова, может находиться где-то в России.
Священные артефакты
В исторических хрониках утверждается, что во время событий Четвёртого крестового похода в 1204 году пал Константинополь, столица православных христиан — Второй Рим. В это время в городе в храме Святой Софии находилась плита Гроба Господня, вывезенная в Константинополь из Иерусалима императором Мануилом Комниным. В городе хранились также и другие христианские артефакты: Туринская плащаница, терновый венец, священное копьё, часть честного креста, а также рука Иоанна Крестителя и его посох с крестом.
Таким образом, известно, что уже в начале XIII века Гроб Господень находился в Константинополе, а вовсе не в Иерусалиме. Возникает вопрос, каким образом в дальнейшем священная плита могла оказаться в России.
В "Хождении" паломника игумена Даниила в XII веке содержится описание того, как он обмерил Гроб Господень в Иерусалиме специальной лентой. Затем новгородский боярин Добрыня Ядрейкович посетил Константинополь до его падения и составил подробный перечень христианских святынь. Но, вероятно, боярин не только также обмерил, но и увёз с собой, целиком или частично, плиту Гроба Господня.
Основанием для подобного предположения Андрея Синельникова стали следующие обстоятельства. После возвращения в Великий Новгород боярину в правление была передана обитель преподобного чудотворца Варлаама Хутынского. Позднее Добрыня Ядрейкович фигурирует в летописях уже под именем архиепископа Антония, а в IV Новгородской летописи прямо говорится:
В более позднем летописном своде XVI века, утверждённом патриархом Никоном в качестве официального свода русской истории, также упоминается данное важное событие:
Кто прав?
Официальные историки церкви хорошо знают текст данных летописей, но трактуют их по-своему. Считается, что Добрыня привёз на Русь не саму плиту Гроба Господня, а лишь её обмерную ленточку. Достаточно распространённый в то время "сувенир" из святых мест.
Однако иллюстрации к летописям изображают боярина, который везёт из Царьграда вовсе не ленточку, а именно саму плиту Гроба Господня. Сложно поверить, что художник мог допустить ошибку в столь важном вопросе.
К сожалению, ответить определённо, находится ли реликвия в России, невозможно. Поскольку если это так, то её хранители никогда не станут это афишировать. Из истории же известно, что в соборе Софии Новгородской археологами были открыты пять столпов-опор, на которых должна была находиться некая плита, в точности соответствовавшая размерам Гроба Господня: 175 на 98 см.
Таким образом, логично предположить, что священный артефакт когда-то был в Софии Новгородской, а затем его вывезли. Если это так, то узнать, где находится плита Гроба Господня сегодня, практически невозможно.Автор: Д.Соколов
Утраченная реликвия
Во второй половине 2010-х годов археологи открыли плиту, с 1555 года закрывавшую погребальное ложе Иисуса Христа в Иерусалиме. Однако кроме груды камней, не представляющих исторического интереса, ничего обнаружено не было.
Возникает вопрос о местонахождении плиты Гроба Господня, на которой три дня пролежало тело Христа после распятия, как об этом рассказывает Священное писание.
В святости данного места сомнений нет, поскольку именно здесь ежегодно происходит сошествие небесного огня. За свою историю часовня неоднократно разрушалась, а современное здание возвели лишь в 1810 году. При этом существует версия, что в часовне хранится лишь копия Гроба Господня, тогда как оригинал плиты, по мнению Андрея Синельникова, может находиться где-то в России.
Священные артефакты
В исторических хрониках утверждается, что во время событий Четвёртого крестового похода в 1204 году пал Константинополь, столица православных христиан — Второй Рим. В это время в городе в храме Святой Софии находилась плита Гроба Господня, вывезенная в Константинополь из Иерусалима императором Мануилом Комниным. В городе хранились также и другие христианские артефакты: Туринская плащаница, терновый венец, священное копьё, часть честного креста, а также рука Иоанна Крестителя и его посох с крестом.
Таким образом, известно, что уже в начале XIII века Гроб Господень находился в Константинополе, а вовсе не в Иерусалиме. Возникает вопрос, каким образом в дальнейшем священная плита могла оказаться в России.
В "Хождении" паломника игумена Даниила в XII веке содержится описание того, как он обмерил Гроб Господень в Иерусалиме специальной лентой. Затем новгородский боярин Добрыня Ядрейкович посетил Константинополь до его падения и составил подробный перечень христианских святынь. Но, вероятно, боярин не только также обмерил, но и увёз с собой, целиком или частично, плиту Гроба Господня.
Основанием для подобного предположения Андрея Синельникова стали следующие обстоятельства. После возвращения в Великий Новгород боярину в правление была передана обитель преподобного чудотворца Варлаама Хутынского. Позднее Добрыня Ядрейкович фигурирует в летописях уже под именем архиепископа Антония, а в IV Новгородской летописи прямо говорится:
"В лето 6719. Тогда же было пришёл Добрыня Ядрейкович из Цареграда и привезе с собою Гроб Господень, а сам пострижен на Хутыни у Святого Спаса".
В более позднем летописном своде XVI века, утверждённом патриархом Никоном в качестве официального свода русской истории, также упоминается данное важное событие:
"Новгородцы же с князем своим Мстиславом Мстиславовичем излюбили себе инока Антония, который ходи в Царьград, и принесе с собою изо Царьграда Гроб Господень…"
Кто прав?
Официальные историки церкви хорошо знают текст данных летописей, но трактуют их по-своему. Считается, что Добрыня привёз на Русь не саму плиту Гроба Господня, а лишь её обмерную ленточку. Достаточно распространённый в то время "сувенир" из святых мест.
Однако иллюстрации к летописям изображают боярина, который везёт из Царьграда вовсе не ленточку, а именно саму плиту Гроба Господня. Сложно поверить, что художник мог допустить ошибку в столь важном вопросе.
К сожалению, ответить определённо, находится ли реликвия в России, невозможно. Поскольку если это так, то её хранители никогда не станут это афишировать. Из истории же известно, что в соборе Софии Новгородской археологами были открыты пять столпов-опор, на которых должна была находиться некая плита, в точности соответствовавшая размерам Гроба Господня: 175 на 98 см.
Таким образом, логично предположить, что священный артефакт когда-то был в Софии Новгородской, а затем его вывезли. Если это так, то узнать, где находится плита Гроба Господня сегодня, практически невозможно.Автор: Д.Соколов
Опубликовано 26 июля 2022
Комментариев 0 | Прочтений 1017
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: