Лук и стрелы навсегда изменили общество
Лук и стрелы навсегда изменили общество
Из-за них стало проще подстрелить на расстоянии не только животное, но и человека.

Несколько лет назад биологи из Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук (США) Пол Бингэм и Джоанна Соуза разработали «гипотезу социального принуждения». В книге «Смерть на расстоянии и рождение Вселенной человека» (2009) они попытались представить себе, что произошло, когда появились лук и стрелы, позволявшие стрелять дальше и точнее, чем копьё с копьеметалкой.

Они считают, что нововведение не просто стало технической революцией, а привело к подлинному социальному перевороту: более эффективное оружие упростило проблему принуждения к сотрудничеству несговорчивых индивидов. В результате социальные группы выросли в размерах, ведь теперь они реже раскалывались из-за того, что та или иная семья не соглашалась с мнением других и уходила куда глаза глядят. Отныне групповые ценности ставились выше семейных. Естественно, в случае вооружённого конфликта крупная группа имела больше преимуществ по сравнению с маленькой. Ну а чем больше сообщество людей, тем сложнее его внутренняя организация, и так далее.

Вот и выходит, что именно лук и стрелы сделали человека таким, каким мы его знаем сегодня. Но позвольте, теорию можно придумать любую. «Какие ваши доказательства?»

Насыпь в штате Огайо в форме гигантск...
Насыпь в штате Огайо в форме гигантской змеи (фото Touring-Ohio.com)

Археолог Джон Блиц и его студент Эрик Порт из Алабамского университета (США) просмотрели данные о раскопках в восточной части Северной Америки и эти доказательства нашли.

По их словам, лук и стрелы появились в долине реки Огайо примерно в IV веке: в тот период на смену крупным наконечникам приходят наконечники поменьше. Однако усложнения социальной структуры в результате не произошло. События развивались совершенно иным образом.

Та эпоха отмечена крахом культуры Хоупвелл — широко раскинувшейся сети сотрудничавших друг с другом общин, которые периодически собирались в религиозных центрах с монументальной архитектурой для совершения общих обрядов.

Может показаться, что теория социального принуждения приказала долго жить.

Нет, говорят Блиц и Порт. По их мнению, появление лука повысило эффективность охотников-одиночек настолько, что им больше не нужно было кооперироваться с другими ради загона крупной дичи. Как только исчез стимул собираться всем вместе, скороспелое Хоупвеллское общество распалось.

Но на этом история не заканчивается. За фатальным кризисом Хоупвеллской традиции последовал, как ни странно, рост населения, и по всей долине Огайо как грибы после дождя стали возникать новые деревни. Через некоторое время они начали враждовать друг с другом.

Около 600 года на востоке Северной Америки появляются более сложные наконечники стрел, которые быстро пришли на смену старым. После этого был ещё более сильный демографический бум, выросло количество крупных деревень.

Эти поселения, как правило, окружались частоколом или рвом, и в человеческих костях, лежащих в тех местах, археологи часто находят новые наконечники. Лук и стрелы использовались в качестве военного, а не только охотничьего оружия.

Блиц и Порт заключают, что новые социальные роли, которые появились в связи с необходимостью защищать поселение, положили начало усложнению общественной организации. Кульминацией этого процесса стало возникновение «метрополий» вроде Кахокии в штате Иллинойс во главе с «большими вождями», которые правили всей округой.

Выходит, Бингэм и Соуза правы относительно далекоидущего влияния технического прогресса на все аспекты социальной жизни. Источник: Columbus Dispatch
Опубликовано 08 августа 2013 Комментариев 0 | Прочтений 4350

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия