Во Франции нашли уникальное святилище Митры
Команда французских археологов из Национального института превентивной археологии (Institut national de recherches archéologiques preventives, INRAP) провела раскопки на участке размером в 9000 квадратных метров в Анже, на месте, где раньше стояла больница Сен-Луи. Ученые наткнулись на остатки святилища, посвященного древнему индоевропейскому божеству Митре.
Митраизм, судя по всему, проник на территорию Европы благодаря римским завоевателям и восточным торговцам и получил широкое распространение в конце I века нашей эры. Приверженцами нового культа, прежде всего, становились воины, так как считалось, что этот бог приносил победу. Таинственный культ, в секреты которого были посвящены только мужчины, сначала стал популярен среди знати, а затем уже привлек представителей других социальных слоев. Митраизм был серьезным конкурентом для христианства, поэтому духовенство яростно боролось с ним. В конце концов император Феодосий Великий в 392 году издал указ, запрещающий культ Митры.
По мнению исследователей, исследуемый ими участок был заселен еще в начале нашей эры. Даже, возможно, во времена правления императора Октавиана Августа (27−14 годы до нашей эры). Главные городские улицы — cardo (по оси север-юг) и decumanus (запад-восток) до сих пор хорошо видны. Вдоль decumanus сохранились следы канавок и тротуаров. Специалисты датировали строительство этой "магистрали" примерно 10 годом до нашей эры.
В конце I века здесь построили два больших дома (domus). Дома имели колоннады и были оборудованы системой подпольного отопления (hypocauste). Примерно в III веке на северо-западе города было построено прямоугольное здание. Археологи определили его как митреум (mithræum) – здание, посвященное Митре. Подобные святилища обычно выглядели как маленькие сводчатые часовни, в которых проходили пиры в честь божества и жертвоприношения Митре. На своде святилища изображалось звездное небо.
В Анже сохранились цилиндрические основания колонн. Возможно, они поддерживали алтарь или были постаментами для статуй. В святилищах Митры почти всегда был барельеф, на котором изображалось божество с фригийским колпаком на голове. Митра перерезал горло быку, символу зла, и кровь убитого животного давала начало жизни. Археологи в ходе раскопок руин святилища на улице Рене Бремон обнаружили фрагменты обязательных украшений митреума – осколки барельефа с изображением Митры, осколки dadophores (так назывались статуи факелоносцев) и miles (статуи воинов с копьями).
Среди прочего археологи нашли внутри и около святилища множество монет (более 200), осколки керамики, целиком сохранившиеся масляные лампы, кусочки керамической люстры с нубийскими фигурками, крестообразную бронзовую фибулу (такие фибулы обычно носили в IV веке), кости (в основном петушиные – из петухов делалось специальное блюдо для ритуальных трапез) и почти полностью сохранившуюся зооморфную вазу с ручкой.
На керамическом кубке с печатью, свидетельствующей, что посуду изготовили в мастерских Лезу (у вулкана Пюи-де-Дом), сохранилась надпись, нанесенная на поверхность глины еще до обжига. Ее сделал некий Гениалис (Genialis) в первой половине III века. Надпись гласит: "DEO [INVIC]TO MYTRH[AE]…/…]VS GENIALIS CIVES MA […]VS EXVOTO D[…/…]RIBVS OMNIS LOCO OMNIS (…)" — "Непобедимому богу Митре, […]ус Гениалис, житель […], преподносит по обету (этот сосуд)".
А на куске тщательно обработанного белого песчаника, украшенного пальметтами (растительным орнаментом), сохранилась надпись на греческом языке, состоящая из четырех строк. Специалисты еще работают над ее расшифровкой. Судя по всему, надпись выбил некий Феофил (Theophilos), уроженец Востока, для галла Ретитуитоса (Retituitos).
Находка святилища Митры стала настоящей сенсацией, так как на западе Франции археологи подобных святилищ практически не находили. Открытие позволило специалистам из INRAP по-новому взглянуть на историю религий, архитектуры и искусства. Известно, что культ Митры практиковался не только в Анже, но и во многих других городах Франции. Однако с началом активной христианизации в IV веке все святилища уничтожили, и до нас практически не дошли никакие следы древних митреумов Галлии.Источник: infox.ru
Митраизм, судя по всему, проник на территорию Европы благодаря римским завоевателям и восточным торговцам и получил широкое распространение в конце I века нашей эры. Приверженцами нового культа, прежде всего, становились воины, так как считалось, что этот бог приносил победу. Таинственный культ, в секреты которого были посвящены только мужчины, сначала стал популярен среди знати, а затем уже привлек представителей других социальных слоев. Митраизм был серьезным конкурентом для христианства, поэтому духовенство яростно боролось с ним. В конце концов император Феодосий Великий в 392 году издал указ, запрещающий культ Митры.
По мнению исследователей, исследуемый ими участок был заселен еще в начале нашей эры. Даже, возможно, во времена правления императора Октавиана Августа (27−14 годы до нашей эры). Главные городские улицы — cardo (по оси север-юг) и decumanus (запад-восток) до сих пор хорошо видны. Вдоль decumanus сохранились следы канавок и тротуаров. Специалисты датировали строительство этой "магистрали" примерно 10 годом до нашей эры.
В конце I века здесь построили два больших дома (domus). Дома имели колоннады и были оборудованы системой подпольного отопления (hypocauste). Примерно в III веке на северо-западе города было построено прямоугольное здание. Археологи определили его как митреум (mithræum) – здание, посвященное Митре. Подобные святилища обычно выглядели как маленькие сводчатые часовни, в которых проходили пиры в честь божества и жертвоприношения Митре. На своде святилища изображалось звездное небо.
В Анже сохранились цилиндрические основания колонн. Возможно, они поддерживали алтарь или были постаментами для статуй. В святилищах Митры почти всегда был барельеф, на котором изображалось божество с фригийским колпаком на голове. Митра перерезал горло быку, символу зла, и кровь убитого животного давала начало жизни. Археологи в ходе раскопок руин святилища на улице Рене Бремон обнаружили фрагменты обязательных украшений митреума – осколки барельефа с изображением Митры, осколки dadophores (так назывались статуи факелоносцев) и miles (статуи воинов с копьями).
Среди прочего археологи нашли внутри и около святилища множество монет (более 200), осколки керамики, целиком сохранившиеся масляные лампы, кусочки керамической люстры с нубийскими фигурками, крестообразную бронзовую фибулу (такие фибулы обычно носили в IV веке), кости (в основном петушиные – из петухов делалось специальное блюдо для ритуальных трапез) и почти полностью сохранившуюся зооморфную вазу с ручкой.
На керамическом кубке с печатью, свидетельствующей, что посуду изготовили в мастерских Лезу (у вулкана Пюи-де-Дом), сохранилась надпись, нанесенная на поверхность глины еще до обжига. Ее сделал некий Гениалис (Genialis) в первой половине III века. Надпись гласит: "DEO [INVIC]TO MYTRH[AE]…/…]VS GENIALIS CIVES MA […]VS EXVOTO D[…/…]RIBVS OMNIS LOCO OMNIS (…)" — "Непобедимому богу Митре, […]ус Гениалис, житель […], преподносит по обету (этот сосуд)".
А на куске тщательно обработанного белого песчаника, украшенного пальметтами (растительным орнаментом), сохранилась надпись на греческом языке, состоящая из четырех строк. Специалисты еще работают над ее расшифровкой. Судя по всему, надпись выбил некий Феофил (Theophilos), уроженец Востока, для галла Ретитуитоса (Retituitos).
Находка святилища Митры стала настоящей сенсацией, так как на западе Франции археологи подобных святилищ практически не находили. Открытие позволило специалистам из INRAP по-новому взглянуть на историю религий, архитектуры и искусства. Известно, что культ Митры практиковался не только в Анже, но и во многих других городах Франции. Однако с началом активной христианизации в IV веке все святилища уничтожили, и до нас практически не дошли никакие следы древних митреумов Галлии.Источник: infox.ru
Опубликовано 22 июня 2010
Комментариев 0 | Прочтений 4422
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: