Смесоипостасные иконы: почему Иисус на них изображен с четырьмя глазами
Иконы, на которых Иисус изображался с четырьмя глазами, нередко внушали верующим ужас и рождали кривотолки. Недаром в 1764 году Церковь велела уничтожить «неканонические и уродливые» изображения. А их насчитывалось немало, ведь у иконописцев были веские основания для такого необычного написания лика Сына Божьего...
Единство трех ипостасей
Иконы с четырехоким Христом принято называть смесоипостасными. Согласно традиционной и самой популярной трактовке в них соединяются три ипостаси Святой Троицы. Первая – Бог Отец, вторая – Святой Дух, третья – Бог Сын. Из трех ипостасей только лик Спасителя допускалось изображать на иконе, ведь ни Бог Отец, ни Святой Дух не имеют визуального воплощения. Поэтому и приходилось иконописцам дописывать «лишние» головы и глаза. Так на иконах появлялся Христос с одним телом, но с тремя «слившимися» головами, у каждой из которых был свой нос, рот и глаза. Почему тогда глаз у трех голов было не шесть, а четыре? Два глаза центрального лика одновременно являлись глазами боковых ликов.
Большую популярность смесоипостасные иконы получили в XIII-XVI вв. среди западноевропейских католиков. До XIII века Святую Троицу европейские иконописцы изображали в виде трех отдельных фигур с идентичными ликами Христа, восседающими на одном престоле. Так подчеркивалось «визуальное сходство», единство, неделимость Отца, Сына и Святого Духа. Позднее три фигуры слились в одну с трехликой головой. Но в 1628 году папа Урбан VIII назвал подобные изображения «еретическим кощунством», что привело на Западе к угасанию смесоипостасной иконописи.
Русские иконописцы переняли традицию написания четырехглазого Христа. Но из-за массового уничтожения подобных изображений в 60-е годы XVIII века сохранилось всего несколько смесоипостасных икон. Самая известная создана в 1729 году мастером из Тобольска, чье имя не дошло до наших дней. Долгое время она висела в Тюмени над вратами Благовещенского храма. Затем ее перенесли в Ново-Тихвинский женский монастырь под Тобольском, позднее – в Областной Свердловский краеведческий музей.
Христос и Даждьбог
Кроме объединения в одном образе трех ипостасей, существует и другое объяснение причин написания смесоипостастных икон. Автор книги «Ванджина и икона: искусство аборигенов Австралии и русская иконопись» В. Кабо связывает традицию изображения трехокого Иисуса с ситуацией двоеверия, при которой до сих пор «мирно уживаются» христианские и языческие верования.
В народном сознании образ славянского языческого Даждьбога «слился» с образом христианского Христа, при этом народное почитание и о память о сыне небесного Сварога интегрировались в культ Иисуса. Так и получилось, что Христа стали изображать с четырьмя глазами – с двумя собственными и двумя, «доставшимися» от Даждьбога.
Троерукая Богородица и другие странные иконы
Изображению Богоматери Троеручицы повезло больше иконы четырехокого Иисуса. Необычных изображений Богородицы сохранилось больше. Одно из самых известных находится в московском Свято-Даниловом монастыре.
Традиция дописывать третью руку красками появилась позже. Сначала же конечность отливали из драгоценных металлов и накладывали на изображение. Так сделано, например, на оригинальной чудотворной иконе в афонской Хиландарской обители. Появление у Богородицы второй десницы связано с легендой чудесного возвращения святому Иоанну Дамаскину отрубленной руки. Строгого канона расположения третьей руки не было, поэтому иконописцы «накладывали» ее то по центру снизу, то в нижнем углу.
Пример еще одной необычной иконы с более счастливой судьбой – изображение святого Христофора Песьеглавца. В нескольких житиях святого мученика традиция изображать его с собачьей головой объясняется по-разному. Одни источники уверяют, что он был родом из племени собакоголовых, населявших территории южнее Сахары. Другие – что Христофор был римлянином «с дико безобразной внешностью». Есть также версии, что голова пса символизирует «собачью преданность» святого Христу либо олицетворяет свирепость, с которой Христофор Песьеглавец боролся с язычниками. В России иконы святого с собачьей головой были запрещены в 1722 году, но в некоторых старообрядческих толках почитание Песьеглавца продолжили и сохранили его иконы.
В книге С. Зотова «Иконографический беспредел: необычное в православной иконе» упоминаются и другие непривычные изображения: шестирукий Иисус, Христос в образе рыбы или пеликана, Богоматерь-русалка, голубь с головами птицы, льва, вола и человека. И совсем уж возмутительной несведущему человеку покажется православная икона «Символ веры» начала XVIII века, на которой текст и сцены из Писания заключены в славянский «коловрат».Источник: "Кириллица"
Единство трех ипостасей
Иконы с четырехоким Христом принято называть смесоипостасными. Согласно традиционной и самой популярной трактовке в них соединяются три ипостаси Святой Троицы. Первая – Бог Отец, вторая – Святой Дух, третья – Бог Сын. Из трех ипостасей только лик Спасителя допускалось изображать на иконе, ведь ни Бог Отец, ни Святой Дух не имеют визуального воплощения. Поэтому и приходилось иконописцам дописывать «лишние» головы и глаза. Так на иконах появлялся Христос с одним телом, но с тремя «слившимися» головами, у каждой из которых был свой нос, рот и глаза. Почему тогда глаз у трех голов было не шесть, а четыре? Два глаза центрального лика одновременно являлись глазами боковых ликов.
Большую популярность смесоипостасные иконы получили в XIII-XVI вв. среди западноевропейских католиков. До XIII века Святую Троицу европейские иконописцы изображали в виде трех отдельных фигур с идентичными ликами Христа, восседающими на одном престоле. Так подчеркивалось «визуальное сходство», единство, неделимость Отца, Сына и Святого Духа. Позднее три фигуры слились в одну с трехликой головой. Но в 1628 году папа Урбан VIII назвал подобные изображения «еретическим кощунством», что привело на Западе к угасанию смесоипостасной иконописи.
Русские иконописцы переняли традицию написания четырехглазого Христа. Но из-за массового уничтожения подобных изображений в 60-е годы XVIII века сохранилось всего несколько смесоипостасных икон. Самая известная создана в 1729 году мастером из Тобольска, чье имя не дошло до наших дней. Долгое время она висела в Тюмени над вратами Благовещенского храма. Затем ее перенесли в Ново-Тихвинский женский монастырь под Тобольском, позднее – в Областной Свердловский краеведческий музей.
Христос и Даждьбог
Кроме объединения в одном образе трех ипостасей, существует и другое объяснение причин написания смесоипостастных икон. Автор книги «Ванджина и икона: искусство аборигенов Австралии и русская иконопись» В. Кабо связывает традицию изображения трехокого Иисуса с ситуацией двоеверия, при которой до сих пор «мирно уживаются» христианские и языческие верования.
В народном сознании образ славянского языческого Даждьбога «слился» с образом христианского Христа, при этом народное почитание и о память о сыне небесного Сварога интегрировались в культ Иисуса. Так и получилось, что Христа стали изображать с четырьмя глазами – с двумя собственными и двумя, «доставшимися» от Даждьбога.
Троерукая Богородица и другие странные иконы
Изображению Богоматери Троеручицы повезло больше иконы четырехокого Иисуса. Необычных изображений Богородицы сохранилось больше. Одно из самых известных находится в московском Свято-Даниловом монастыре.
Традиция дописывать третью руку красками появилась позже. Сначала же конечность отливали из драгоценных металлов и накладывали на изображение. Так сделано, например, на оригинальной чудотворной иконе в афонской Хиландарской обители. Появление у Богородицы второй десницы связано с легендой чудесного возвращения святому Иоанну Дамаскину отрубленной руки. Строгого канона расположения третьей руки не было, поэтому иконописцы «накладывали» ее то по центру снизу, то в нижнем углу.
Пример еще одной необычной иконы с более счастливой судьбой – изображение святого Христофора Песьеглавца. В нескольких житиях святого мученика традиция изображать его с собачьей головой объясняется по-разному. Одни источники уверяют, что он был родом из племени собакоголовых, населявших территории южнее Сахары. Другие – что Христофор был римлянином «с дико безобразной внешностью». Есть также версии, что голова пса символизирует «собачью преданность» святого Христу либо олицетворяет свирепость, с которой Христофор Песьеглавец боролся с язычниками. В России иконы святого с собачьей головой были запрещены в 1722 году, но в некоторых старообрядческих толках почитание Песьеглавца продолжили и сохранили его иконы.
В книге С. Зотова «Иконографический беспредел: необычное в православной иконе» упоминаются и другие непривычные изображения: шестирукий Иисус, Христос в образе рыбы или пеликана, Богоматерь-русалка, голубь с головами птицы, льва, вола и человека. И совсем уж возмутительной несведущему человеку покажется православная икона «Символ веры» начала XVIII века, на которой текст и сцены из Писания заключены в славянский «коловрат».Источник: "Кириллица"
Опубликовано 02 декабря 2023
Комментариев 0 | Прочтений 1117
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: