В долине Наска. Феномены земные и небесные
После появления в начале 70-х годов документального фильма «Воспоминание о будущем» невзрачное пустынное место в пампе реки Наска в Перу стало одним из самых известных на планете. Линии и рисунки в долине Наска поражали воображение своими масштабами и вызвали бесконечные споры как среди ученых, так и среди любителей всего таинственного и непонятного. Однако первые сенсационные предположения, что эти линии являются взлетно-посадочными полосами космических инопланетных кораблей, были вскоре развеяны. По словам немецкого математика Марии Райхе, которая посвятила полвека изучению этих полос, почва пустыни слишком мягкая, и инопланетные корабли просто увязли бы в желтой глине пустыни...
Начиная с XV в. здесь побывало множество людей: завоеватели, путешественники, миссионеры, исследователи. Они не нашли ничего заслуживающего внимания, кроме многочисленных захоронений. В жарком мареве пустыни быстро теряются контуры, и стоя на борозде, практически невозможно заметить, что эти линии являются частью организованной системы. В XX в. через все плато было проложено Панамериканское шоссе. Строители даже не заметили, что оно пересекает изображение хвоста огромной 120-метровой ящерицы.
Сенсационные рисунки были обнаружены совершенно случайно, незадолго до начала Второй мировой войны. Пол Косок, американский специалист по древнейшим цивилизациям Старого Света, арендовал маленький самолет, пролетел над плато на высоте 600 метров и был потрясен увиденным.
Многочисленные прямые линии то сходятся, собираясь в пучок, то снова расходятся, тянутся параллельно друг другу или пересекаются под прямым углом. Поражают гигантские изображения птиц, пауков, обезьян, выполненные контурной линией, без пересечений и замыканий.
Что же представляют собой эти линии? На поверхности плато, покрытой мелкими камешками, как бы выцарапаны борозды, шириной не более полуметра, открывающие мягкий слой серой или желтой глины.
Фигуры и линии хорошо сохранились благодаря засушливому климату. Здесь почти не бывает дождей, и хотя дуют сильные ветры, сила их ослабевает вблизи поверхности: нагретая поверхность из мелкой гальки создает защитный слой теплого воздуха. Кроме того, почва содержит гипс, поэтому мелкие камешки плотно закрепляются на месте, и любой оставленный след сохраняется годами.
Большинство рисунков локализовано на участке серокоричневой пустыни, обрамленном реками Эухенио и Наска. Без видимой системы здесь разбросаны сотни фигур, изображающих животных или птиц. На склонах примыкающих к Наске горных отрогов найдены несколько изображений примитивных человеческих фигур, а также трапеции, прямоугольники, треугольники и просто прямые линии.
Многие изображения представляют животных и птиц, обитающих за многие тысячи километров от Наски, в тропических лесах Амазонки или на побережье океана. Некоторые из них поистине уникальны, например паук, относящийся к очень редкому виду Ricinulei, который был обнаружен совсем недавно в недоступной части влажных лесов Амазонки. Его размеры не более 6 мм, а на рисунке - около 60 метров.
Радиоуглеродный анализ позволил установить время создания этого комплекса линий и фигур - с 3000 г. до н. э. до 800 г. н. э. Правда, эта датировка основана на анализе найденной керамики и органических остатков, которые могли быть занесены в Наску гораздо позже создания фигур в пустыне.
Удивительная прямизна линий отмечалась многими исследователями. Проверка прямолинейности показала, что угловое отклонение составляет меньше 9°, что превышает точность измерений современной аэрофотосъемки.
Исследуя линии и фигуры плато Наска, Косок установил, что клюв самой большой из нарисованных птиц с изломанной зигзагом шеей почти точно ориентирован на последний луч заходящего солнца в день зимнего (для Южного полушария) солнцестояния - 21 июня.
Более того, клюв другой птицы - колибри - упирается в череду параллельных линий, последняя из которых ориентирована на закат в день летнего солнцестояния - 21 декабря.
На основании своих наблюдений Косок выдвинул гипотезу, что «галерея Наски» это самая большая в мире книга по астрономии, что-то вроде звездного атласа, календаря, помогавшего определять время прихода сезона дождей, сева, праздников и ритуальных церемоний.
Мария Райхе развила и значительно углубила идеи Пола Косака, касающиеся звездного календаря. Она установила много интересных соотношений между линиями и фигурами на плато и позициями или движением звезд и созвездий.
Система рисунков и фигур Наска - это изображение древнего насканского зодиака. В пользу этой теории свидетельствует и то, что все изображения сделаны одной непрерывной линией, как бы соединяющей разные звезды, рисуя контур созвездия. Одно из подтверждений этой теории - исследования американского астронома Филлис Питлуги. После тщательного изучения она пришла к выводу, что, например, знаменитое изображение паука задумано как схема звездного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигурой прямые - линии, характеризующие изменения склонения трех основных звезд Пояса Ориона.
Но в целом изучение рисунков Наска с позиции астрономии очень затруднено. Все попытки профессора Хокинса, который занимался тайнами Стоунхенджа и хотел определить именно астрономические направления рисунков Наска, не дали положительного результата. Скорее всего, автоматическое перенесение представления об астрономиии и движении небесных светил, которыми пользовались в древности в Британии и Европе, не дает ключей к пониманию смысла этих фигур. В вавилонской астрономии и астрологии, к которой мы привыкли, принята система из семи планет и 12 созвездий, а в Южной Америке совершенно иное видение звездного неба. Инки, например, считали, что существует две луны - одна белая, другая черная, а их сочетания образуют видимые очертания луны.
Даже поверхностное знакомство с представлениями индейцев кечуа, которые также относятся к культуре инков, дает возможность понять, почему не удается найти те же астрономические ключи и закономерности, что были найдены, скажем, при изучении Стоунхенджа. Главным объектом наблюдений в астрономии индейцев кечуа был Млечный Путь, который олицетворял собой священную реку, подобно Небесному Нилу в Египте. С Млечным Путем соотносили строительство городов и храмов. В течение года Млечный Путь разворачивается с северо-запада на юго-восток, и именно движения этих линий отражалась в планировке города. Центр города и храм находились на пересечении небесных линий. Все прочие храмы располагались в радиальных направлениях, идущих от этого центра, и в каком-то аспекте сами становились центрами.
На Млечном Пути или недалеко от него древними астрономами кечуа выделялись некоторые темные пятна, или, как мы их теперь называем, скопления звездной пыли. Таких объектов было около 50. Один из них в день летнего солнцестояния находится как раз в зените, а Млечный Путь является тем местом, откуда восходит и куда заходит солнце в это важное время года. Млечный Путь определял наиболее важные периоды в жизни народа - начало сезона дождей, сельскохозяйственных работ и т.д. Каждому событию соответствовал восход или закат тех или иных объектов на небе.
Поэтому вполне вероятно, что в рисунках Наска есть и другие, неизвестные нам астрономические ориентиры, но, поскольку у нас нет четкого понимания представлений этого древнего народа о небе, эти ориентиры остаются для нас загадкой.
Существует еще одно интересное предположение о назначении линий и рисунков Наска. Возможно, они связаны с культом плодородия, а именно с окружающими горами. Для андских народов священными были горные вершины, покрытые снегом. Считалось, что там обитают духи - повелители дождей. Это отразилось и в названиях гор. Например, название близлежащей к плато Наска горы Сьерра-Бланка в переводе означает «священная гора, дающая дожди».
Культ гор играл важную роль в жизни андских народов. В стране, где реки пересыхали на много месяцев, плодородие и благоденствие было напрямую связано с выпадающими осадками, с небесной благодатью - дождем.
Солнце встает из-за Сьерра-Бланка в день, когда на востоке Наска, в горах, начинается сезон дождей, дополняя, таким образом, символическую систему: плодородие - солнце - дожди - священная гора.
На самом плато Наска найдено огромное количество керамических сосудов, черепков. Они содержат многочисленные изображения животных, птиц, а также геометрические фигуры, подобные тем, что изображены на поверхности пустыни. Видимо, это были символы, помогающие людям общаться с духами, с богами, обращаясь с просьбой об урожае, о дожде. Некоторые признаки позволяют предположить, что по контурам этих рисунков ставились светильники. Можно представить себе, как выглядели бы все эти изображения, подчеркнутые огненным контуром! Возможно, это было своеобразное жертвоприношение Небу, богам, которые могли засмотреться на эти картины и, обратив внимание на людей, создать облака, наполненные водой грядущих дождей.
Всё это замечательно, но нет ответа на главный вопрос - зачем нужно было устраивать календарь, "звездную карту" и т.д. так, что находясь "под носом", они не заметны? Видно всё это великолепие только сверху! Значит были какие-то "боги", которые спускались сверху, учили и помогали племенам людей и когда они ушли (улетели), для их "привлечения" стали создавать эти гигантские рисунки? Здесь очень показателен "культ карго"...Автор: И.Каменщикова
Источник: "Смотри и думай..."
Сенсационные рисунки были обнаружены совершенно случайно, незадолго до начала Второй мировой войны. Пол Косок, американский специалист по древнейшим цивилизациям Старого Света, арендовал маленький самолет, пролетел над плато на высоте 600 метров и был потрясен увиденным.
Многочисленные прямые линии то сходятся, собираясь в пучок, то снова расходятся, тянутся параллельно друг другу или пересекаются под прямым углом. Поражают гигантские изображения птиц, пауков, обезьян, выполненные контурной линией, без пересечений и замыканий.
Что же представляют собой эти линии? На поверхности плато, покрытой мелкими камешками, как бы выцарапаны борозды, шириной не более полуметра, открывающие мягкий слой серой или желтой глины.
Фигуры и линии хорошо сохранились благодаря засушливому климату. Здесь почти не бывает дождей, и хотя дуют сильные ветры, сила их ослабевает вблизи поверхности: нагретая поверхность из мелкой гальки создает защитный слой теплого воздуха. Кроме того, почва содержит гипс, поэтому мелкие камешки плотно закрепляются на месте, и любой оставленный след сохраняется годами.
Большинство рисунков локализовано на участке серокоричневой пустыни, обрамленном реками Эухенио и Наска. Без видимой системы здесь разбросаны сотни фигур, изображающих животных или птиц. На склонах примыкающих к Наске горных отрогов найдены несколько изображений примитивных человеческих фигур, а также трапеции, прямоугольники, треугольники и просто прямые линии.
Многие изображения представляют животных и птиц, обитающих за многие тысячи километров от Наски, в тропических лесах Амазонки или на побережье океана. Некоторые из них поистине уникальны, например паук, относящийся к очень редкому виду Ricinulei, который был обнаружен совсем недавно в недоступной части влажных лесов Амазонки. Его размеры не более 6 мм, а на рисунке - около 60 метров.
Радиоуглеродный анализ позволил установить время создания этого комплекса линий и фигур - с 3000 г. до н. э. до 800 г. н. э. Правда, эта датировка основана на анализе найденной керамики и органических остатков, которые могли быть занесены в Наску гораздо позже создания фигур в пустыне.
Удивительная прямизна линий отмечалась многими исследователями. Проверка прямолинейности показала, что угловое отклонение составляет меньше 9°, что превышает точность измерений современной аэрофотосъемки.
Исследуя линии и фигуры плато Наска, Косок установил, что клюв самой большой из нарисованных птиц с изломанной зигзагом шеей почти точно ориентирован на последний луч заходящего солнца в день зимнего (для Южного полушария) солнцестояния - 21 июня.
Более того, клюв другой птицы - колибри - упирается в череду параллельных линий, последняя из которых ориентирована на закат в день летнего солнцестояния - 21 декабря.
На основании своих наблюдений Косок выдвинул гипотезу, что «галерея Наски» это самая большая в мире книга по астрономии, что-то вроде звездного атласа, календаря, помогавшего определять время прихода сезона дождей, сева, праздников и ритуальных церемоний.
Мария Райхе развила и значительно углубила идеи Пола Косака, касающиеся звездного календаря. Она установила много интересных соотношений между линиями и фигурами на плато и позициями или движением звезд и созвездий.
Система рисунков и фигур Наска - это изображение древнего насканского зодиака. В пользу этой теории свидетельствует и то, что все изображения сделаны одной непрерывной линией, как бы соединяющей разные звезды, рисуя контур созвездия. Одно из подтверждений этой теории - исследования американского астронома Филлис Питлуги. После тщательного изучения она пришла к выводу, что, например, знаменитое изображение паука задумано как схема звездного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигурой прямые - линии, характеризующие изменения склонения трех основных звезд Пояса Ориона.
Но в целом изучение рисунков Наска с позиции астрономии очень затруднено. Все попытки профессора Хокинса, который занимался тайнами Стоунхенджа и хотел определить именно астрономические направления рисунков Наска, не дали положительного результата. Скорее всего, автоматическое перенесение представления об астрономиии и движении небесных светил, которыми пользовались в древности в Британии и Европе, не дает ключей к пониманию смысла этих фигур. В вавилонской астрономии и астрологии, к которой мы привыкли, принята система из семи планет и 12 созвездий, а в Южной Америке совершенно иное видение звездного неба. Инки, например, считали, что существует две луны - одна белая, другая черная, а их сочетания образуют видимые очертания луны.
Даже поверхностное знакомство с представлениями индейцев кечуа, которые также относятся к культуре инков, дает возможность понять, почему не удается найти те же астрономические ключи и закономерности, что были найдены, скажем, при изучении Стоунхенджа. Главным объектом наблюдений в астрономии индейцев кечуа был Млечный Путь, который олицетворял собой священную реку, подобно Небесному Нилу в Египте. С Млечным Путем соотносили строительство городов и храмов. В течение года Млечный Путь разворачивается с северо-запада на юго-восток, и именно движения этих линий отражалась в планировке города. Центр города и храм находились на пересечении небесных линий. Все прочие храмы располагались в радиальных направлениях, идущих от этого центра, и в каком-то аспекте сами становились центрами.
На Млечном Пути или недалеко от него древними астрономами кечуа выделялись некоторые темные пятна, или, как мы их теперь называем, скопления звездной пыли. Таких объектов было около 50. Один из них в день летнего солнцестояния находится как раз в зените, а Млечный Путь является тем местом, откуда восходит и куда заходит солнце в это важное время года. Млечный Путь определял наиболее важные периоды в жизни народа - начало сезона дождей, сельскохозяйственных работ и т.д. Каждому событию соответствовал восход или закат тех или иных объектов на небе.
Поэтому вполне вероятно, что в рисунках Наска есть и другие, неизвестные нам астрономические ориентиры, но, поскольку у нас нет четкого понимания представлений этого древнего народа о небе, эти ориентиры остаются для нас загадкой.
Существует еще одно интересное предположение о назначении линий и рисунков Наска. Возможно, они связаны с культом плодородия, а именно с окружающими горами. Для андских народов священными были горные вершины, покрытые снегом. Считалось, что там обитают духи - повелители дождей. Это отразилось и в названиях гор. Например, название близлежащей к плато Наска горы Сьерра-Бланка в переводе означает «священная гора, дающая дожди».
Культ гор играл важную роль в жизни андских народов. В стране, где реки пересыхали на много месяцев, плодородие и благоденствие было напрямую связано с выпадающими осадками, с небесной благодатью - дождем.
Солнце встает из-за Сьерра-Бланка в день, когда на востоке Наска, в горах, начинается сезон дождей, дополняя, таким образом, символическую систему: плодородие - солнце - дожди - священная гора.
На самом плато Наска найдено огромное количество керамических сосудов, черепков. Они содержат многочисленные изображения животных, птиц, а также геометрические фигуры, подобные тем, что изображены на поверхности пустыни. Видимо, это были символы, помогающие людям общаться с духами, с богами, обращаясь с просьбой об урожае, о дожде. Некоторые признаки позволяют предположить, что по контурам этих рисунков ставились светильники. Можно представить себе, как выглядели бы все эти изображения, подчеркнутые огненным контуром! Возможно, это было своеобразное жертвоприношение Небу, богам, которые могли засмотреться на эти картины и, обратив внимание на людей, создать облака, наполненные водой грядущих дождей.
* * *
Всё это замечательно, но нет ответа на главный вопрос - зачем нужно было устраивать календарь, "звездную карту" и т.д. так, что находясь "под носом", они не заметны? Видно всё это великолепие только сверху! Значит были какие-то "боги", которые спускались сверху, учили и помогали племенам людей и когда они ушли (улетели), для их "привлечения" стали создавать эти гигантские рисунки? Здесь очень показателен "культ карго"...Автор: И.Каменщикова
Источник: "Смотри и думай..."
Опубликовано 06 декабря 2021
Комментариев 0 | Прочтений 1216
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: