Стена черепов
Стена черепов
Весна - время обновления, и многие именно в этот период решаются на изменение своего жилища. Только сегодня и только сейчас смеем вам представить нестареющую классику от лучших ацтекских дизайнеров - цомпантли, или стену из черепов. Она добавит необычность вашему интерьеру и успешно впишется в любой стиль. Так, стоп, а что вообще это такое и зачем из черепов стены делать? У них строительных материалов не хватало? Цомпантли (Tzompantli на науатле) или стена черепов - тип деревянной стойки или частокола, существование которого подтверждено в документальных источниках ряда мезоамериканских цивилизаций. Использовался для публичного выставления на показ человеческих черепов, как правило - военнопленных или жертв жертвоприношений. Головы для «заполнения» стены добывались (в том числе) в ритуальных «цветочных войнах», которые ацтеки вели начиная с 1450-х годов и до испанского завоевания. На данной войне противники периодически встречались в заранее известный день в назначенном месте и проводили бой. Его целью был не захват территории, а тренировка солдат и захват военнопленных, которых впоследствии приносили в жертву богам.

Цомпантли были распространены по территории всей Мезоамерики, но, в зависимости от региона, их конструкция сильно отличалась. Археологи находят множество остатков цомпантли среди руин поселений ацтеков. У них стена представляла собой деревянный каркас, состоящий из вертикальных и горизонтальных перекладин. В самих черепах по бокам проделывались отверстия и их просто надевали на горизонтальные перекладины. У майя, например, цомпантли имели почти такую же конструкцию, за тем лишь исключением, что черепа нанизывались на вертикальные перекладины. Кстати говоря, именно такой способ позволял проделывать в черепах только одно отверстие (экономия рабочей силы-то какая!) Стены из черепов в том или ином виде встречаются также и у тольтеков, и у миштеков.


Руины цомпантли располагались, главным образом, в мезоамериканских поселениях позднего постклассического периода (с XIII по XVI век), а также в индейских городах, завоеванных конкистадорами (с середины XVI по XVII век). Описания стен из черепов часто встречаются в индейских кодексах, а также в записях испанцев, прибывших в Новый Свет. Тем не менее, есть свидетельства того, что структуры, подобные цомпантли, были распространены и в цивилизации сапотеков со второго по третий век нашей эры, руины поселений которые находятся в Ла Койторе, Оахака. Другие примеры стен из черепов можно увидеть в цивилизации майя, на таких археологических площадках, как Ушмаль и Пуук, а также в других областях Юкатана на сайтах, датируемых примерно концом девятого века. Особенно хорошо сохранилась цомпантли на обширной территории сайта Чичен-Ица. Существуют многочисленные изображения цомпантли и в ацтекских кодексах, датируемых временами прибытия конкистадоров или вскоре после испанского завоевания Мексики. Самые известные среди них – Дуран Кодекс, Кодекс Рамиреса и Кодекс Борджиа. Таким образом мы видим, что традиция складывать стены из черепов была распространена по всему региону в том или ином виде.

Во время пребывания экспедиции Кортеса в столице ацтеков Теночтитлане (столице завоёванной ацтекской империи), конкистадоры писали, что видели деревянный алтарь, украшенный черепами людей, которых принесли в жертву. Об этом же писал Берналь Диас дель Кастильо (со слов очевидца через несколько десятилетий после завоевания Теночтитлана) в книге «Завоевания Новой Испании»: “Когда экспедиция Кортеса вынуждена была пойти на временное отступление при захвате Теночтитлана, ацтеки возвели временные цомпантли для обороны, которые состояли из голов испанцев и их лошадей».

Кстати говоря, не удивительно, что на этот раз ацтеки использовали черепа животных, хотя такой традиции и не было. Дело в том, что индейцы, доселе не видавшие лошадей, увидев всадников, считали их какими-то необычными четвероногими существами с двумя головами. Поэтому, чтобы устрашить врага, цомпантли включала «обе его головы» (спойлер - не помогло). На основании данных из записей конкистадоров Андреса де Тапиа и Фрайя Диего Дурана, ученый Бернард Ортис де Монтеллано подсчитал, что во время того сражения в основной цомпантли было использовано более, чем шестьдесят тысяч черепов. Но я считаю, что эта цифра явно превышена - конкистадоры чаще всего были не очень грамотные, тем более - в условиях боёв. Вряд ли у них было время считать черепа - скорее всего записали примерную цифру с уклоном в сторону увеличения - чтобы показать ацтеков ужасными язычниками и убийцами, тем самым, оправдывая свои действия в их империи.

Но зачем вообще надо было возводить подобные сооружения? Какой сакральный смысл несли цомпантли? Ученые считают, что таким образом ацтеки, а также другие мезоамериканские индейцы пытались придать ритуальное значение смерти своих врагов (как я писала ранее, жертвоприношение играло очень большую роль в религии и жизни ацтеков) Ведь стена из их черепов не только лишний раз докажет превосходство ее создателей, но и устрашит захватчиков (а заодно и всех недовольных властью в самом городе).


В 2015 году археологи из Национального института антропологии и истории обнаружили в Мехико рядом с крупнейшим религиозным комплексом ацтеков, Темпло Майор (Большим Храмом), остатки платформы примерно 13 метров длиной, шести метров шириной и 45 сантиметров высотой. Судя по конструктивным особенностям сооружения и материалам, которые использовались при постройке, оно было создано в конце XV-начале XVI веков, незадолго до появления конкистадоров. В платформу были замурованы 35 черепов, а также фрагменты челюстей и костей черепа. По словам исследователей, помимо мужских черепов (которые, вероятно, принадлежали военнопленным), они обнаружили черепа женщин и детей. По словам принимающего участие в раскопках археолога Рауля Баррера, черепа были замурованы в башню после того, как их продемонстрировали публике и они какое-то время простояли в деревянных цомпантли. Также как и в строении, найденном два года назад, в башню были замурованы не только черепа молодых мужчин, но и женские, и детские черепа. Появление мужских черепов можно объяснить победами в ритуальных «цветочных» войнах, но как в стену попали женские и детские черепа, исследователи пока объяснить не могут.Автор: Д.Шрам
Источник: "Катехизис и Катарсис"
Опубликовано 24 марта 2023 Комментариев 0 | Прочтений 612

Ещё по теме...
Добавить комментарий