«Божьий суд» по-английски
«Божьий суд» по-английски
В средневековой Англии существовало весьма любопытное правовое явление - предшественник современных "сделок со следствием". Только если теперь под этим понимается некая справедливая помощь правосудию, но до XV века всё было несколько иначе. Англичане нашли отличный способ убить двух зайцев: поставить на поток осуществление суда ордалией (т.е. испытание, "Божьим судом"), и сделать отличное шоу. Тут для начала нужно понять, что собой представляет "Божий суд". Тема крайне глубокая, так что опишу очень-очень упрощённо, буквально по верхам...

Ещё не сформировалась инквизиционная процедура - то есть судебное следствие по публичному обвинению, в ходе которого исследуются доказательства и показания, и именно это становится в итоге основой для решения судьи. Обвинение частное: нужен конкретный человек, указывающий на преступника, и взывающий к высшему правосудию - в котором люди только проводники божественной воли. Именно поэтому активно применялись ордалии - от испытаний водой или огнём, до судебных поединков. Мол, так рассудил Господь - не нам с ним спорить.

Уже в Высоком Средневековье в Англии имелся суд присяжных, но судил он далеко не всех - обвиняемые могли потребовать именно ордалии. Испытания огнём и водой отменили в 1215, но вот судебные поединки оставались. Ясное дело, для обвиняемого такое - неплохая лазейка. Но закон, как известно, что дышло: такая практика сделалась лазейкой и для властей.

Заключалась лазейка в институте так называемых approvers. Осуждённому, если это был крепкий мужчина, дозволялось вместо казни стать аппрувером: теперь он должен был выступать обвинителем по уголовным делам. И не беда, если указать на настоящего преступника он не может, не владея информацией.

Кто-то требует ордалии? Прекрасно! Обвинителем против него выступал аппрувер: пусть человека этого видел первый раз, но заявлял, что подсудимый виновен, и доказать это аппрувер готов перед лицом Господа, в бою. Терять аппруверам было нечего, т.к. оправдание обвиняемого означало для него самого исполнение ранее вынесенного смерного приговора.

Иногда таким образом осуждали заведомых преступников, с которыми не хотелось возиться - и так всё понятно. Иногда - при помощи аппрувера подставляли, кого нужно было подставить. Некоторых аппруверов даже специально тренировали: настоящие школы гладиаторов!

И сам судебный поединок при этом был сильно похож на гладиаторские увеселения. Условия и снаряжения часто были заведомо абсурдными, на потеху зрителям. Например, есть описание такого поединка, в котором обвиняемый и аппрувер были одеты в звериные шкуры, и дрались насаженным на древки рогами.

Ну, а чего бы не повеселиться добрым гражданам, наблюдая поединок какого-то прожжённого уголовника с тем, кто и так давно осуждён на смерть? Приличные люди, будучи подставленными таким образом, чаще просто откупались, что и было целью (аппрувера при это вешали - опять же, хоть какое-то развлечение в серых буднях).

Успешные аппруверы таким образом выживали годами, убивая на ристалище десятки человек. Причём, с каждым процессом увеличивалась сумма на содержание аппрувера, так что жилось ему в заключении всё лучше и лучше.

Иногда в документах по оформлению аппрувера значилось конкретное количество человек, что должны были быть осуждены с его помощью. В общем, Рим кончился - гладиаторы остались.

Абсурд, конечно. Но, на общем фоне судопроизводства до XV века (за пределами Германии, разве что) - не так уж плохо. По крайней мере, весело...Автор: А.Миллер
Источник: "Катехизис и Катарсис"
Опубликовано 24 января 2023 Комментариев 0 | Прочтений 572

Ещё по теме...
Добавить комментарий