Как Понтий Пилат стал святым и что с ним случилось после распятия Иисуса
Как Понтий Пилат стал святым и что с ним случилось после распятия Иисуса
К концу II века н.э. римский философ-платоник Цельс написал антихристианский трактат, высмеивающий веру в Иисуса Христа. Если Иисус действительно был сыном Бога, пишет Цельс, то почему Бог не наказал Понтия Пилата, человека, ответственного за его распятие? Отношение к Пилату в истории христианства всегда было неоднозначным. Где-то его считают виновным в распятии Иисуса, настоящим злодеем, а где почитают в статусе святого. Понтий Пилат был пятым префектом римской провинции Иудеи примерно с 26 по 37 год н.э. В евангелиях Пилат представлен как человек, который не считал Иисуса виновным, даже называл его праведником, но именно он предал христианского мессию на распятие, умыв руки. В 1961 году археологи раскопали известняковый блок с надписью, в которой Понтий Пилат упоминается как префект Иудеи в Кесарии Палестинской, римском порту на побережье Средиземного моря в Израиле. Находка предоставила реальные доказательства существования и карьеры знаменитого римского чиновника 1 века. В отличие от многих библейских персонажей, в его существовании никто не сомневается. В дополнение к этому "камню Пилата" мы знаем о нем от еврейских историков и философов.

Камень Пилата, Израильский музей
Камень Пилата, Израильский музей

Что стало с Пилатом после распятия Иисуса?

Римско-еврейский историк Иосиф Флавий в своих "Иудейских древностях" (конец 1 века) пишет, что Пилат был отозван в Рим после его неудачных попыток разобраться с беспорядками самаритян в 36 году.

Что произошло дальше, можно только догадываться. Иосиф Флавий больше ничего не говорит о нем. Возможно, из-за короткого политического хаоса, случившегося по причине смерти императора Тиберия и возвышения Калигулы, его дело было отложено или просто забыто.


Отсутствие плохих последствий поступка Пилата поставило христианских апологетов в затруднительное положение. Пилат приговорил Иисуса к страданиям на кресте, но он не понес вины. Божественного наказания не последовало. Возможно, христиане не хотели провоцировать конфликт с властями, обвинив римского чиновника в убийстве их бога.

Оправдание Пилата

В канонических евангелиях сказано, что Пилат не является полностью виновным в распятии Иисуса. Он пытался оправдать его, но предпочел положение, а не справедливость.

В апокрифическом Евангелие от Петра, которое является одним из самых ранних христианских апокрифов, Пилат выступает как сторонник христиан. Он помогает им снять тело Иисуса с креста, называет Иисуса сыном Бога, и сохраняет тайну его воскресения от иудейских священников.


Традиция о непорочном Пилате привела к тому, что ко 2 веку среди христиан распространились поддельные письма Пилата ("Деяния Пилата"), повествующие о чудесной истории Иисуса. В "Деяниях Пилата" Пилат является новообращенным христианином.

Похожей трактовки придерживался один из авторитетнейших богословов 2 века - Тертуллиан. Он также оправдывает Пилата и называет его христианином:

"Пилат, сам уже по своему убеждению христианин, сообщил все это относительно Христа тогдашнему императору, Тиберию. Да и сами императоры открыто признали бы то, что сообщено им о Христе, если бы не были необходимы миру, или если бы христиане могли быть императорами", - Апологетик

Первые христиане переложили вину за распятие на других. Опровержение аргументов Цельса, написанное Оригеном в 3 веке, оправдывает Пилата и обвиняет еврейский народ. Крах Иудеи и расселение евреев исторически подкрепили веру христиан в виновность евреев. Ангажированный взгляд христиан явно отражается в Евангелии от Матфея, где евреи кричат, что кровь Иисуса будет на них и их детях. Вероятно, это оказало влияние на христианский антисемитизм.

Иудейские первосвященники из фильма "...
Иудейские первосвященники из фильма "Страсти Христовы"

Пересмотр статуса Пилата

В 4 веке, когда христианство стало официальной, а затем государственной религией, уже было можно пересмотреть фигуру Пилата. В Никейском символе веры, сформулированном при языческом императоре Константине в 325 году и дополненном в 381 году, говорится, что Христос был распят при Понтии Пилате. Христиане установили причастность Пилата в распятии Иисуса с помощью догмата.

Однако не все христиане приняли новый взгляд на Пилата. В Западной церкви Августин Аврелий верил, что Пилат действительно считал Иисуса иудейским царем, о чем написал на табличке, которую прибили к кресту Иисуса.


Канонизация Пилата

В Восточном христианстве отношение к Пилату было более лояльным. В сирийском тексте 5-6 века "Парадокс Пилата" префект Иудеи раскаивается из-за случившегося распятия Иисуса, в итоге он, его жена и центурион Лонгин обращаются в христианство.

В православии жену Пилата Клавдию Прокулу канонизировали в лике святых, так как она, по Евангелию от Матфея, просила Пилата не причинять вреда Иисусу. То же самое сделали древневосточные христиане: копты и эфиопы. Но они не остановились на Клавдии и сделали 25 июня днем святого Понтия Пилата. В эфиопском житии Пилата есть следующие строки:

Приветствие Пилату, который умыл руки, чтобы показать, что на нем нет крови Иисуса Христа.
Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 07 декабря 2022 Комментариев 4 | Прочтений 2498

Ещё по теме...
Комментарии
1 | Виктор 10 декабря 2022 12:10:48
Умыл руки, то есть смыл кровь с них для скрытия преступления?
2 | Алекс 14 декабря 2022 05:18:57
Власть и религия, рука руку моет
3 | Жек 14 декабря 2022 05:20:51
"он конечно виноват, но он не виноват"
4 | Хирон 22 декабря 2022 20:09:50
Ответ прост.
То была воля Отца, о чём становится ясно из молитвы Исуса в гефсиманском саду.
Пилат исполнил волю Верховного, с осознанием собственной беспомощности.
Распятие Мессии Эпохи Рыб не понято людьми.
Крест хранит свои секреты, пока не воскреснет древнее учение.
Добавить комментарий