Зачем иудеи сделали Лилит первой женой Адама
Зачем иудеи сделали Лилит первой женой Адама
Лилит - это демоница, которую некоторые иудейские авторы, начиная с 8 века н.э., называли первой женой Адама. В самой Библии ничего про Лилит не сказано, там только упоминается ночное животное или приведение, которое встречается в Книге пророка Исаии. Однако образ Лилит возник не просто так. Он связан с пробелами в самом библейском тексте. Когда мы читаем первые главы книги Бытия, где описывается сотворение первых людей, то закономерно возникает ряд вопросов к тексту: 1. Почему Ева была создана позже Адама? 2. Почему Бог заранее не предугадал, что Адам будет одинок, и не создал его с женщиной с самого начала? 3. Почему в 1 главе книги Бытия говорится, что мужчина и женщина были созданы вместе, а во 2 главе книги Бытия Адам и Ева сотворены в разное время?

Средневековые раввины, пытаясь ответить на эти вопросы, придумали увлекательный ответ, используя древнюю ближневосточную традицию о женском демоне по имени Лилит. Некоторые тексты описывают ее как суккуба, другие - как убийцу детей. Из Талмуда мы знаем, что евреи верили в существование суккубов, мужчинам даже запрещали спать одним дома, так как это могло спровоцировать появление Лилит в их постели.


Автор мидраша «Алфавит Бен Сира» использует фигуру Лилит для ответа на вышеуказанные вопросы. Он пишет, что на самом деле до Евы была Лилит, поэтому Бог не совершал никакой оплошности при создании Адама (не обрекал его изначально на одиночество). Также фигура Лилит умело решает загадку в 1 главе книги Бытия, где сказано о единовременном сотворении первых людей:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Бытие 1:27)

Автор "Алфавита" пишет, что Лилит покинула Адама, поэтому в Бытии 2:18 Адам скучает один и Бог создает для него Еву.

Таким образом, средневековый миф о Лилит – это классический пример этиологического мифа. Этиологический миф – это объяснительный миф, призванный описать причины происхождения какого-либо явления. Например, миф о сотворении Адама и Евы объясняет нам, почему мужчины вынуждены работать «в поте лица», и почему женщины испытывают боли во время родов. Потому что Бог изгнал их из Эдемского сада, где они могли жить вечно без каких-либо усилий.


«Алфавит Бен Сира» отвечает, что Лилит убежала от Адама, потому что парочка всегда ссорились, в частности, они спорили о том, кто должен находиться сверху...:

«В то время, когда Святой Бог сотворил мир, он создал первого человека, и когда он увидел, что этот человек был один, он немедленно создал из земли женщину, подобную ему, и он назвал ее Лилит, и привел ее к Адаму. Сразу же между ними началась ссора. Адам сказал: «Ты будешь лежать подо мной». Она сказала: «Ты будешь лежать подо мной, поскольку мы оба равны, поскольку мы оба были созданы из земли». Они не смогли услышать друг друга. Когда Лилит поняла это, она произнесла тайное имя Бога, взлетела в воздух и улетела»


Таким образом, будучи равными, они не могли жить вместе. Бог создал более покорную Еву из ребра Адама, чтобы заменить его потерянную первую жену. Миф из «Алфавита Бен Сира» также объясняет проблему, почему Лилит так агрессивно относится к детям, потомкам Евы, и почему им нравится соблазнять невинных мужчин, пока они спят одни.

Но на этом история Лилит не закончилась. «Алфавит Бен-Сира» представлял Лилит как восставшую против Адама. Поэтому Бог создал для Адама покорную Еву. Раввин Раши, живший в 11 веке, подчеркивал важность покорности женщин. Он объяснял, что заповедь из Бытия 1:28 «плодитесь и размножайтесь» дана только мужчине:

«Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь; наполняйте землю и владейте ею. Царствуйте над рыбами морскими, и птицами небесными, и над всеми пресмыкающимися»


Фразу «и владейте ею» он рассматривал как владение женщиной. То есть мужчина по воле Бога должен властвовать над женщиной.

Позже раввин Нахманид, или Моше бен Нахман, писавший в 13 веке, соглашался с подчиненным положением женщин, но не соглашался с тем, что это является заповедью Бога. По его словам, подчинение женщины является следствием ее наказания, а не частью созданного порядка.

В ХХ веке иудейский теолог Джудит Пласкоу переписала образ Лилит, превратив ее из демоницы в первую феминистку.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 17 ноября 2022 Комментариев 0 | Прочтений 3738

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия