Магические черепа у иудеев
Колдуны в Вавилонии не только использовали для своих заклинаний такое «нечистое» с точки зрения иудейских законов средство, как человеческие черепа, но и напрямую обращались за помощью к демонам.
В настоящее время известно более полутора тысяч глиняных чаш с заклинательными надписями на арамейском языке, происходящих с территории позднесасанидской и раннеарабской Вавилонии (ок. V-VIII вв. н.э.). Целями подобных изделий было защитить их владельцев от вреда со стороны демонов или враждебных людей, либо же наоборот причинить вред врагам. Среди заказчиков и изготовителей заклинательных чаш встречаются христиане, мандеи и зороастрийцы, однако большинство их, по всей видимости, составляли иудеи...
Помимо глиняных чаш в качестве материала для заклинаний иногда также использовались человеческие черепа. В настоящее время описано пять подобных артефактов, из которых 1 хранится в Филадельфии, 3 – в Берлине и 1 – в собрании Мусаева (Dan Levene. Calvariae Magicae: The Berlin, Philadelphia and Moussaieff Skulls / Orientalia. Vol. 75, fasc. 4. 2006). Надписи на них сделаны чернилами на еврейском вавилонском арамейском языке квадратным арамейским письмом. Их язык, письмо и содержание соответствуют надписям на иудейских магических чашах, поэтому оснований для сомнения в их еврейском происхождении нет.
Самая длинная читаемая надпись имеется на черепе из Переднеазиатского музея в Берлине (VA 2458).
Целью данного заклинания было поразить враждебного демона или человека («бросить его на землю»). Имя Кефуфана, с обращения к которому начинается надпись, встречается в нескольких магических надписях на чашах, а также в мандейских источниках в качестве имени демона (kwp rb’). Примечательно, что семь иудейских ангелов заклинаются здесь именем демонического существа Бартитбы, мать которого – сестра Либат («языческой» месопотамской богини Делебат, т.е. Венеры), а отец – внук Лилит. Возможно Бартитба тождественен демону Бартиту, который упоминается в Талмуде (ВТ Шаббат, 67а) и в надписях на заклинательных чашах.
Как мы видим, иудейские колдуны в Вавилонии не только использовали для своих заклинаний такое «нечистое» с точки зрения иудейских законов средство, как человеческие черепа, но и напрямую обращались за помощью к демонам.
Помимо глиняных чаш в качестве материала для заклинаний иногда также использовались человеческие черепа. В настоящее время описано пять подобных артефактов, из которых 1 хранится в Филадельфии, 3 – в Берлине и 1 – в собрании Мусаева (Dan Levene. Calvariae Magicae: The Berlin, Philadelphia and Moussaieff Skulls / Orientalia. Vol. 75, fasc. 4. 2006). Надписи на них сделаны чернилами на еврейском вавилонском арамейском языке квадратным арамейским письмом. Их язык, письмо и содержание соответствуют надписям на иудейских магических чашах, поэтому оснований для сомнения в их еврейском происхождении нет.
Самая длинная читаемая надпись имеется на черепе из Переднеазиатского музея в Берлине (VA 2458).
(1) ’y kpwpn
О Кефуфан!
…
(5) ś[r]’ q˹l˺[’](l)’ mwmyn’ ˹lk˺ wmšb‘n’ (.) by[š](my)h (d’)bwk
Князь быстрый, я призываю тебя и заклинаю во имя твоего отца
(6) [w’m]k (…’ …h ’…) nwry’l
и твоей матери… Нуриил
(7) ˹m˺(l)’kh ˹w˺g˹b˺ry’˹l˺ ’y(zyl)w wtwbw (bšmy)h dbrṭyṭb’ b(r)
ангел и Гавриил ангел, идите и вернитесь во имя Бартитбы, сына
(8) ’ḥ(t)[’] (d)l(ybt) br bryh (d)br (l)ly(t)’ […]
сестры Либат, сына внука Лилит…
(9) nwr(y)’’l ml’kh ˹w˺ḥšty’’l ml[’k]h dy[…]˹y˺’’l
Нуриил ангел и Хаштиил ангел…
(10) ml’k˹h˺ wšyby’’l ˹ml’kh˺ [.y’]˹’l˺ [ml’kh]
ангел и Шибиил ангел… ангел
…
(13) ’t(wn) (š)[b‘]h ml’[k](yn) ’y(zylw) [wtwbw]
Вы, семь ангелов, идите и вернитесь
…
(15) wš(yd)why mypk
и бросьте его опрокинутым
(16) l’r’
на землю!
Целью данного заклинания было поразить враждебного демона или человека («бросить его на землю»). Имя Кефуфана, с обращения к которому начинается надпись, встречается в нескольких магических надписях на чашах, а также в мандейских источниках в качестве имени демона (kwp rb’). Примечательно, что семь иудейских ангелов заклинаются здесь именем демонического существа Бартитбы, мать которого – сестра Либат («языческой» месопотамской богини Делебат, т.е. Венеры), а отец – внук Лилит. Возможно Бартитба тождественен демону Бартиту, который упоминается в Талмуде (ВТ Шаббат, 67а) и в надписях на заклинательных чашах.
Как мы видим, иудейские колдуны в Вавилонии не только использовали для своих заклинаний такое «нечистое» с точки зрения иудейских законов средство, как человеческие черепа, но и напрямую обращались за помощью к демонам.
Опубликовано 08 ноября 2022
Комментариев 0 | Прочтений 605
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: