Кто такой Антихрист и кем он будет
Кто такой Антихрист и кем он будет
В кризисные времена христиане часто вспоминают пророчество об Антихристе, который является противником Иисуса. Антихрист с греческого так и переводится - противник мессии. Некоторые верят, что Антихрист уже пришел, и поэтому нужно готовиться ко второму пришествию Иисуса и Судному дню. Но что сказано в Библии об Антихристе? Почему появился миф об Антихристе? Кто был, есть или будет Антихристом?

Термин "антихрист" встречается только в новозаветных Посланиях Иоанна:

"Дети, это время — последнее. Вы слышали, что должен прийти антихрист, и сейчас появилось много антихристов, из чего мы узнаем, что время — последнее". (Первое послание Иоанна 2:18)
"Кто такой лжец? Лжец — тот, кто отвергает, что Иисус - Христос. Такой человек - антихрист, он отвергает и Отца, и Сына". (Первое послание Иоанна 2:22)
"Но дух, не признающий Иисуса, — не от Бога. Это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и он уже есть в мире". (Первое послание Иоанна 4:3)
"Много обманщиков вышло в мир, не признающих, что Иисус Христос пришел в человеческом теле. Такой человек - обманщик и антихрист". (Второе послание Иоанна 1:7)

Других прямых упоминаний Антихриста в Библии нет. Только четыре.

Конечно, христианам этого было недостаточно, и они расширили представление об Антихристе, ссылаясь на остальные библейские книги. Сделали они это не просто так. Обратите внимание на третий стих из списка (1Ин 4:3). В отличие от других отрывков, где Антихрист - это просто тот, кто не признает Иисуса Христа, Бога (и таких антихристов может быть много), в третьем отрывке Антихрист - это тот, кто придет, и он уже есть в мире.

Политики, религиозные деятели, миллиа...
Политики, религиозные деятели, миллиардеры, которых называли и называют антихристами

В других книгах Нового Завета заходит речь о неком "мятежнике", который возглавит великое восстание, но будет убит Христом:

"День этот не придет до тех пор, пока не произойдет отступление от Бога и не откроется человек беззакония, осужденный на погибель. Он будет противостоять всему, что называют божеством или святыней, и превозноситься над этим. Он даже займет место в храме Божьем и будет выдавать себя за Бога". (Второе послание Фессалоникийцам 2:3-4)

В этом отрывке описывается как раз тот, кого потом будут называть Антихристом, хотя в отрывке такого слова нет.

Так миф об Антихристе встраивается в апокалиптический дискурс - он появится в последние времена, чтобы смутить людей, провозгласив себя богом, но затем придет Иисус и убьет его. Особо яркое описание Антихриста представлено в Откровении Иоанна Богослова, где он выглядит как чудовище с семью головами и десятью рогами. Этот зверь, "подобный барсу", был определен как Антихрист многими церковными авторитетами, такими как Ириней Лионский и Августин Аврелий.


Ранние христиане выстраивали представление об Антихристе на уже существовавшей эсхатологической традиции (эсхатология - учение о последних временах), которая сохранилась в пророческих книгах Ветхого Завета: "Гог и Магог" от Иезекииля, "Мерзость запустения" от Даниила. Данные представления отразились в пророческом Апокалипсисе Иоанна Богослова, последней книге Библии.

Современные исследования выявили аналогичные опасения по поводу эсхатологических врагов в Кумранской общине (одно из направлений иудаизма, возникшее во 2 веке до н.э.). Вера в последнего противника мессии также сохранилась в более позднем иудаизме в легендарных описаниях царя-гонителя Армилуса.

Почему христианам понадобился Антихрист?

Еще в 19 веке библеист Вильгельм Буссе выдвинул мифологичесое объяснение фигуры Антихриста. Он считал, что Антихрист рассматривался как проекция чудовища хаоса, воевавшего против бога-творца в ближневосточных космогониях (космогония - учение о происхождении мира).

Мардук против богини Тиамат (порядок ...
Мардук против богини Тиамат (порядок против хаоса)

Востоковед Чарльз Трипп полагал, что Антихрист возник в результате взаимодействия трех традиций: индивидуальных и коллективных представлений об эсхатологическом враге, основанных на политических событиях, мифической фигуре Велиала (падший ангел) и развитии мифа об императоре Нероне.

Вера в Антихриста возникла в результате взаимодействия древних иудейских мифов и текущей политической ситуации. Осквернение Храма царем Селевкидов Антиохом IV (167 г. до н.э.) и его жестокое преследование евреев были шокирующими событиями, которые требовали универсалистских интерпретаций, основанных на архетипических мифах.

Антиох IV
Антиох IV

Последующим преследователям евреев и христиан также был придан мифологический статус, и их истории, в свою очередь, еще больше сформировали легендарные повествования. Самым важным из этих гонителей был римский император Нерон (правил с 54 по 68 год н.э.). Основываясь на путанице, связанной со смертью Нерона, легенды о вернувшемся (или позже воскресшем) Нероне, который будет действовать как главный враг христиан, повлияли на ранние христианские и иудейские тексты (Вознесение Исайи, Оракулы Сивиллы).

Бюст Нерона
Бюст Нерона

Христианские мыслители 2-3 века пытались сплести различные традиции, касающиеся Антихриста, в единую картину. Сколько должно быть антихристов? Антихрист - человек или демон? Еврей или римлянин по происхождению? Лжепророк или император-гонитель?

Миф об Антихристе развивался как обратная сторона развития христологии (христология - учение об Иисусе) в ранней церкви: спекуляции на личности и прерогативах Христа поощряли внимание к его эсхатологической противоположности. В начале 3 века Ипполит Римский написал трактат "О Христе и антихристе", в котором кратко излагались верования и легенды об Антихристе. Ученики Ипполита продолжили развивать учение об Антихристе, работая с разными эсхатологическими традициями, где Антихрист выступал в двух ролях: римский гонитель, прототипом которого был Нерон, и лжемессия из колена Дана, который восстановит Храм в Иерусалиме.

Мифы об Антихристе продолжали процветать и после обращения Римской империи в христианство. Основываясь на описании многих антихристов в новозаветных посланиях Иоанна, донатистский епископ 4 века Тихоний Африканский подчеркивал морализаторский взгляд на последнего врага Иисуса как на совокупность злодеев внутри церкви. Эту традицию сохранил римский папа Григорий I (правил с 590 по 604 год).

Григорий I
Григорий I

Взгляды на "группового Антихриста" были распространены в Средние века. Коллективным Антихристом выступали еретики, мусульмане и иудеи.

Христианские верования об Антихристе, особенно те, которые возникли в Сирии, послужили источником для исламских мифов о последнем эсхатологическом враге, называемом Даджалем (обманщик). Хотя Даджаль не упоминается в Коране, миф о чудовищной фигуре появился рано: Даджаль должен явиться незадолго до Судного дня, чтобы ввести в заблуждение верующих, затем его убьет либо Иисус, либо Махди (последний пророк, который появиться в конце времен).

Письмо христианского монаха Адсо об Антихристе (10 век), написанное по образцу жития святого, изображает последнего врага как сочетание лжехриста и тирана. Версия Адсо сохраняла популярность до 15 века, пока не появились протестанты, которые постоянно объявляли антихристами римских пап. В дальнейшем, по традиции, каждая христианская конфессия объявляла Антихристом самого ненавистного врага.

Протестантская карикатура на римского...
Протестантская карикатура на римского папу

Антихристами называли Наполеона, Муссолини, коммунистов. Сегодня антихристами для многих верующих выступают крупные политики, миллиардеры или главы церквей. Особо предприимчивые в воображении любят спекулировать на тему, что тот самый Антихрист уже среди нас, и править он будет определенное количество лет.

Способность фигуры Антихриста служить символом зла придала этой идее исключительное долголетие.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 07 октября 2022 Комментариев 0 | Прочтений 1179

Ещё по теме...
Добавить комментарий