Как римляне понимали смерть
Как римляне понимали смерть
В непростое время неплохо было бы поговорить о смерти. Обратимся к опыту древних римлян, жителей величайшей империи в истории, которая оказала влияние на весь мир и до сих пор оказывает. Чем была смерть для римлян? Куда попадал человек после смерти? Какие были погребальные обычаи?

Смерть в Древнем Риме

Отношение к смерти в Древнем Риме было сложным и не ограничивалось одной традицией. На римские представления о смерти повлияли разные культуры, особенно древнегреческая.

Мозаика "Memento mori", Помпеи
Мозаика "Memento mori", Помпеи

Смерть и сопровождавший ее похоронный ритуал были возможностью продемонстрировать социальный статус не только умершего, но и его семьи. Похороны культивировали предков и накладывали обязанность будущим поколениям чтить их. Памятники смерти, такие как могилы и эпитафии, создавались не столько для мертвых, сколько для живых, которые должны были приходить к могилам и поминать покойников.

Некоторые римляне были очень суеверны и старались избегать любых упоминаний о смерти. Другие окружали себя изображениями смерти: скелеты, черепа, надписи. Это напоминало им о быстротечности жизни.

Римская мозаика I века
Римская мозаика I века

Гораций о смерти

Тема смерти регулярно появлялась в римской философии и поэзии. Поэт Гораций был восторженным сторонником упоминания смерти, чтобы акцентировать внимание на важности жизни. Он оставил нам много крылатых фраз, которые широко используются сегодня:

"Всех ожидает одна и та же ночь, всем придется когда-нибудь вступить на смертную тропу". (omnes una manet nox, et calcanda semel via leti)", - Лови момент (Carpe diem)


О жизни после смерти

В Древнем Риме не было универсальных представлений о жизни после смерти. Однако популярной была традиция считать, что умерший продолжал жить в подземном мире. Идея посмертной жизни менялась под влиянием греческой культуры, что особенно отразилось в "Энеиде" Вергилия.

В своей поэме Вергилий пишет о герое Энее, который отправляется в подземный мир, устроенный по типу греческого Аида. Здесь Эней встречает сказочные поля Элизия, где обитают души блаженных, и мрачный Тартар, обитель проклятых. Непогребенные беспокойно ждут на берегах реки Стикс. Считалось, что их души преследуют живых.

Себастьян Вранкс "Элизий, или Эней на...
Себастьян Вранкс "Элизий, или Эней находит своего отца на Елисейских полях"

Богов подземного мира, Плутона и Прозерпину, широко чтили в кризисные времена. Также римляне чтили манов - родовых богов-духов, которые были обожествленными предками. Считалось, что после смерти человек присоединялся к своим манам.

Праздники по мертвым

Римляне отмечали дни рождения и дни смерти своих предков, прямо как христиане чтут такие дни в отношении святых. Манам поклонялись в особый период - Паренталии, они проходили в феврале. У непогребенных тоже был свой праздник - их души умиротворялись в Лемурии, которые проходили в мае.

Мертвые продолжали существовать в домашнем и общественном пространстве. Аристократы могли позволить себе создавать маски членов семьи, некоторые делали уже после смерти родственника. Их хранили в домах на протяжении поколений и выставляли в главных залах.

Октавиан в образе бога Юпитера
Октавиан в образе бога Юпитера

Почивших императоров возводили до божественного уровня. Это началось после смерти Гая Юлия Цезаря, который стал первым обожествленным главой Рима. Затем обожествили первого императора Октавиана как бога-сына, и уже с того момента каждый последующий император приобретал божественный статус.

Погребальные обычаи в Древнем Риме

Смерть в Древнем Риме воспринимали как нечто, что может заразить или нанести вред живым. Поэтому существовало строгое физическое разделение между живыми и мертвыми. Вокруг населенных районов существовала граница - померий, и только за этой границей можно было хоронить мертвых.

Семья находилась в состоянии траура восемь дней. В течение этого времени они изолировали себя от общества. Ветви кипариса часто вывешивали перед домами в знак траура.

В процессе похорон член семьи читал речь у могилы. Родственники закрывали глаза и рот умершего. Во время процессии женщины исполняли роль плакальщиц и произносили имя умершего. При кремации один из членов семьи зажигал костер, затем собирал останки и очищал кости.


Обычаи, касающиеся смерти в Древнем Риме, менялись с течением времени, и это особенно касалось практики захоронения. Самые ранние обнаруженные римские могилы датируются 10 веком до н.э. Они представляют собой как урны с прахом, так и погребения тела.

В период 2-1 века до н.э. кремация была наиболее распространенным типом захоронения. Урны наполняли прахом умершего, а затем помещали в семейные гробницы. Менее богатые использовали колумбарии, которые представляли собой кирпичное сооружение с многочисленными нишами для погребальных урн.

Римский колумбарий
Римский колумбарий

В последующие века популярным стало погребение умерших, которое также поощрялось христианами.

Помни о смерти

После крупной военной победы торжествующие полководцы шли по улицам под рев толпы. Церемониальная процессия могла длиться целый день, а военачальник ехал на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Не было более желанной чести. Генерала боготворили и воспевали. Но ехавший в той же колеснице раб должен был говорить полководцу:

Respice post te. Hominem te esse memento. Memento mori! (Оглянись назад. Помни, что ты смертен. Помни о смерти!)
Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 06 октября 2022 Комментариев 0 | Прочтений 991

Ещё по теме...
Добавить комментарий