Фестский диск: что рассказала спиральная строка о Земле до Потопа
Во-первых, - и это правильный вопрос, - о котором Потопе речь? Много их было придумано ещё в древности, да и ныне альтернативная наука постоянно радует нас открытием Потопов новых. Но в данном случае речь не об одном из вымышленных потопов, а о реальном. Вызванном извержением вулкана на острове Санторин в 1628 году до н.э..
Это было грандиозное событие, точно датированное методами дендрохронологии. Краткосрочное изменение климата записалось в древесных кольцах даже на Ямале. Весь восток Средиземноморья оказался засыпан пеплом. Образование кальдеры могло привести к возникновению волны высотой 260 метров. Или хотя бы 100. Или, по другим расчётам, 30. Ну, в крайнем случае метр или полтора. Странно было бы, если б волны не было вообще. И хотя береговые отложения свидетельствуют, что масштаб затопления оказался до удивления невелик, относительно к силе взрыва, что-то в тот бедственный день точно ушло под воду...
Во-вторых, о тексте. Но сначала о диске. Кратко излагая общеизвестное, стоит отметить, что найден он был в тайнике при раскопках принадлежащего минойской цивилизации дворца в Фесте на острове Крит. Это — отлично сохранившееся изделие из терракоты (обожженной глины) диаметром 16 и толщиной 2 сантиметра, покрытое расположенными по спирали письменами с обоих сторон. Знаки нанесены методом выдавливания, с помощью набора печатей. В тайник диск был помещён около 1700 года до н.э. вместе с другой «глиняной книгой», представлявшей собой образец критского линейного письма А.
Вообще, на минойском Крите использовалось четыре разновидности письменности. Но не одновременно. Критяне же не японцы, всё-таки. Сначала, как и положено, возникло рисуночное письмо. Из которого позже, по мере того как обозначавшие предметы значки приобретали и дополнительное абстрактное значение, выросло критское-иероглифическое. Упоминаемое письмо А — уже слоговое. Как и в Египте, на Крите быстро догадались записывать собственные имена фонетически, —используя иероглифы, передававшие слово из одного слога. Но в отличие от египтян, минойцы скоро начали писать так и нарицательные имена. А позже, — уже после эпохи Фестского диска, — появилось и критское линейное письмо Б, в котором слоговые знаки, упростились и утратили сходство и рисунками.
...Причём это здесь? При том, что на данный момент критские надписи, а также несколько видов письменности возникших в восточном Средиземноморье под влиянием линейного письма А или Б («троянское», «кипрское» письмо и так далее), расшифрованы лишь фрагментарно. Благодаря нескольким двуязычным надписям, в которых минойский текст дублируется греческим (алфавиты довольно долго использовались параллельно), понятным стало фонетическое значение некоторых знаков, и смысл нескольких слов. Но как и в случае с этрусками, этим успехи и ограничились. Язык минойцев оказался неизвестным и не индоевропейским.
Система письменности, использованная создателями Фестского диска, также не расшифрована. Как минимум, вменяемыми людьми. Понятно, что для лингвистов-любителей прочтение текста проблемы не составляет. С точки же зрения профессионалов, расшифровка едва ли возможна ввиду ограниченности материала. Фестские знаки не встречаются больше нигде. Что породило споры о возможно не критском происхождении артефакта.
Споры эти, впрочем, не привели никуда. Ибо с одной стороны, некоторые из фестских знаков сходны с другими — критскими. Другие же — нет. Расположение текста по спирали встречается на Крите, но и в других местах, — например у этрусков, — тоже. Не удалось понять даже которая из сторон диска — лицевая, и как текст направлен — от края к центру или наоборот. Консенсус достигнут лишь в том, что текст состоит из 61 слова, записанных с помощью 45 различных слоговых символов. Общее количество знаков 242 или 243.
...Это всё, что известно точно. То есть, —точно, что на диск нанесена надпись. Это не астрологический календарь, не культовый предмет покрытый магическими рунами, и не что-то ещё другое. Текст, даже не прочтённый, обладает определённой, узнаваемой, присущей лишь осмысленному тексту и ничему иному, структурой. Позволяющей сделать некоторые выводы даже о языке, на котором написан. И такие выводы даже были сделаны, хотя ничего и не дали. По причине указанной выше и общей с проблемами чтения линейного письма А: это какой-то неизвестный, не родственный современным язык древнего Средиземноморья.
Но что же тогда диск поведал о мире до Санторина? На самом деле, не мало и информация эта оказалась весьма нетривиальной. Вся соль в методе нанесения надписи — с помощью набора штампов. Подобная техника использовалась ещё шумерами, и позже забыта не была. Не говоря уж о наборном шрифте, печати применяются до сих пор. Однако, в древности она не использовалась для нанесения длинных надписей.
Штампы удобны, позволяют работать быстро и аккуратно, но не подходят для письменности иероглифической. Знаков слишком много, и долго искать нужный знак в горе палочек. Не подходят они и для нанесения упрощённых символов, обозначающих слоги или буквы. Тут уже удобнее становится один острый стилус, и возникает клинопись. Однако, в переходный период, когда рисуночное письмо, быстро, без утраты сложности начертания знаков, пройдя стадию иероглифического, превращается в слоговое, —50-60 штампов идеальное решение проблемы скорописи.Источник: "Цитадель адеквата"
Во-вторых, о тексте. Но сначала о диске. Кратко излагая общеизвестное, стоит отметить, что найден он был в тайнике при раскопках принадлежащего минойской цивилизации дворца в Фесте на острове Крит. Это — отлично сохранившееся изделие из терракоты (обожженной глины) диаметром 16 и толщиной 2 сантиметра, покрытое расположенными по спирали письменами с обоих сторон. Знаки нанесены методом выдавливания, с помощью набора печатей. В тайник диск был помещён около 1700 года до н.э. вместе с другой «глиняной книгой», представлявшей собой образец критского линейного письма А.
Вообще, на минойском Крите использовалось четыре разновидности письменности. Но не одновременно. Критяне же не японцы, всё-таки. Сначала, как и положено, возникло рисуночное письмо. Из которого позже, по мере того как обозначавшие предметы значки приобретали и дополнительное абстрактное значение, выросло критское-иероглифическое. Упоминаемое письмо А — уже слоговое. Как и в Египте, на Крите быстро догадались записывать собственные имена фонетически, —используя иероглифы, передававшие слово из одного слога. Но в отличие от египтян, минойцы скоро начали писать так и нарицательные имена. А позже, — уже после эпохи Фестского диска, — появилось и критское линейное письмо Б, в котором слоговые знаки, упростились и утратили сходство и рисунками.
...Причём это здесь? При том, что на данный момент критские надписи, а также несколько видов письменности возникших в восточном Средиземноморье под влиянием линейного письма А или Б («троянское», «кипрское» письмо и так далее), расшифрованы лишь фрагментарно. Благодаря нескольким двуязычным надписям, в которых минойский текст дублируется греческим (алфавиты довольно долго использовались параллельно), понятным стало фонетическое значение некоторых знаков, и смысл нескольких слов. Но как и в случае с этрусками, этим успехи и ограничились. Язык минойцев оказался неизвестным и не индоевропейским.
Система письменности, использованная создателями Фестского диска, также не расшифрована. Как минимум, вменяемыми людьми. Понятно, что для лингвистов-любителей прочтение текста проблемы не составляет. С точки же зрения профессионалов, расшифровка едва ли возможна ввиду ограниченности материала. Фестские знаки не встречаются больше нигде. Что породило споры о возможно не критском происхождении артефакта.
Споры эти, впрочем, не привели никуда. Ибо с одной стороны, некоторые из фестских знаков сходны с другими — критскими. Другие же — нет. Расположение текста по спирали встречается на Крите, но и в других местах, — например у этрусков, — тоже. Не удалось понять даже которая из сторон диска — лицевая, и как текст направлен — от края к центру или наоборот. Консенсус достигнут лишь в том, что текст состоит из 61 слова, записанных с помощью 45 различных слоговых символов. Общее количество знаков 242 или 243.
...Это всё, что известно точно. То есть, —точно, что на диск нанесена надпись. Это не астрологический календарь, не культовый предмет покрытый магическими рунами, и не что-то ещё другое. Текст, даже не прочтённый, обладает определённой, узнаваемой, присущей лишь осмысленному тексту и ничему иному, структурой. Позволяющей сделать некоторые выводы даже о языке, на котором написан. И такие выводы даже были сделаны, хотя ничего и не дали. По причине указанной выше и общей с проблемами чтения линейного письма А: это какой-то неизвестный, не родственный современным язык древнего Средиземноморья.
Но что же тогда диск поведал о мире до Санторина? На самом деле, не мало и информация эта оказалась весьма нетривиальной. Вся соль в методе нанесения надписи — с помощью набора штампов. Подобная техника использовалась ещё шумерами, и позже забыта не была. Не говоря уж о наборном шрифте, печати применяются до сих пор. Однако, в древности она не использовалась для нанесения длинных надписей.
Штампы удобны, позволяют работать быстро и аккуратно, но не подходят для письменности иероглифической. Знаков слишком много, и долго искать нужный знак в горе палочек. Не подходят они и для нанесения упрощённых символов, обозначающих слоги или буквы. Тут уже удобнее становится один острый стилус, и возникает клинопись. Однако, в переходный период, когда рисуночное письмо, быстро, без утраты сложности начертания знаков, пройдя стадию иероглифического, превращается в слоговое, —50-60 штампов идеальное решение проблемы скорописи.Источник: "Цитадель адеквата"
Опубликовано 11 апреля 2022
Комментариев 0 | Прочтений 1131
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: