Моаи, ронго-ронго и прочие загадки острова Пасхи: подлинные и мнимые
Остров Пасхи или Рапануи, как его называют коренные жители, - один из наиболее удалённых и изолированных участков суши. В радиусе 3000 километров от него только волны Тихого океана и ещё несколько мелких островов, лишь один из которых - Питкерн - населён потомками взбунтовавшихся британских матросов. Тем не менее, Рапануи широко известен, благодаря загадочным статуям на берегах. Многие видят в нём последний осколок исчезнувшего континента Лемурия...
...Так что, пожалуй, стоит начать с истории острова. Вся она короче, чем история города Москва. Заселён Рапануи согласно данным радиоуглеродного анализа был лишь около 1200 года. Открыли и колонизировали его полинезийцы. И тут следует отметить, что открытие и колонизация — это разное. Последняя предполагала строительство огромных катамаранов, принимавших на борт сотни человек — целые племена — с припасами и имуществом. И просто так, без предварительной разведки, полинезийцы в столь затратные и рискованные предприятия не пускались. То есть, к 1200 году Рапануи уже был известен им, может быть, несколько веков.
Не преподнесло сюрпризов и исследование ДНК аборигенов. По крайней мере, в том смысле, что это действительно оказались восточные полинезийцы, кстати и говорившие диалекте близком к языкам жителей Самоа и Маркизских островов.
Но о самих полинезийцах следует рассказать подробнее. Уровень их культуры соответствовал неолиту, однако, очень своеобразному. Морскому. Не похожему на континентальный. Весьма примитивные представления о земледелии сочетались у них с зачаточным скотоводством (собаки, куры и свиньи) и изощрёнными техниками ловли рыбы. Развитие же ремёсел ограничивалось скудностью ресурсов. Нигде на территории обитания полинезийцев не встречалась годная глина, и, как следствие, о керамике они представления не имели. Как и о металлах. Даже обычный камень имелся не на всех островах. Во многих случаях полинезийцы вынуждены были заменять его акульими зубами и обломками раковин.
При этом, технологии судостроения в Полинезии были развиты чрезвычайно — пригодный для океанских плаваний корабль строился простейшими инструментами из подручных материалов, — а навигационные навыки полинезийцев являлись буквально сверхъестественными.
На вулканическом острове Пасхи камень, впрочем, был: несколько разновидностей мягкого, лёгкого, очень простого для обработки, но почти бесполезного туфа и — базальт. Из базальта, обрабатывая его трением, рапануйцы делали даже рыболовные крючки. Кстати, это единственный способ. Никакой «лазерной болгаркой» изготовить из камня крючок нельзя в принципе.
Но, кстати, о камне. Из него рапануйцы изготавливали моаи. В основном из туфа, хотя, есть и несколько базальтовых экземпляров. Несколько — из, примерно, 900 найденных. Точно также, лишь небольшая часть моаи велика — массой до 5 и даже 10 тонн. И почти половина из статуй не закончена и оставлена в каменоломнях (в том числе, самая большая 50-тонная моаи), либо брошена по дороге к месту установки. Так что, ответ на вопрос, как рапануйцы изготавливали и перемещали истуканы можно сформулировать так: с большим трудом.
При этом, все моаи изготовлены в относительно небольшой период — XIV-XV века, — когда остров переживал расцвет. Население Рапануи достигло в это время 15-17 тысяч человек, что соответствует плотности 100 жителей на квадратный километр. Монументальное искусство пасханцев стремительно развивалось, так что на острове можно найти моаи четырёх поколений — от очень грубых, условно антропоморфных, кое-как слепленных из камня «снеговиков», до появляющихся в конце XV века классических форм. Последние, обычно, и можно видеть на снимках.
Стоит упомянуть и письменности ронго-ронго, включающей 800 знаков. Попытки расшифровки надписей на дощечках привели исследователей к выводу, что это, всё-таки, не надписи. Не осмысленный текст. В противном случае между частотой использованных знаков и их взаимным расположением обнаружились бы закономерные связи. Но их нет. Вероятно, ронго-ронго — вид декоративного искусства, магический орнамент, имитирующий письменность. Причём, скорее всего, письменность европейскую. Увидев у пришельцев артефакты — плотно покрытые знаками листы бумаги, явно имевшие огромную силу и значение, — аборигены захотели сделать себе такие же. Самые старые ронго-ронго относятся к 30 годам XIX века, а легенды рапануйцев связанные с дощечками записаны в начале XX века. Основания же полагать, что дощечки и легенды появились ранее, чем были обнаружены, отсутствуют.
...И теперь уже можно обратиться к действительным тайнам острова. Главная из них — всё те же моаи. Несмотря на близкое родство местной культуры с прочими полинезийскими культурами, нигде более на Тихом океане чего-либо подобного нет. И это тем более труднообъяснимо, что и сами рапануйцы ничего внятного о причинах, по которым когда-то захотели украсить берега статуями, сказать не смогли. Не смогли, ибо никогда этого не знали.
Предания острова сообщают, что населён он был двумя племенами: «длинноухих» (растягивали мочки ушей) и «короткоухих». Причём, «длинноухие» занимали господствующее положение, взяв на себя жреческие функции, проведение обрядов, духовную жизнь в целом и обложив «короткоухих» данью. В том числе, и в форме проведения работ связанных с установкой моаи.
Генетические исследования, однако, не подтвердили версию «двух племён». Потомки длинноухих и короткоухих рапануйцев имели общую наследственность. Так что, правильнее говорить о делении рапануйского общества на сословия. На острове шло имущественное расслоение и складывалась государственность.
Однако, в XV веке эпоха процветания закончилась. Примитивные способы хозяйствования аборигенов привели к экологической катастрофе. Леса исчезли, остров опустынился и начался голод, приведший к социальному взрыву. Длинноухих перебили. Не всех. Но уцелевшие не сохранили культуру и верования, объяснявшие необходимость строительства моаи.
И в этой истории нет ничего удивительного. Что-то очень похожее много раз происходило на Американском континенте. Так, в частности, погибли цивилизации ольмеков и майя. Удивительно другое: откуда вообще взялись культура и верования длинноухих?
С происхождением населения острова всё просто. Но — не совсем. Выяснить откуда конкретно прибыли переселенцы так и не удалось. Привезти на остров они смогли только кур, потеряв свиней и собак где-то дорогой. А значит, добирались с приключениями. Не известно, с какими именно, однако, логично предположить, что приключения эти и обусловили уникальные особенности рапануйской культуры.
Все просто, но не совсем, и с наследственностью рапануйцев. Она не отличается от таковой у восточных полинезийцев в целом. То есть, включает и гены проникшие с американского континента. Исследования даже сообщили дату и место контакта: Колумбия, около 1200 (как раз, время заселения острова) года.
Есть свидетельства контакта с Америкой и на самом Рапануи. Они включают растения, встречающиеся только там и на озере Титикака, а также комплекс Аху Винапу. Это не крепость, а ритуальная площадка, аналогичная по функциям прочим аху Полинезии. Но построена она в узнаваемом «полигональном» стиле инков.
...Значит, прав бы Тур Хейердал, настаивавший на трансокеанских связях между Америкой и Полинезией и даже на заселении островов с востока? Нет. Не прав скорее всего. Допускается, что экспедиция инков могла достигать острова Пасхи в XV веке, но куда более вероятно обратное. Это полинезийцы достигали берегов Америки. Инки хорошими мореплавателями никогда не были, зато полинезийцы — несомненно. Изумительно хорошими. Загадочные приключения, в процессе которых сложилась уникальная культура длинноухих, потерялись свиньи и проникли в популяцию гены индейцев, могли происходить и в Америке.Источник: "Цитадель адеквата"
...Так что, пожалуй, стоит начать с истории острова. Вся она короче, чем история города Москва. Заселён Рапануи согласно данным радиоуглеродного анализа был лишь около 1200 года. Открыли и колонизировали его полинезийцы. И тут следует отметить, что открытие и колонизация — это разное. Последняя предполагала строительство огромных катамаранов, принимавших на борт сотни человек — целые племена — с припасами и имуществом. И просто так, без предварительной разведки, полинезийцы в столь затратные и рискованные предприятия не пускались. То есть, к 1200 году Рапануи уже был известен им, может быть, несколько веков.
Не преподнесло сюрпризов и исследование ДНК аборигенов. По крайней мере, в том смысле, что это действительно оказались восточные полинезийцы, кстати и говорившие диалекте близком к языкам жителей Самоа и Маркизских островов.
Но о самих полинезийцах следует рассказать подробнее. Уровень их культуры соответствовал неолиту, однако, очень своеобразному. Морскому. Не похожему на континентальный. Весьма примитивные представления о земледелии сочетались у них с зачаточным скотоводством (собаки, куры и свиньи) и изощрёнными техниками ловли рыбы. Развитие же ремёсел ограничивалось скудностью ресурсов. Нигде на территории обитания полинезийцев не встречалась годная глина, и, как следствие, о керамике они представления не имели. Как и о металлах. Даже обычный камень имелся не на всех островах. Во многих случаях полинезийцы вынуждены были заменять его акульими зубами и обломками раковин.
При этом, технологии судостроения в Полинезии были развиты чрезвычайно — пригодный для океанских плаваний корабль строился простейшими инструментами из подручных материалов, — а навигационные навыки полинезийцев являлись буквально сверхъестественными.
На вулканическом острове Пасхи камень, впрочем, был: несколько разновидностей мягкого, лёгкого, очень простого для обработки, но почти бесполезного туфа и — базальт. Из базальта, обрабатывая его трением, рапануйцы делали даже рыболовные крючки. Кстати, это единственный способ. Никакой «лазерной болгаркой» изготовить из камня крючок нельзя в принципе.
Но, кстати, о камне. Из него рапануйцы изготавливали моаи. В основном из туфа, хотя, есть и несколько базальтовых экземпляров. Несколько — из, примерно, 900 найденных. Точно также, лишь небольшая часть моаи велика — массой до 5 и даже 10 тонн. И почти половина из статуй не закончена и оставлена в каменоломнях (в том числе, самая большая 50-тонная моаи), либо брошена по дороге к месту установки. Так что, ответ на вопрос, как рапануйцы изготавливали и перемещали истуканы можно сформулировать так: с большим трудом.
При этом, все моаи изготовлены в относительно небольшой период — XIV-XV века, — когда остров переживал расцвет. Население Рапануи достигло в это время 15-17 тысяч человек, что соответствует плотности 100 жителей на квадратный километр. Монументальное искусство пасханцев стремительно развивалось, так что на острове можно найти моаи четырёх поколений — от очень грубых, условно антропоморфных, кое-как слепленных из камня «снеговиков», до появляющихся в конце XV века классических форм. Последние, обычно, и можно видеть на снимках.
Ронго-Ронго
Стоит упомянуть и письменности ронго-ронго, включающей 800 знаков. Попытки расшифровки надписей на дощечках привели исследователей к выводу, что это, всё-таки, не надписи. Не осмысленный текст. В противном случае между частотой использованных знаков и их взаимным расположением обнаружились бы закономерные связи. Но их нет. Вероятно, ронго-ронго — вид декоративного искусства, магический орнамент, имитирующий письменность. Причём, скорее всего, письменность европейскую. Увидев у пришельцев артефакты — плотно покрытые знаками листы бумаги, явно имевшие огромную силу и значение, — аборигены захотели сделать себе такие же. Самые старые ронго-ронго относятся к 30 годам XIX века, а легенды рапануйцев связанные с дощечками записаны в начале XX века. Основания же полагать, что дощечки и легенды появились ранее, чем были обнаружены, отсутствуют.
...И теперь уже можно обратиться к действительным тайнам острова. Главная из них — всё те же моаи. Несмотря на близкое родство местной культуры с прочими полинезийскими культурами, нигде более на Тихом океане чего-либо подобного нет. И это тем более труднообъяснимо, что и сами рапануйцы ничего внятного о причинах, по которым когда-то захотели украсить берега статуями, сказать не смогли. Не смогли, ибо никогда этого не знали.
Предания острова сообщают, что населён он был двумя племенами: «длинноухих» (растягивали мочки ушей) и «короткоухих». Причём, «длинноухие» занимали господствующее положение, взяв на себя жреческие функции, проведение обрядов, духовную жизнь в целом и обложив «короткоухих» данью. В том числе, и в форме проведения работ связанных с установкой моаи.
Генетические исследования, однако, не подтвердили версию «двух племён». Потомки длинноухих и короткоухих рапануйцев имели общую наследственность. Так что, правильнее говорить о делении рапануйского общества на сословия. На острове шло имущественное расслоение и складывалась государственность.
Однако, в XV веке эпоха процветания закончилась. Примитивные способы хозяйствования аборигенов привели к экологической катастрофе. Леса исчезли, остров опустынился и начался голод, приведший к социальному взрыву. Длинноухих перебили. Не всех. Но уцелевшие не сохранили культуру и верования, объяснявшие необходимость строительства моаи.
И в этой истории нет ничего удивительного. Что-то очень похожее много раз происходило на Американском континенте. Так, в частности, погибли цивилизации ольмеков и майя. Удивительно другое: откуда вообще взялись культура и верования длинноухих?
С происхождением населения острова всё просто. Но — не совсем. Выяснить откуда конкретно прибыли переселенцы так и не удалось. Привезти на остров они смогли только кур, потеряв свиней и собак где-то дорогой. А значит, добирались с приключениями. Не известно, с какими именно, однако, логично предположить, что приключения эти и обусловили уникальные особенности рапануйской культуры.
Все просто, но не совсем, и с наследственностью рапануйцев. Она не отличается от таковой у восточных полинезийцев в целом. То есть, включает и гены проникшие с американского континента. Исследования даже сообщили дату и место контакта: Колумбия, около 1200 (как раз, время заселения острова) года.
Есть свидетельства контакта с Америкой и на самом Рапануи. Они включают растения, встречающиеся только там и на озере Титикака, а также комплекс Аху Винапу. Это не крепость, а ритуальная площадка, аналогичная по функциям прочим аху Полинезии. Но построена она в узнаваемом «полигональном» стиле инков.
...Значит, прав бы Тур Хейердал, настаивавший на трансокеанских связях между Америкой и Полинезией и даже на заселении островов с востока? Нет. Не прав скорее всего. Допускается, что экспедиция инков могла достигать острова Пасхи в XV веке, но куда более вероятно обратное. Это полинезийцы достигали берегов Америки. Инки хорошими мореплавателями никогда не были, зато полинезийцы — несомненно. Изумительно хорошими. Загадочные приключения, в процессе которых сложилась уникальная культура длинноухих, потерялись свиньи и проникли в популяцию гены индейцев, могли происходить и в Америке.Источник: "Цитадель адеквата"
Опубликовано 31 марта 2022
Комментариев 0 | Прочтений 944
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: