Почему церкви обращены на восток
Традиционно христианские храмы строят с запада на восток. Вход находится в западной стороне церкви, а главная алтарная часть на востоке. Почему так происходит? С чем это связано? И есть ли у данной христианской традиции языческие корни?
Ориентация церквей в истории христианства
Ориентация храмов на восток связана с древнейшим почитанием солнца как божественного образа, от которого исходит тепло и свет. В древности христиане ассоциировали Иисуса Христа с солнцем, опираясь на ветхозаветную книгу пророка Малахии:
Также в Новом Завете есть взаимосвязь востока со вторым пришествием Иисуса Христа:
Ранние христианские писатели Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ириней Лионский и Иустин Мученик (2-3 век) упоминали, что христиане молятся в сторону востока или на восходящее солнце:
В 4 веке, когда христианство стало государственной религией Римской империи, началась унификация строительства церквей с запада на восток. Хотя до этого были варианты, когда алтарь мог находиться в западной части храма.
Важно понимать, что ориентация запад-восток не была универсальной во все времена, особенно после возвышения статуса городов в Новое время в Европе. Тогда христиане были вынуждены строить храмы с учетом расположения светских и жилых построек. В православном христианстве традиция "на восток" укрепилась сильнее, чем в западном христианстве.
Древнееврейские и языческие корни
Археологи, изучая древние иудейские и израильские поселения времен железного века, пришли к выводу, что большинство из них направлены на восток. По мнению археолога Авраама Фауста восток для иудеев был благоприятным местом, а запад считался местом хаоса и разрушений.
Если рассматривать проблему климатически, то древние евреи должны были обращать свои дома в сторону запада, откуда дул приятный морской бриз. С востока же шел горячий ветер. Но дверные проемы и окна домов направляли именно на восток.
В различных культурах по всему миру именно восток является предпочтительным направлением. Это направление восхода солнца, которое обычно символизирует начало и обновление. Это предпочтение контрастирует с западом, направлением заката, часто символизирующим конец или смерть.
У индонезийского народа тораджа восток - это направление жизни, восходящее солнце и место богов. Народ нуэров южного Судана соотносит переход от рождения к смерти с движением солнца. Они отождествляют запад со смертью, а восток - с жизнью. Нуэры используют один и тот же глагол для обозначения погребения и захода. Для древних египтян запад был царством смерти.
Библейский язык также дает понять нам причины нелюбви древних евреев к западному направлению. В Ветхом Завете есть много примеров, где слово "запад" совпадает с силами хаоса. В "Книге пророка Исаии" Бог борется с морским чудовищем Левиафаном. Море символизирует хаос, оно обозначается термином "йям", как и запад.
В древнееврейской космологии бог Яхве обитает на востоке, о чем свидетельствует пророк Иезекииль:
Ветхозаветные представления о востоке имеют политеистические корни, потому что они исходят из идеи, что бог Яхве не был богом целого мира, а лишь контролировал определенный участок на земле.
Таким образом, строительство храмов с запада на восток имеет не только богословские корни, но и древние политеистические, связанные с архаичной космологией древних евреев. Преимущество восточного направления объясняется восходом солнца. Обожествление солнца - распространенная практика древних людей, которая через века перешла в христианство, где солнце символически стало означать Иисуса Христа.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Ориентация церквей в истории христианства
Ориентация храмов на восток связана с древнейшим почитанием солнца как божественного образа, от которого исходит тепло и свет. В древности христиане ассоциировали Иисуса Христа с солнцем, опираясь на ветхозаветную книгу пророка Малахии:
Но для вас, кто чтит Мое Имя, взойдет Солнце Правды. В лучах Его – исцеление. Вы пойдете, резвясь, как телята, которых выпустили из стойла. (Малахия 4:2)
Также в Новом Завете есть взаимосвязь востока со вторым пришествием Иисуса Христа:
...как молния, которая, сверкая с востока, бывает видна и на западе, так будет и возвращение Сына Человеческого. (Матфей 24:27)
...по глубочайшему милосердию нашего Бога, Который пошлет нам Утреннюю Зарю с небес... (Лука 1:78)
Солярный образ Иисуса (Спас Пантократор)
Ранние христианские писатели Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ириней Лионский и Иустин Мученик (2-3 век) упоминали, что христиане молятся в сторону востока или на восходящее солнце:
Восстань, Иерусалим, и стань на высоте, и посмотри на восток, и увидишь сынов твоих, собранных от восхода солнца до запада словом того Святого радующихся о памяти Божией. (Против ересей. Ириней)
Некоторые думают гораздо разумнее и правдоподобнее, именно: солнце наш Бог. (Апологетик. Тертуллиан)
Ириней Лионский
В 4 веке, когда христианство стало государственной религией Римской империи, началась унификация строительства церквей с запада на восток. Хотя до этого были варианты, когда алтарь мог находиться в западной части храма.
Важно понимать, что ориентация запад-восток не была универсальной во все времена, особенно после возвышения статуса городов в Новое время в Европе. Тогда христиане были вынуждены строить храмы с учетом расположения светских и жилых построек. В православном христианстве традиция "на восток" укрепилась сильнее, чем в западном христианстве.
Храм в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник" с алтарем на север
Древнееврейские и языческие корни
Археологи, изучая древние иудейские и израильские поселения времен железного века, пришли к выводу, что большинство из них направлены на восток. По мнению археолога Авраама Фауста восток для иудеев был благоприятным местом, а запад считался местом хаоса и разрушений.
Если рассматривать проблему климатически, то древние евреи должны были обращать свои дома в сторону запада, откуда дул приятный морской бриз. С востока же шел горячий ветер. Но дверные проемы и окна домов направляли именно на восток.
В различных культурах по всему миру именно восток является предпочтительным направлением. Это направление восхода солнца, которое обычно символизирует начало и обновление. Это предпочтение контрастирует с западом, направлением заката, часто символизирующим конец или смерть.
У индонезийского народа тораджа восток - это направление жизни, восходящее солнце и место богов. Народ нуэров южного Судана соотносит переход от рождения к смерти с движением солнца. Они отождествляют запад со смертью, а восток - с жизнью. Нуэры используют один и тот же глагол для обозначения погребения и захода. Для древних египтян запад был царством смерти.
Библейский язык также дает понять нам причины нелюбви древних евреев к западному направлению. В Ветхом Завете есть много примеров, где слово "запад" совпадает с силами хаоса. В "Книге пророка Исаии" Бог борется с морским чудовищем Левиафаном. Море символизирует хаос, оно обозначается термином "йям", как и запад.
"Битва Левиафана с Богом" Гюстава Доре
В древнееврейской космологии бог Яхве обитает на востоке, о чем свидетельствует пророк Иезекииль:
И вот, слава Бога Израилева шла от востока... (Иезекииль 43:2)
Ветхозаветные представления о востоке имеют политеистические корни, потому что они исходят из идеи, что бог Яхве не был богом целого мира, а лишь контролировал определенный участок на земле.
Таким образом, строительство храмов с запада на восток имеет не только богословские корни, но и древние политеистические, связанные с архаичной космологией древних евреев. Преимущество восточного направления объясняется восходом солнца. Обожествление солнца - распространенная практика древних людей, которая через века перешла в христианство, где солнце символически стало означать Иисуса Христа.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 10 марта 2022
Комментариев 0 | Прочтений 1182
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: