Смерть в представлении древних египтян
Смерть в представлении древних египтян
«Я лежу не охаю, мне теперь всё по...» - такое посмертное утверждение можно найти на одной могильной плите где-то в России. Египетские жрецы и общественность эпохи Древнего царства с ним бы радикально не согласились. Для них смерть не означала конец...

В те времена, когда пирамиды только овладевали воображением египетской знати и мастеров, существование в загробном мире мыслилось таким же, каким оно было на земле. Для отошедших в мир иной всё ещё нужны были питьё, любимые предметы — известно даже захоронение с целой ладьёй — и, конечно же, пища. Но прежде чем кормить мертвецов следовало позаботиться о подобающей обстановке, потому что древние египтяне были не из тех, кто искал лёгких путей.

Всё начиналось с гробницы. Это был новый дом для умершего, и родственники стремились создать для покойника все условия для жизни за чертой жизни: столько комнат, насколько хватит бюджета — известны захоронения с пристройками, с палисадниками и садами. Древние египтяне не были ограничены представлениями современного человека о том, что с собой в могилу ничего не унесёшь, они были уверены в обратном, а не унесёшь сам — тебе принесут.

Гробница не только должна была вместить все материальные доказательства величия человека, а все её элементы — рассказать о том, кем он был при жизни и что успел совершить, но и становилась своего рода прямым порталом подношений из этого мира в загробный. Жречество и зодчие всё предусмотрели:

- для восхваления усопшего и сохранения памяти о нём стены оформлялись различными изображениями и надписями: художественные представления о разных этапах жизни, сюжеты, в которых умерший был среди живых, словно бы ничего не изменилось, словно бы он ещё был частью жизни, притом, самой главной. На всех изображениях он буквально возвышался над всеми и не существовало ни богов, ни царей;

- для оперативной и непрерывной передачи всяческих благ в гробницах размещали ложные двери со специальными жертвенными формулами и ставили перед ними жертвенники, благодаря чему жрецы могли соединить мир живых с миром мертвых и передать всё необходимое.

Здесь мы переходим к главному. Чтобы почивший продолжил жить, ему необходимы были специальные ритуалы, обеспечивающие его, прежде всего, едой и питьём, а уже после всяческими материальными благами.


Ритуал «кормления умерших» был известен ещё на заре древнеегипетской истории — и не стоит думать, что ребята шутили или играли в переносные смыслы. Они буквально кормили их: жертвенная еда была реальной, и требовалось её действительно много. По некоторым данным численность населения между 3000 и 2500 гг. до нашей эры колебалась от 500 тыс. до 1-1,5 млн человек, а средняя продолжительность жизни не превышала 30-35 лет.

Учитывая особенности расположения плодородных земель, можно представить как жители районов Дельты Нила в какой-то момент начинали задавать неудобные вопросы жречеству, ведь получалось, что они кормили и живых, и мёртвых, и не только в северных районах, но и вообще по всему Египту — а неурожаи, смуты и прочие неприятности никто не отменял. Поэтому жрецам пришлось искать выход из сложившейся ситуации.

Решение оказалось донельзя простым (по меркам современного человека): в какой-то момент письменность приобрела ещё и особую магическую роль, усложнилась — и «кормление» теперь проходило по другим правилам. Теперь жрецу культа усопшего или даже обычному посетителю гробницы было достаточно произнести вслух особую формулу, которая включала в себя названия всех предполагаемых жертвенных даров: «тысяча хлебов, тысяча кружек пива, тысяча кусков отборного мяса, тысяча гусей и тысяча всяких хороших и чистых вещей». Так сытыми оставались все: и живые, и мёртвые.

Читая об отношении к загробному миру, представляя, как жители не самого благодатного края несут реальную пищу в гробницы, мы задаёмся вполне логичным вопросом: а зачем? Зачем всё это было и какой в этом смысл? Объяснений этому явлению несколько: одни египтологи считают, что подобные подношения были своего рода вложением — и что живым потом воздастся за их щедрость и в трехкратном размере; другие связывают это с обычаями некоторых африканских племён — почитание мертвецов и поддержание загробной жизни якобы делало сильнее всех живущих; а существует мнение, связанное с понятием Ка — искрой жизни, человеческим духом и незримым двойником каждого египтянина.


Пока человек был жив, его Ка был в безопасности, потому что он постоянно существовал в сознании и своего носителя, и в сознании окружающих людей. Но со смертью его облик мог стереться из памяти, что означало бы неминуемую гибель. От того каждому в Древнем Египте было важно, чтобы о нём помнили, регулярно навещали, кормили, а изображения с ним украшали гробницу, чтобы так и оставаться в памяти людей, словно бы никакой смерти и не было. «Так возникает мир Ка – сложноорганизованная система изобразительно-архитектурных компонентов, гарантирующая Двойнику хозяина погребения безбедное и теоретически вечное существование».Автор: Я.Петрова
Источник: "Катехизис и Катарсис"
Опубликовано 26 февраля 2022 Комментариев 0 | Прочтений 1066

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия